Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок, его структура, механизм функционирования. Структуризация рынка. Конкуренция и ее виды. Функции рыночного механизма





Ры́нок — категория товарного хозяйства[1], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[2]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

К функциям рынка относятся

1.информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2.посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3.ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

4.регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5.стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6.координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

7.санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

СТРУКТУРА РЫНКА - Это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Множеством мелких фирм

б) Однородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Равным доступом ко всем видам информации

 

2) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Множеством мелких фирм

б) Неоднородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

 

3) ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Небольшим числом крупных фирм

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции

в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

 

4) МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Одной фирмой

б) Уникальностью продукции

в) Практически не преодолимыми барьерами на вход

г) Несколько ограниченным доступом к информации

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Механизм рыночного регулирования –это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

2. Рыночная экономика: сущность, структура и закономерности развития. Виды экономического обмена. Виды рыночной экономики. Модели смешанной экономики.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами главные экономические вопросы:

Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и в какой их комбинаций, при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.


Для кого производить – это проблема, требующая ответа на вопрос: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм.

В рыночной экономике актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений:

Общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.

Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства.

Свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает.

Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''.

Существование выше перечисленных условий обуславливает наличие рыночной системы как таковой, включающей следующие важнейшие элементы:

Субъекты. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

Спрос и предложение. Количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени. Или - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии и неразрывно связаны друг с другом. Следовательно, изменение спроса влечёт за собой изменение предложения и наоборот.

Свободное ценообразование. Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Конкуренция. Соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».


Постоянный рост темпов экономического роста - это идеальное состояние экономики: практически наряду с ростом имеются периоды стабилизации темпов и даже спады. Эти состояния сменяют друг друга с определенной последовательностью и периодичностью, что дает возможность сделать вывод о цикличности развития в экономике.

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Виды обмена:

Бартер - самая неэффективная форма обмена, при которой резко возрастает трансакционные издержки. При недостатке свободных денежных средств, как на счетах физических, так и на счетах юридических лиц, бартер возможен и развивается особенно в периоды экономического кризиса.

Торговля (товар – деньги – товар) – это форма обмена, в которой появляется универсальный товар, деньги, которые принимаются всеми сторонами обмена, при этом деньги могут выступать в различных формах, наиболее эффективным будут электронные деньги (кредитные или дисконтные карты).

Дарение или завещание – это односторонняя форм обмена, где одна сторона получает выгоду в виде полученного товара, а вторая сторона в виде морального удовлетворения от совершенной сделки.

Виды рынков:

1) рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров; 2) рынок услуг; 3) рынок жилой площади; 4) рынок средств производства; 5) рынок инвестиций, входящий в рынок ссудных капиталов; 6) рынок денег, валюты, ценных бумаг; 7) рынок рабочей силы (труда); 8) рынок инноваций; 9) рынок духовного, интеллектуального продукта; 10) потребительский рынок.

Смешанная экономика - это такой способ организации народно-хозяйственной деятельности, при котором:

рыночная экономика вводит регулирование посредством планирования;

плановая экономика применяет те или иные рыночные механизмы.

Модели смешанной экономики:

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.


Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Спрос и предложение (факторы, влияющие на рыночные спрос и предложение; функции и кривые спроса и предложения; законы спроса и предложения, взаимодействие спроса и предложения, механизм установления равновесия).

Независимо от конкретного вида рынка основными его элементами являются спрос, предложение и цена. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением продовольственных товаров.

Важнейшим элементом продовольственного рынка является спрос, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т. е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Выделяют следующие виды спроса: реальный, удовлетворенный и неудовлетворенный. Реальный спрос отражает совокупную общественную потребность в продовольствии, обеспеченную денежными средствами, при определенном уровне цен на него. Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на продовольственные товары.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

экономические: уровень развития производства продовольственных то­варов, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности населения продуктами питания и др.;

социальные: социальная структура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и др.;

демографические: численность населения, соотношение между город­ским и сельским населением, его половозрастной состав, размер и состав се­мьи, миграция населения;

природно-климатические: географические и экономические условия, традиции, условия сбыта и т. п.;

политические: общая социально-политическая ситуация, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

Предложение является вторым, не менее значительным, чем спрос, параметром рынка. Оно не только определяется спросом, но и активно воздействует на него. Так, дефицит какого-то пищевого продукта приводит к такой системе обменных отношений, в которой покупатель становится зависимым от продавца. Продавец при этом может субъективно устанавливать цены на пищевые продукты и диктовать свою волю покупателю. Перепроизводство же продовольственных товаров, напротив, порождает всевластие покупателя в ущерб продовольственного сектора, ибо снижение спроса ведет к понижению цен и потере части дохода. Отсюда следует, что спрос и предложение взаимосвязаны между собой и нарушение ценового равновесия сигнализирует о том, что продовольственный рынок не справляется со своими функциями регулирования и необходимо корректировать механизмы, им управляющие.

Предложение складывается под влиянием следующих факторов:

цен на ресурсы (земля, ГСМ, семена и т. д.);

технологий производства;

налогов и дотаций;

цен на другие товары;

ожидания изменения цен;

числа продавцов на рынке.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)

Эластичность спроса и предложения (понятие эластичности спроса и ее измерение; виды эластичного спроса и предложения, факторы эластичности, спрос и предложение в кратчайшем (мгновенном), краткосрочном и долгосрочном периодах; практическое применение фактора эластичного спроса и предложения в бизнесе и экономической политике.)

Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

K o — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества продажи

P — процент изменения цены

 

Эластичность спроса по цене

(Предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника), легкозаменяемые товары (мясо, фрукты))

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание -тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

 

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Перекрёстная эластичность спроса. Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

Эластичность предложения по цене - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объёма предложения при изменении цены на 1 %. Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

Рисунок 1 Мгновенное равновесие

Рисунок 3 Долгосрочное равновесие  

Рисунок 2 Краткосрочное равновесие

 

 

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

5. Предприятие (фирма) как субъект и объект рыночных отношений, их классификация. Роль и функции предприятия (фирмы) в рыночной экономике. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Диверсификация. Производительные и непроизводительные предприятия/организации.

 

Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.

 

Предприятие – это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.

 

Предприятие как юридическое лицо – это предприятие, наделенное правами юридического лица прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию и отвечающее определенным признакам установленным законодательством страны.

 

Предприятие владеющее правами юридического лица имеет право свободно распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных, арбитражных и других органах власти, получать кредит, вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими или физическими лицами.

Предприятие владеющее правами юридического лица имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет и иные счета в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями и на выплату зарплаты.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства.

С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:

- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта и валового национального продукта,

- обеспечения обороноспособности государства;

- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

- решения проблемы занятости;

- простого и расширенного воспроизводства;

- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций (это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий);

- решения многих других социальных проблем (эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют).

В зависимости от объемов производства и количества рабочих предприятие может быть малым, средним и крупным.

Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

- ассоциация – это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности;

- консорциум – это временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

- корпорация – это договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий. Центральным регулированием деятельности каждого из участников;

- концерн – это уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.

Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.

Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольныекамни» управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

- определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

- при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

6. Понятие и виды издержек. Сущность издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Оптимальная комбинация факторов производства и ее графическое выражение. Связь функций издержек с производственной функцией.

Экономическая природа прибыли и ее максимизация. Валовая выручка и издержки. Прибыль как функция предпринимательского управления фирмой. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль. Чистый денежный поток и внутренняя норма доходности. Правило максимизации прибыли.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т. д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Данные о доходе и данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем чтобы можно было определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль.

Экономическая прибыль (это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. Чистая прибыль. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

бухгалтерская прибыль — разница между принимаемой к учёту суммой доходов и допустимыми расходами (издержками); при одинаковых условиях бухгалтерская прибыль зависит от стандартов учёта (например, МСФО, РСБУ);

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ-уровень прибыли на вложенный капитал, который мог бы быть получен, если бы капитал был использован простейшим, "обычным" способом, то есть представлен в виде ссуды, аренды.

Валовая выручка – это суммарный денежный доход, равный величине поступления денежных средств от реализации продукции, а также иного имущества и (или) размеру дебиторской задолженности. Валовые издержки – вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции, это общая сумма постоянных и переменных затрат.

 

Валовые издержки, включают постоянные и переменные затраты. Переменные затраты – это расходы, зависящие от объемов производства и реализации продукции, например на сырье, ГСМ и т.п.

Разность между валовой выручкой и валовыми издержками составляет экономическую прибыль

Чистый денежный поток— разница между положительным и отрицательным денежными потоками по конкретному виду деятельности или по хозяйственной деятельности предприятия в целом, в рассматриваемом периоде времени. В течение операционного периода — это сумма денежных средств, которая остается после того, как удовлетворены все денежные потребности бизнеса. Рассчитывается с учетом выплат, дивидендов и, как правило, налогов

Внутренняя норма доходности IRR –это ставка дисконтирования, приравнивающая сумму приведенных доходов от инвестиционного проекта к величине инвестиций, т.е. вложения окупаются, но не приносят прибыль. Величина этой ставки полностью определяется "внутренними" условиями, характеризующими инвестиционный проект.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ, КОМБИНАЦИЯ РЕСУРСОВ

количество каждого ресурса, которое фирма должна использовать, чтобы ее экономическая прибыль была максимальной или убытки минимальными; комбинация ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса (его цене, если ресурс используется на конкурентном рынке).

8. Национальная экономика как целое (основные макроэкономические показатели; отраслевая и секторальная структуры национальной экономики; функциональная структура национальной экономики; система национальных счетов и межотраслевой баланс народного хозяйства; макроэкономические показатели и их использование в анализе эффективности производства; валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП): методы их исчисления)

Основными макроэкономическими показатели являются:

· Валовый национальный продукт

· Валовый внутренний продукт

· Чистый национальный продукт

· Валовый национальный доход

· Валовый национальный располагаемый доход

· Конечное потребление

· Валовое накопление

· Чистое кредитование и чистое заимствование

· Сальдо внешней торговли

· Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Валовый национальный располагаемый доход

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

Национальная экономика - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нём отношений собственности и организационных форм хозяйствования. Национальная экономика имеет отраслевую и секторальную структуры.

Отраслевая структура - это совокупность пропорций и отношений между отдельными отраслями производственной деятельности, где отрасль рассматривается как совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении.

Важную роль в развитии экономики играют пропорции между отраслями, выпускающими продукцию, и элементами экономической системы, обеспечивающими функционирование этих отраслей, т.е. инфраструктурой.

Инфраструктуру подразделяют на производственную и непроизводственную. К производственной инфраструктуре относятся отрасли, обслуживающие материальное производство (энерго-, газо-, водоснабжение, дороги, складское хозяйство, природоохранные сооружения и др.). Непроизводственная инфраструктура включает отрасли, обслуживающие воспроизводство рабочей силы и создание нормальных условий жизнедеятельности людей (общее и профессиональное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, отдых и т.д.).

С одной стороны, отрасли делят на подотрасли, а с другой - группируют в народнохозяйственные комплексы (топливно-энергетический, агропромышленный).

Весьма распространено деление национальной экономики на секторы. Выделяют первичный, вторичный и третичный секторы.

Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство.

Вторичный сектор - это промышленность и строительство.

Первичный и вторичный секторы составляют сферу материального производства.

Третичный сектор состоит из производства услуг (торговля, транспорт, связь, образование, здравоохранение, наука, культура, бытовые и коммунальные услуги и т.д.).

Различают также реальный и финансовый секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый (денежный) призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями.

Функциональная структура национальной экономики характеризует динамическое взаимодействие и зависимость отдельных сегментных рынков (рынка ресурсов, продуктов, денег и валюты, инвестиций, ценных бумаг, научно-технических разработок, нер подвижности и т.п.) и их элементов (спроса и предложения, цен и затрат, доходов и расходов и др.) и формально может быть интерпретирована через ряд функциональных пропорций

между платежеспособным спросом и предложением на созданный ВВП и национальный доход;

между платежеспособным спросом и предложением на отдельных рынках ресурсов и продуктов;

между производительностью труда и зарплатой;

м иж доходам и и расходам и;

между инвестициями и сбережениями;

кредитно-денежные пропорции;

между импортом и экспортом продукции и т.п.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.

Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.

СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.

Межотраслевой баланс (МОБ, метод «затраты-выпуск») — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах.

Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений. Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостной состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли.

В Модели МОБ выделяются четыре квадранта. В первом отражается промежуточное потребление и система производственных связей, во втором — структура конечного использования ВВП, в третьем — стоимостная структура ВВП, а в четвёртом — перераспределение национального дохода.

Макроэкономические показатели — это сводные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, активности, эффективности, уровня благосостояния населения, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике и её текущий уровень. Национальная экономика представляет собой сложный и всеохватывающий организм, обеспечивающий жизнеспособность всех его субъектов. Жизнеспособность национальной экономики определяется с помощью ряда макроэкономических показателей.

К ряду основных макроэкономических показателей относятся:

· Валовый национальный продукт

· Валовый внутренний продукт

· Чистый национальный продукт

· Валовый национальный доход

эти показатели нужны для оценки эффективности

Валовый национальный продукт

Основным показателем, характеризующем экономическую деятельность общества и его благосостояние, является валовый национальный продукт.

Валовый национальный продукт — это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). Является главным показателем хозяйственной деятельности и экономической активности в стране.

Валовый национальный продукт не позволяет точно определить благосостояние общества так как при измерении годового объема производства ВНП завышает объем производства на сумму годовых амортизационных отчислений и сумму косвенных налогов.

Чистый национальный продукт - это валовый национальный продукт за вычетом годовых амортизационных отчислений. Он показывает общий годовой объем производства товаров и услуг, которые были произведены и предоставлены во всех секторах национального хозяйства страны. Чистый национальный продукт показывает общий годовой объем производства, который экономика может потребить, не ухудшая при этом производственные возможности последующих лет.

Валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или являются собственностью иностранцев.

Валовый внутренний продукт используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития и темпов экономического роста.

Валовый внутренний продукт измеряет рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течении года, поэтому это денежный показатель.

Важным условием расчета ВВП является исключение двойного счета. Производство любого товара проходит несколько этапов: вначале сырье превращается в промежуточные товары и затем продается другой фирме для производства готовой продукции. ВВП не учитывает стоимость товара в промежуточных стадиях и учитывает лишь рыночную стоимость конечного продукта. Делается это потому что в стоимость конечного продукта уже включены промежуточные стадии и товары. Если учитывать стоимость товара на промежуточных стадиях то возникнет повторный счет, завышающий реальные размеры ВВП.







Date: 2015-07-27; view: 1267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.073 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию