Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы проектирования формы воспитательной работы
Как было отмечено ранее, проектирование формы воспитательной работы представляет собой технологию. Следовательно, деятельность по проектированию будет осуществляться в соответствии с этапами. На каждом из этапов должен быть определенный результат, отследить который можно по конкретным критериям. Определим этапы проектирования формы воспитательной работы. 1 этап. Подготовительная работа педагога к проектированию формы воспитательной работы, включающая в себя: - определение противоречий и ведущей проблемы, для преодоления и решения которых и проектируется форма; - самоопределение педагога в ценностях проектирования: осмысление педагогических ценностно-смысловых ориентаций, связанных с объектом проектирования и процессом взаимодействия с воспитанниками в ходе его преобразования, самомотивация на деятельность; - выбор возможных видов смыслообразующей деятельности (например, общения воспитанников друг с другом, общение детей с интересными людьми, рефлексивно-созерцательная деятельность, волонтерская работа и др.); - изучение материала по проблеме преобразования объекта, формам воспитательной работы; - определение возможных форм воспитательной работы, направленных на преобразование объекта, и вариантов их проведения; - разъяснительно-мотивирующая работа с педагогическим коллективом по организации воспитательной работы (если этого требует проект); - обучение проектированию формы воспитательной работы педагогического коллектива в ситуации, если проектирование осуществляется на уровне всего образовательного учреждения. Результаты этапа: формулировка противоречий, проблемы, определение объекта преобразования, смыслообразующей деятельности и достаточного количества предполагаемых форм, позволяющих актуализировать ее, осмысление педагогом (педагогами) собственной готовности к проектированию формы воспитательной работы, представления и знания об объекте и возможностях его преобразования. 2 этап. Изучение объекта преобразования и условий организации формы воспитания, включающее анализ: - субъектов воспитания (ценностно-смысловых ориентаций, потребностей и возможностей, отношения к объекту преобразования и информированности о нем и др.); - требований среды к объекту преобразования и формам воспитательной работы (отражение во ФГОС, программах и концепциях воспитания, наличие социального заказа, в том числе со стороны образовательного учреждения, родителей, детей и т.д.); - воспитательной системы образовательного учреждения и класса (положение выявленной проблемы в системе воспитательной работы, эффективности предполагаемых форм воспитательной работы – из опыта системы, мнения педагогов, возможностей воспитательной системы в проектировании формы работы - определение человеческих и материальных ресурсов и т.д.); - воспитательной ситуации в классе (уровня развития коллективных отношений, удовлетворенности организацией взаимодействия взрослых и детей, соотношения ситуации и проблемы проектирования); - предполагаемых форм воспитательной работы (целевого и сущностного соответствия форм выявленной проблеме преобразования, возможностям и потребностям воспитанников и др). Результаты этапа: обобщенные данные по каждому из направлений изучения, отобранные на основе предварительной диагностики формы воспитательной работы и варианты коллективного проектирования. 3 этап. Коллективное проектирование формы воспитательной работы (педагог совестно с воспитанниками), заключающееся в: - создании «мотивационного поля» (постановка проблемы, личностное осмысление проблемы, ознакомление и обсуждение материалов предварительной диагностики, возможное диагностирование с целью рефлексии детьми позиции, отношения к проблеме, поиск ценностно-смысловых ориентиров и смыслообразующей деятельности, определение цели проведения формы и осмысление значимости дела для коллектива, других людей, для каждого члена коллектива); - обсуждении вариантов возможных форм воспитательной работы (самостоятельное представление детьми форм или выбор из предоставленных педагогом вариантов) и выбор наиболее интересного и подходящего; - определении содержания и приемов работы, процесса организации формы, необходимых для ее проведения ресурсов; - составлении плана подготовки и проведения формы воспитательной работы, распределение ролей, формирование инициативной группы; - предвосхищении организации («проживание» процесса проведения дела – определение трудностей, проблем, достижений, результатов деятельности). Последние два пункта целесообразно осуществлять совместно с детьми только в случае, если организуемая форма воспитательной работы носит общественно-значимый характер или не предполагает определенной степени неизвестности, педагогической интриги (например, проведение тренинга, проблемной этической беседы требуют того, чтобы дети не были заранее информированы о содержании, методах и приемах организации). Результаты этапа: первоначальный проект формы воспитательной работы, план подготовки и проведения, мотивация субъектов на проведение дела, наличие инициативной организаторской группы. 4 этап. Корректирующее педагогическое проектирование формы воспитательной работы, необходимость которого возникает в ситуации внесения детьми на предыдущем этапе существенных изменений и корректив в первоначальный образ формы воспитательной работы (если определяли из предложенных педагогом вариантов), или обобщения идей детей и педагога в один общий проект (если проектирование детьми было абсолютно самостоятельным). Необходимо помнить об особенности любого педагогического проектирования: ни один проект не может быть окончательным, корректировка осуществляется на любом этапе. Результаты этапа: итоговый проект и план формы воспитательной работы. 5 этап. Аналитико-диагностическое сопровождение, предполагающее определение параметров результативности проекта, методов и форм анализа и диагностики результативности. Результаты этапа: критерии и показатели эффективности, схема диагностики и пакет диагностических материалов. 6 этап. Проведение формы воспитательной работы в соответствии с проектом, предполагающее мотивирование участников на активное включение в проведение дела, актуализацию ценностно-смысловых ориентаций, включение всех воспитанников в реализацию смыслообразующей деятельности. Результаты этапа: организованная деятельность по преобразованию объекта, развитие компетенций воспитанников в соответствии с целью формы воспитания. 7 этап: Аналитико-результативный этап, заключающийся в отслеживании результатов проведенной формы, степени ее эффективности. Важно придерживаться первоначальной схемы изучения результатов, но возможны и дополнительные процедуры. В ходе анализа целесообразно проведение экспертизы результатов другими педагогами, родителями воспитанников. Обязательным является этап рефлексии детьми и педагогом не только результатов проведенной формы воспитательной работы, но и проектирования формы. Осознание значимости проектирования на данном этапе создает мотивацию для дальнейшего проектирования различных объектов жизнедеятельности, не только относящихся к школьной жизни. При этом целесообразно акцентировать внимание на то, скольких проблем удалось избежать в проведении дела при правильном коллективном проектировании.
Date: 2015-07-27; view: 944; Нарушение авторских прав |