Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность





Ø Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

Ø « Чудесная коробка» с предметами

Ø Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирала объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивала технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

· дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

· дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети

самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

ü Особенностями изучаемого явления,

ü Наличием свободного времени,

ü Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

ü Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.


Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

ü Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите начатые мною предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:

- зеленые;

- цветут;

- требуют умеренного полива;

- размножаются делением куста или листовыми черенками.

А сейчас назовите различия:

- в размерах;

- в окраске листьев;

- в форме листьев;

- в форме и цвете цветов;

- в отношении к свету.

Другой пример,

· обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед );

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.


Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы» и др.

В конце года я провела повторное обследование детей. Опираясь на данные графика, я планирую выстраивать свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Диагностика показала динамику развития любознательности:

Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

И хочется закончить свой доклад китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Литература

 

1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.


10. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

11. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

12. Интернет ресурсы

 

 

 

Приложение

 

 

 

Приложение № 1

Диагностика

 

 







Date: 2015-07-27; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию