Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие черты и особенности философии постмодернизма
Влияние постмодернизма на развитие современной философии.
Термин «постмодернизм» используется как для широкого обозначения специфики ситуации культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими мыслителями: Ж. Лакан, И. Деррида, Ж. Делёз, М. Фуко и др. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими. Основными чертами постмодернизма выступают: · Потеря субъекта; · Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох; · Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами. Данное направление, как известно, претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания. Что же взамен «классического проекта» предлагают постмодернисты? – Прежде всего, не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, её поиски – иллюзия старой философии. – Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всём без границ. – «Хаос» должен прийти на смену «порядку» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой. Характерной чертой постмодернизма в философии также является то, что многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта. В целом можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места и кода культуры в обществе и цивилизации в целом: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. При всём своём негативизме восприятия постмодернизма в обществе, нельзя забывать и того, что он настаивает на гуманитаризации, антропологизации знания и содержит в своих сценариях некоторое число позитивных моментов.
24. Философия России X-XVIII веков. Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие страны. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки. Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые. Во-вторых, отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом онтологизм русской философии. В-третьих, особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична. В-четвертых, с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична. В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, внимание обращено к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: первый - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; второй - философия эпохи Просвещения (XVIII – начало XIX вв.); третий - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX вв.); четвертый – послеоктябрьский период (большая часть XX в.). С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и определяет ее характер.Первый период в истории отечественной философской мысли характеризуется полным преобладанием религиозной мысли. В формировании отечественной философской мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыслителя Иоанна Дамаскина «Источник знания» (особенно первая часть «Диалектика»). В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига, а в XV – XVII веках философская мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли. Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм — религиозно-мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. В России XVI – XVII веков получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI в.). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы. Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму.
Философские взгляды Ломоносова и Радищева. Значительным событием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году Московского университета. Самое активное участие в его создании принимал М.В.Ломоносов. Будучи естествоиспытателем, он внес большой вклад в развитие науки и пропаганду натурфилософии. Основой природных явлений ученый считал материю, которая понимается им как элементы и группы элементов – корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей – суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, Ломоносов формулирует закон сохранения материи: «Ежели где убудет немного материи, то умножится в другом месте». Природа, таким образом, не нуждается в божественном вмешательстве. Несмотря на то, что Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии. Ломоносов – деист. Его учение знаменует появление в России светской натурфилософии. Проблема человека – в центре внимания писателя и общественно-политического деятеля А.Н. Радищева. Основываясь на идеях французских просветителей: теории общественного договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Позиция Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения человека, его смертности, опираясь на современные ему философские и научные представления, с другой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение «мыслительной способности». В связи с этим Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-философским. 25. Основные черты русской философии XIX века. Проблема исторического выбора России: западничество и славянофильство К началу XIX в. усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей ф-ого знания. В то же время процесс становления оригинальной русской ф-ии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла немецкая классическая ф-ия, прежде всего учение Шеллинга, позднее – Гегеля, проникавшие в Россию в 1ые десятилетия XIX в. Одной из ее характерных и может быть родовых особенностей является сфокусированность на человеке. Русскую философию всегда отличало исключительное внимание к нравственной проблематике, своего рода эстетический максимализм. Человеческая направленность русской мысли объясняет еще одну ее особенность - связь с художественной литературой, с отечественной культурой. Одной из характерных черт русской мысли является восприятие мира как целостной системы, некоего всеединства - не заранее данного и законченного, а всегда динамичного, становящегося. Многие религиозные философы занимаются главным образом космологическими вопросами, и их христианство как дело приобретает космологический характер.
В истории русской философии ярко проявляется контраст между двумя направлениями - славянофильством и западничеством. Славянофильство (русофильство) - это прежде всего утверждение своеобразного типа русской культуры. Славянофилы чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. Этот путь предполагал опору на русское православие, самодержавие и общину. Философская мысль славянофилов связана с именами И. Киривского (1806-1856), А.С. Хомякова (1804-1860). Западничество не признавало ценности национальности, стремилось преодолеть русский провинцианализм, замкнутость, выйти за пределы России в мировую ширь. Это идеи европеизации России. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники не видели достоинств православия, мало интересовались религией, одни были сторонниками социализма, другие более всего ценили политическую свободу. Западничество связывают с именами Н.В. Станкевича, П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Особенно ярко обеспокоенность судьбой России была выражена в "Философских письмах" П.Я. Чаадаева. Его мысли и суровые суждения о России, пессимизм в оценке ее исторической судьбы поразил всех: одни воодушевлялись его смелостью, другие - выразили негодование. Россия, по мнению Чаадаева, "заблудилась на Земле". Чаадаев писал: "Мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок, мы - пробел в нравственном миропорядке." Обида Чаадаева связана с его любовью к России, с пониманием Великой миссии России: "всечеловеческого дела." Он видел колоссальный потенциал России, и очень сожалел, что этот потенциал не востребован. Проблема места России в истории находится также в центре внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина). И.В. Киреевский особое внимание уделяет вопросу об отличии духовной культуры (“просвещения”) России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запада унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преобладание там эгоизма и рассудочного познания. Односторонний характер западной культуры критиковал также А.С. Хомяков. Соединяя православие и ф-ию, Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно. Крупнейший философ революционно-демократического направления А.И. Герцен. В “Письмах об изучении природы” он 1-ым в отечественной ф-ии применил диалектику Гегеля к толкованию природы. Позднее он отошел от учения Гегеля. Постепенно нарастает его скептицизм. Разочаровавшись в цивилизации Запада после революции 1848г, Герцен начал сомневаться в разумности истории, подчеркивал алогизм исторического процесса, роль случайности и личности в истории. Одновременно усилился его интерес к специфике национального пути развития России, к роли общины в переходе к социализму. Н.Г. Чернышевский стремился сформировать целостное материалистическое понимание природы и общества. Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский разрабатывал антропологический принцип в ф-ии, соединял его с материализмом в естествознании.
Date: 2015-07-27; view: 3725; Нарушение авторских прав |