Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические особенности воспитание школьников в коллективе
Школьный класс после семьи — ближайшая среда, которая оказывает существенное влияние на развитие учащегося. Это влияние идет по многим линиям: в одних случаях оно позитивное, в других — может быть негативным. По мере развития группы, какой является любой класс, в ней формируются такие важные в воспитательном отношении феномены, как традиции, общественное мнение, взаимопомощь, взаимная требовательность, внутригрупповое соревнование, социальная идентификация, социально-психологический климат и др. Высокий уровень организации, преобладание позитивных процессов над негативными делают группу коллективом. Среди психологов нет единого мнения о том, как влияет коллектив на личность. Ряд зарубежных психологов это влияние оценивают только отрицательно, считая, что в нем ограничиваются свобода человека, возможности удовлетворения потребности в самореализации, что при этом утрачивается личная ответственность. Американский психолог У.Бронфенбреннер считает, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с его позицией. Конечно, такие случаи вполне возможны, но они обусловливаются не сущностью самого коллектива, а применением авторитарных методов воспитания. Психологи, игнорирующие роль коллектива как инструмента воспитания, по существу недооценивают роль воспитания и социальной среды и переоценивают значение внутренних психических факторов в развитии личности. Хорошо известно, что происходит с группой детей, предоставленной самой себе. Без воспитания эта группа становится ватагой, где воцаряется культ насилия, развиваются асоциальные наклонности. Опыт воспитания в нашей стране и многочисленные исследования показывают, что коллектив является важным средством формирования личности. В коллективе личность быстрее изживает свои недостатки и приобретает ценные качества, необходимые ей для вхождения в общество, для участия в совместной деятельности. Под влиянием коллектива происходит обогащение личного нравственного опыта. Каждый член коллектива получает удовлетворение от своей причастности к коллективу, у него формируется чувство защищенности, которое А.С.Макаренко считал важным признаком общего тона коллектива. В работе психолога А.Н.Лутошкина "Эмоциональные потенциалы коллектива" приведены примеры коллективов, в которых взаимоотношения личностей не оставляли никаких надежд на их согласие, но в общей деятельности это согласие проявлялось: Люди за работой как бы забывали о своих расхождениях, антипатиях и вместе делали дело. При этом проявляются и формируются механизмы так называемого толерантного поведения (мера взаимных уступок, гибкость в отношениях, такт), которые необходимы каждому для вхождения в коллектив и последующей жизни в нем.
Date: 2015-07-27; view: 1313; Нарушение авторских прав |