Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие и его формы. Взаимосвязь форм бытия. Бытие –сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния
Бытие –сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия.. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия. Нет единого вопроса по этому мнению и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на: - бытие вещей, процессов, состояний природы; - бытие природы как целого; - бытие вещей и процессов, произведённых человеком. Природа включает в себя область неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и область органического (живого) мира. С точки зрения науки природа (в ее широком смысле) существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде, в том числе и в самом человеке в виде его биологического начала. По словам И. Гете, жизнь является лучшим «изобретением» природы, а человек - это венец ее эволюции. 2. Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически - человеческое бытие. Философия изучает бытие человека как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал. Представляя собой, итог эволюции природы и будучи ее «мыслящей вещью» (Р. Декарт), человек обладает сложнейшим внутренним миром. Подразумевая это, немецкий поэт Г. Гейне писал, что когда человек умирает, то вместе с ним в могилу уходит вся история общества, ведь человек - это «вместилище» опыта всех предшествующих поколений людей, всех эпох. 3. Бытие духовного (идеального) - которое делится на индивидуализированное духовное и объективизированное (внеиндивидуальное) духовное. Философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Духовное начало незримо и невесомо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, которые создаются людьми в их духовно-практической жизни, - все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Но бытие духовного включает в себя и бессознательное, названное З. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовное - это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и др.). 4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества. Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функционирования и развития. Разумеется, общество (включая и его культуру) живет, прежде всего, по своим собственным законам (в экономике, политике и других сферах). Вместе с тем оно органически связано с окружающей его природной средой. Вот почему никогда не следует забывать о том, что все мы, по выражению К. Маркса, «плотью и кровью» принадлежим природе и находимся внутри этого уникального организма. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю. Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук - физики, биологии, антропологии, социологии и т.д. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек как некий «перекресток» мироздания является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно назван в философии «малой Вселенной», поскольку, говоря словами П. А. Флоренского, в человеке «есть все». Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гармоничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, постоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем вечном становлении и развитии. В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек. Окружающий мир открывается человеку средствами научного и вненаучного познания. Он представляет собой вечную загадку и тайну для людей, объект их практических действий и источник повседневного существования.
31. Понятие субстанции в философии. Основные варианты субстанциального понимания бытия (монизм, дуализм, плюрализм) Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция». Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм. Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом. И, наконец, если более двух - плюрализмом. Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно- идеалистический (сознание - по Беркли).
Date: 2015-07-27; view: 1285; Нарушение авторских прав |