Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева. Николай Александрович Бердяев— наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в
Николай Александрович Бердяев— наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в. Проблемы философской антропологии, т.е. проблема назначения, оправдания и творчества человека находилась в центре интересов Н.А. Бердяева. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Личность он воспринимает как категорию духовно-религиозную. Личность не является частью чего бы то ни было: она есть единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе. Но духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности – это ее свобода. Способность к свободе имманентна человеку, ибо он – образ и подобие творца. Эта свобода есть творчество. Только творчество может выступать мерой богоподобия человека. «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт это значит признать его неизъяснимость и безосновательность». Творческая сущность человека, объединяющая его с Богом, заставляющая двигаться к свободе, связана с соборным качеством. Соборность есть единство любви к Богу и друг другу. Н.А. Бердяев первым представил в Европе XX в. версию христианского экзистенциализма. Он был уверен, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть между Богом и человеком была преодолена. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека. Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу – принять духовные ценности и жить ими. Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву, «личность вообще первичнее бытия», бытие — воплощение причинности, необходимости, пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к Богу. Центральная категория бердяевского философствования — понятие свободы. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Ungrund — это состояние бездны, «добытийственности», «ничто», которое уже обладает свободой. Религиозный персонализм дополнен у Бердяева учением о «коммюнотарности» — метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. «Коммюнотарность» противопоставляется созданной теории и практике индивидуализма, современной дегуманизированной машинной цивилизации Запада. Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии. Рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Date: 2015-07-27; view: 1009; Нарушение авторских прав |