Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Участок 3: Верхний (Хара-Жалгинский) каньонСамый интересный, красивый и технически сложный участок реки. Начинается в устье р. Хара-Жалга на выходе из каньона. Протяженность 7 км, средний уклон: более 20 м/км. Уровень воды - чуть выше среднего. См. схему каньона. П.14 было "угадано" предыдущими группами, но достоверных описаний его мы не имели. П.15 и П.16 были классифицированы нашей группой. П.7 Порог "Отпадный" В конце быстротока по центру русла стоит огромный плоский камень. В 10 м за ним - остров. Левая протока - более широкая и чистая, но в конце острова она сваливается на центр русла мощной горкой через гряду торчащих зубьев. В правой протоке - мелководный слалом между обливными камнями. В конце протока запружена несколькими крупными камнями и резко уходит влево вдоль острова пологой горкой высотой около 1.5 м. Прямо над свалом воды на высоте 1 м застряло дерево. В 30 - 40 м ниже слияния проток - мощный навал на большой полуподводный камень, лежащий ближе к правому берегу. Тонкий слой воды падает с камня вертикально около 2-х метров, образуя за ним мощный котел. Далее следует крутой левый поворот русла и начало собственно каньона. Вход в левую протоку перекрывало бревно, поэтому шли правой, в конце проводили катамараны на сбивку струй в конце острова. П.8 Шивера - расположена за крутым левым поворотом. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, образуя 1.5 метровый слив водопадного типа с прижимом. Далее, на протяжении 400 - 500 м поток несколько раз смещается от правого берега к левому и обратно [ф.6]. В русле много открытых камней, сливы до 1м, жесткий слалом. Чалились за порогом к правому берегу в начале крутого правого поворота реки. Отсюда мы провели разведку порогов П.9 и П.10 и "Пирамиды". После просмотра переправились на левый берег и вернулись в базовый лагерь. П.9 Порог "Ловушка" Длина порога около 80 м. Сразу за правым поворотом гряды камней с обоих берегов концентрируют поток в середине русла, образуя мощную, крутопадающую горку, в которой лежит свежий обломок скалы левого берега - габаритный непроход. За обломком образуется улово около 6 метров, в конце которого лежит "троллейбус" - проход справа в ворота шириной около 2.40 м. Пройдя ворота, струя устремляется к левому берегу, образуя навал на выступ скалы. Нижний "троллейбус" хорошо заметен от начала порога. Катамараны пришлось перетаскивать через первый обломок и затем проходить в ворота справа от "троллейбуса". П.10 Порог "Поворот" Расположен на резком левом повороте реки сразу за П.9. Длина 30 м. На правом берегу многолетний завал высотой около 10 м. Высота завала дает представление о возможном подъеме воды в каньоне в случае паводка. Струя разделена на две части полу-обливной косой из крупных камней. Справа слив шириной около 3 м изломан двумя крутыми поворотами и на выходе бьет в скальный выступ правого берега. На наш взгляд, это "негабарит", по крайней мере, для 4х местных катамаранов. Слева серия из трех узких сливов высотой около 1м каждый. Проходили слева, стараясь попасть точно в слив. П.9 и П.10 шли без вещей, вещи обносили по левому берегу. В конце участка быстротока река резко поворачивает направо, ориентиры каменистая отмель правого берега, левый берег - крупнокаменистая осыпь, правый берег скальная стенка. Чалка к левому берегу в начале осыпи, через 50 метров - порог-водопад "Пирамида". П.11 Порог "Пирамида" Водопад с падением около 4.5 м. Основная масса воды уходит в карман правого берега. С самой плиты, перегораживающей русло сток не большой. См. [ф.7] П.12 Порог "Первый поцелуй" Начинается сразу за сливом П.11. Протяженность около 150м. Представляет собой серию узких до 2.5м ворот расположенных в шахматном порядке со сливами до 2 метров. См. [ф.9] П.13 Порог "Проводка" Расположен в конце участка стоячей воды. Сложный порог, с рядом препятствий "криминального" характера состоящий из двух ступеней. См. [ф.10-11] П.14 Порог "Философский камень" Достоверных сведений об этом препятствии из отчетов других групп у нас не было. Порог-водопад около 4.5 м. Порог расположен в мрачном ущелье шириной 6-8 м с отвесными стенками до 100 м высотой на резком левом повороте реки. См. [ф.13]. Порог образован огромным валуном, перегораживающим все русло реки. Вода уходит частично под валун, частично в карман 1 м шириной около левого берега. Ни от П.13, ни с участка ниже по течению реки порог не виден. П.15 Порог "Избавление" Начинается сразу за уловом П.14. Серия из 2-х водопадных сливов на выходе из ущелья. Сливы до 2 метров мягкие и чистые. П.16 Порог "Последнее пристанище" П.17 Порог "Рок-н-Ролл" Расположен в 200 м за П.16. Начинается сразу после окончания скального коридора. Можно выделить три ступени: 1-я -струя после лавирования между обломками скал падает первым сливом около 1м - проход возле левого берега, 2-я в 15-20 м от первой - крутой слив около 1.5м со скальным обломком по середине - слева "грязный" проход с зубьями в струе, справа навал на берег, 3-я через 40 м быстротока два слива с интервалом 2 м. Сливы 3-ей ступени узкие около 2 м - габаритный непроход для К-4. См. [ф.13]. П.18 Порог "Харакири" Последний порог каньона и один из самых сложных. Начинается сразу на выходе из скального коридора после П.17. Левый и правый берега - крупнокаменистая осыпь. Падение около 10 м на 200 м порога. Хаотичное нагромождение камней, с частыми сливами до 1 м высотой. Генеральная линия движения вдоль правого берега. На выходе из порога лежат три "троллейбуса" - габаритный непроход для катамаранов. См. [ф.14]. После П.18 до выхода из каньона надо преодолеть скальный коридор с двумя несложными сливами около 1.5 м с плит перегораживающих все русло.
|