Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование комплексной формы воспитания
учащихся 5-9-х классов «Стройград «Город наших Я»» Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. Я.А. Коменский Ученые убедительно доказали, что индивидуальность – это высший уровень (кульминационный этап) развития человека. Полное и яркое раскрытие данного качества происходит чаще всего за длительный промежуток человеческой жизни, включающий детство как важнейший период взращивания общего, особенного и единичного в растущем человеке. Отсюда становится очевидной целесообразность продолжения по окончании начальной школы работы по педагогическому обеспечению становления и проявления индивидуальности ребенка. Эффективным педагогическим средством достижения поставленной цели может стать комплексная форма «Стройград», участники которой создают в пятом классе строительную компанию для возведения «Города наших Я». Образ города с его самобытностью и уникальностью соответствует неповторимому своеобразию каждого ребенка. Строительство города, становление его «индивидуального лица» сопоставимо с самостроительством и самовыражением ученика. Многоликий мегаполис со своей особой системой отношений подобен индивидуальности, творчески созидающей не только себя, но и окружающую действительность. Задачами применения данной комплексной формы можно рассматривать следующие: - содействие развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности; - формирование у учащихся авторского отношения к себе и своему бытию, социальному окружению; - обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии; - формирование у учащихся субъектного опыта решения собственных проблем. Внутреннее единство всех структурных элементов «Стройграда» определяется возрастными особенностями подросткового возраста, главной приметой которого является становление чувства взрослости. Стремление к самоутверждению себя в роли взрослого определяет интерес учащихся к совместной деятельности, создающей шансы на самоутверждение и возможность самореализации. В этом возрасте школьники нуждаются в разнообразных активных творческих делах, в проявлении инициативы и самостоятельности. Развитие индивидуальности в рамках сюжета данной формы можно соотнести со строительством города: от отдельного дома до целого квартала, от микрорайона до мегаполиса. Продолжительность ее использования и соответственно деятельности – 5 лет, весь период учебы в основной школе. В пятом классе в ходе творческого дела рождается проект возведения «Города наших Я». С целью его реализации из членов классного сообщества формируется стройкомпания. Каждый учебный год является отдельным этапом развертывания сюжета, имеет свое название и главный целевой ориентир. Каждый этап включает, как правило, проведение четырех ключевых дел, первое из которых – планирование деятельности по личностному развитию и самостроительству индивидуальности учащихся класса, а последнее – коллективная и индивидуальная рефлексия того, что удалось достичь, какие резервы остались, каковы перспективы на будущее. Таблица13 Ключевые дела учащихся, участвующих в комплексной форме «Стройград «Город наших Я»
Рассмотрим целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты каждого этапа участия школьников подросткового возраста в комплексной форме «Стройград». В пятом классе основные усилия педагога направлены на то, чтобы содействовать осознанию детьми не только своей неповторимости, но и своеобразия окружающих их людей. Самопрезентация «Кто, кто в теремочке живет?», рекламная кампания «Чем богаты, тем и рады», галерея «Моя родословная» позволяют реализовать поставленные цели. Итоги совместной деятельности находят свое отражение в пространстве классного помещения в виде квартала «Домиков моего Я», родословных семей учащихся. В шестом классе внимание уделяется самоутверждению ребенка в различных видах деятельности. В арсенале классного руководителя появляются формы, приемы и методы, позволяющие детям наиболее полно продемонстрировать свою уникальность, оценить достоинства свои и одноклассников: час размышлений «Волшебная скамейка», бенефис юного дарования, вечер-портрет «Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом». В течение учебного года шестиклассники заполняют именными страничками «Энциклопедию наших достижений», а в конце года представляют ее своим родителям. Возрастной период учащихся седьмого и восьмого классов характеризуется изменением самооценки, стремлением к самопознанию, физическому и духовному саморазвитию. Совместная и индивидуальная деятельность в рамках формы строится таким образом, чтобы у учеников была возможность задуматься о важнейших вопросах человеческого бытия, о своем физическом и психологическом здоровье, обсудить волнующие проблемы со своими сверстниками. Методы, способы и приемы педагогического взаимодействия (чайная церемония, акция, путешествие по карте индивидуального развития, час размышлений) акцентируют внимание подростка не только на внешнем самосовершенствовании, но и на познании своего внутреннего Я. Результаты самопознания и саморазвития находят свое отражение в личных дневниках учащихся. На организационные формы и содержание воспитательного взаимодействия с учащимися девятого класса оказывает влияние профессиональное самоопределение подростков. Перед классным руководителем стоит задача помочь девятиклассникам определиться с выбором профиля обучения, стать успешными и самореализоваться во взрослой жизни. Девятый класс представляет собой своеобразный «мостик», по которому ученики переходят из среднего звена в старшую школу. Такие классные дела, как ярмарка профессий, сюжетно-ролевая игра «Профи», защита проектов «Мост моего выбора», позволяют создать для учащихся ситуацию выбора, в ходе которой девятиклассники могут адекватно оценить свои возможности, провести самоанализ уровня развития своих компетенций. В конце девятого класса проходит заключительное дело «Звездный фейерверк», в ходе которого подводятся итоги пятилетней совместной и индивидуальной деятельности, демонстрируются коллективные и личные достижения и успехи участников комплексной формы.
Комплексная форма воспитания индивидуальности старшеклассников «Полет-экспедиция «Открой в себе небывалое»» Цель жизни – поиск совершенства, а задача каждого из нас – максимально приблизить его проявление в самом себе, в собственном состоянии и образе действия. Р. Бах В основу комплексной формы по развитию индивидуальности старшеклассников легла повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Как показывает практика, сюжет этой повести является привлекательным для старшеклассников, так как главный герой Джонатан Ливингстон сталкивается в жизни с проблемами, которые близки и понятны старшим школьникам. Выраженные в символичной форме, они пробуждают в них романтизм и веру в себя. Главным новообразованием самосознания в ранней юности является открытие своего внутреннего мира. Потребность познать себя на этом возрастном отрезке обеспечивается наличием у старшеклассников способности к самоосмыслению, самоанализу и самоконтролю. Отдельные, разрозненные представления о себе превращаются в целостный образ, идет формирование Я-концепции. Идея повести настолько сильна, что может стать взлетной полосой для духовного полета старшеклассников. Так родился замысел полета-экспедиции, который после долгих размышлений получил название «Открой в себе небывалое». Каждое слово в нем несет особую смысловую нагрузку. Слово «полет» означает устремленность ввысь, к идеалу, к совершенству, «экспедиция» указывает на трудность пути, связанного с поиском смысла жизни, своего призвания. Слова М. Пришвина «Открой в себе небывалое» кратко и энергично призывают к открытию самого себя и вере в свои возможности. Замысел формы позволяет в полной мере решить следующие задачи: 1) развивать способность к самоанализу, самостроительству и творческому самовыражению; 2) способствовать формированию ценностного отношения к другому человеку; 3) актуализировать и поддерживать стремление к созидательной социально ценной деятельности; 4) воспитывать веру в свои возможности. В полете-экспедиции «Открой в себе небывалое» происходит расширение знаний старшеклассника о себе, оформление собственной системы ценностей, поиск возможных путей самоопределения во внешней (социальной) сфере и более осознанное самостроительство, изменение поведения благодаря организации процессов самоанализа. Основное содержание комплексной формы связано с созданием условий для индивидуальной и коллективной деятельности, в ходе которой старшеклассники, став членами клуба духовно-нравственного полета «Чайка», обсуждают повесть Р. Баха и совершают двухлетнюю полет-экспедицию по индивидуальным картам полета (индивидуальным маршрутам самоосуществления), разработанным каждым на примере духовного полета главного героя повести Чайки Джонатана Ливингстона. Клубная деятельность является наиболее эффективной при взаимодействии старшеклассников друг с другом и взрослыми, поскольку позволяет в атмосфере доверия и творчества познавать себя, реализовывать свои способности, получать радость от совместных открытий, испытать искренний исследовательский интерес к другим людям, к жизни в целом. Использование комплексной формы рассчитано на 2 года: 10 – 11-е классы. В течение этого времени проводятся вводное занятие и 8 клубных заседаний, три из которых организационные: посвященное рождению клуба, промежуточное и итоговое, а пять – являются темами для обсуждения или маршрутами.
Таблица14 Date: 2015-07-27; view: 474; Нарушение авторских прав |