Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о спортивной группе, команде, коллективе





 

Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей.

Основной социально-психологической единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями.

Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу, к ним относится: совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако надо помнить, что спортивный коллектив отличается от спортивной группы.

Наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата.

Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность.

С точки зрения современной социальной психологии нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

Работы современных социальных психологов показали, что наиболее эффективными и устойчивыми являются группы из 6-7 человек. Они считаются оптимальными для решения ценностно ориентационных задач.

Данные требования в полной мере соответствуют спортивным командам, численность которых как раз и соответствует требованиям социальной психологии. Так, численность практически любой спортивной команды составляет приблизительно около 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника, врач, массажист, игроки.

По правилам соревнований решение соревновательных задач осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7, 11, что полностью удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы.

К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от окружения, благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, и правил, традиций, условностей и др.

Как и всякая малая социальная группа, спортивная команда имеет четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов как тренеров, так и спортсменов. Основной общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Общегрупповая цель или ценностно-ориентационное единство способствует кооперации, взаимодействию всех челнов команды на достижение поставленной цели, служит основание для создания оптимальных межличностных взаимоотношений, когда каждый игрок понимает другого с «полуслова».

Высшей формой развития любой малой группы, в том числе и спортивной команды, является коллектив. Спортивная команда как коллектив обладает высокой целеустремленностью, действенной групповой эмоциональной идентификацией, т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей, высокой сплоченностью, которая проявляется в единстве мнений по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды.

Только в коллективе создаются необходимые условия для создания оптимального психологического климата, способствующего создавать тот настрой, который способен привести команды к достижению высоких спортивных результатов.

Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач, порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, те. внутри команды возникают формальные и неформальные связи между членами команды. Структура команды складывается из связей и отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой команды.

В результате совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции.

Без согласия и кооперирования различных функций групповая деятельность не может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда просто забывают, не только по своей вине, но и во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. Если этого происходит, то каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, самое главное, что при этом защитники забывают, что главная их функции – это умелая игра в защите, а отнюдь не «неумелое» подключение в атаке, в ущерб точному пасу нападающему.

Таким образом, получается, что на поле много игроков, но нет сплоченной команды, нет командной игры. В спортивной команде, для правильного взаимодействия, существуют правила, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов, т. е. определенные документы определяют формальную структуру спортивной команды.

Формальная структура спортивной команды разделяется на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная структура отражает распределение ролей в команде. Например, команда гандболистов имеет следующую горизонтальную структуру: вратарь, правый и левый, полусредний, разыгрывающий, линейный, правый и левый крайний. Это - игровые амплуа. В условиях тренировок и соревнований взаимоотношения спортсменов регламентируются их амплуа, определяющими частоту, плотность и характер контактов.

Вертикальная структура определяется наличием субординационных отношений внутри команды: начальник команды- старший тренер- второй тренер- капитан команды- основные игроки- запасные игроки. Вертикальная структура задает порядок соподчинения и зависимости.

Нарушение вертикальной структуры приводит в снижению дисциплины, личной ответственности, добросовестного выполнения спортсменами своих функций.

Нужно помнить, что если все члены команды будут взаимодействовать только на основе формальных требований, согласованной их действий от этого будет минимальной. Настоящее взаимодействие возникает лишь в том случае, когда официальные связи между спортсменами окрашиваются эмоционально личностным содержанием, становятся субъективно значимыми для каждого игрока. Иными словами, когда над формальной системой отношений надстраивается другая, неформальная система связей. Таким образом, характер отношений может предписываться формальной структурой, однако отношения в команде, в том числе и деловые, могут протекать как личностно окрашенные реакции.

Исследования, проведенные в разных видах спорта со спортсменами разной квалификации, показали, что с ростом спортивного мастерства происходит конвергенция, сближение обеих структур при доминирующей роли формальной структуры.

Неформальная структура команды, так же как и формальная, делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали неформальная структура команды распадается на две подструктуры: деловую и эмоциональную.

Деловая подструктура возникает в результате кооперативно-деятельностной интеграции спортсменов. Она в значительной степени определяется внешними целями команды и закономерно меняется вместе в ними, так например, при переходе от тренировочного периода к соревновательному.

Эмоциональная подструктура отражает непосредственные аффективные связи между членами команды. Данная подструктура дополняет деловую, сглаживая негативные, разъединяющие тенденции, которые являются следствием функционального расслоения, вызванного выполнением спортсменом своих порученных ему поручений. Эмоциональные отношения возникают в любой команде как результат взаимных оценок поведения и поступков в процессе взаимодействия.

Выделение деловой и эмоциональной подструктур носит условный характер. В спорте эмоциональные отношения формируются в процессе совместной деятельности, в зависимости от того, насколько успешно выполняются общекомандные цели. Помимо этого, в связи с высокой значимостью для спортсменов успешности спортивной деятельности деловые отношения между ними всегда сопровождаются сильными эмоциями, способствуют активному формированию субъективности в их межличностных отношениях.

Вертикальная организация неформальной структуры команды отражает характер распределения отношений руководства и подчинения между спортсменами.

Каждый спортсмен в команде имеет определенный ранг, соответствующий его статусному положения: чем выше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он пользуется внутри команды. Бывает, что высокой властью и авторитетом пользуется далеко не самый сильный спортсмен в команде. Однако чем и отличается спорт, что в нем авторитет завоевывается непосредственно на футбольном поле, баскетбольной или хоккейной площадке. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами в неформальной иерархии команды.

 

 

26. Межличностные отношения: симпатии, антипатии. Виды совместимости

 

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «...иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии - носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

 

Date: 2015-07-27; view: 6065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию