Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наглядная агитация
– Чем это ты увлекся, мой друг?.. – Анна перегнулась через стол. – Иероглиф рисуешь? – Иероглиф… – довольный, проурчал Дмитрий Всеволодович. – Всем иероглифам иероглиф… Ваша беженка из Абхазии, так? Кто‑то помнит, как в древности называлась Абхазия? При древних греках? – Таврия?.. – Таврия – Крым, дерёвня. – Колхида? – Колхида. А кто жил в Колхиде? Кто жил в Колхиде? – Эм… Золотое руно?.. – То есть бараны, ты хочешь сказать? «Руно». Руно – само собой. Кто еще жил в Колхиде? В Колхиде жила Медея. Чем знаменита Медея? Кроме руна? Эх вы. Медея – убила своих детей. Теперь пишем: «Медея»… Разрезаем напополам… Так. Дальше, в этом же Медитерранском[12]бассейне – примерно в это же время – другой известный мифологический персонаж, тоже женщина и тоже связанная с детьми?.. Нет идей? Даю подсказку: Федор‑Михалыч ее упоминает. Ну? Старец Зосима. Нет, ничего? Ну кто «плачет о своих детях»? – Рахиль. – Федор знает. Праматерь Рахиль. Наконец‑то. Так. Пишем РАХИЛЬ… И тоже режем ее пополам: РАХ и ИЛЬ. Берем первую половинку отсюда… РАХ… а вторую берем от Медеи… Складываем… – Паранойя, – констатировала Анна, с любопытством, однако, заглядывая в листок. – Что получается? РАХЕЯ А? Никому ничего не напоминает? – Трахея? – Сама ты трахея. РАХЕЯ… Рассея! Помнишь, ты рассказывала анекдот: «Маму съел, папу съел… Ы‑ы‑ы… – Кто же ты после этого?! – Сирота‑а!» «Рахиль плачет о своих детях и не может утешиться, ибо нет их». А куда они подевались? А она сама их убила!!. – торжествующе закричал Дмитрий Всеволодович. – Рахея, Рассея – это такой гибрид: Рахиль плюс Медея! Сначала своих детей пожирает – а потом плачет, «ибо их нет»!.. Ха‑ха‑ха!.. – И к чему это? – медленно спросил Федор. Вопрос прозвучал в настолько не свойственном Федору тоне, что, хотя Федя спросил негромко, все повернулись к нему, и даже сиявший самодовольством Дмитрий Всеволодович слегка побледнел: – Что такое «к чему»? – К чему, – твердо и даже как будто с угрозой повторил Федор, – направлено рассуждение ваше? – Да ни к чему оно не «направлено»! – с неприятным удивлением сказал Белявский. – Какой‑то дикий вопрос. Как будто мысль непременно должна быть куда‑то «направлена»! – Безусловно. И мысль, и буквально каждое слово – направлено… Федя вдруг перестал быть похожим на себя прежнего: выговаривая слова медленно и даже с усилием, он как будто внимательно вслушивался во что‑то внутри себя: даже казалось по временам, он совсем забывает о том, что вокруг присутствуют другие люди, и только пытается не отвлечься от важного внутри. Этим он сейчас очень отличался от Дмитрия Всеволодовича, очевидно рассчитывавшего на внешний эффект: парадоксальным образом, при том что Федя, может быть чуть ли не в первый раз, совершенно не заботился ни о чьем внимании, – все слушали его гораздо внимательнее, чем когда‑нибудь раньше. – Позвольте я тоже. – Федя завладел листочком бумаги с набросками Дмитрия Всеволодовича – нарисую одну картинку…
Чуть ниже «Рассеи» Федя прочертил длинную горизонтальную линию.
– затем с двух сторон этой линии написал: слева «НЕТ», справа «ДА».
– и пририсовал над горизонтальной линией букву «Я».
– Это я, – показал Федя на букву «Я». – Я хороший. Я умный. Я человечный. Я не делаю ничего беззаконного. Если поставить где‑нибудь здесь условную середину –
– …то я окажусь на той половине, где «ДА». А вот… – Федя задумался на секунду, – например, дядя Костя из ЛТП, который говорил «только вспышнет – и будем мочить всех сподряд, не разбирая»…
– Дядя Костя – или, может быть, тот человек, которого собутыльники ткнули в сердце ножом – это «ОН». «ОН» – плохой. Объективно плохой человек. Много хуже меня. А я – очень хороший. Допустим даже, что в этом – моя собственная заслуга. Допустим, нам нету дела, что он потомственный алкоголик с врожденными аномалиями: нет, он единственно по своей вине оказался внизу, а я благодаря моим собственным совершенствам – на самом верху. И теперь «Я» – вот здесь, а «ОН» – там. Я – хороший, ОН – очень плохой. Но однажды ОН делает ма‑аленький, незаметный шажочек… Федор нарисовал стрелку справа от «ОН».
Представим, что дядя Костя идет к своему мастеру на строительстве и говорит – не себя защищая, не думая про свои интересы, а ради правды, – вступается за «ребят из красных домов»: «Ты такой‑сякой, почему ты так дешево закрываешь наряды ребятам из красных домов? Почему ты так мало им заплатил?» Представим еще, что в эту минуту им движет не жажда скандала и не кураж, а искреннее негодование: представим, что он – пусть в одну эту минуту – искренне переживает за совершенно чужих, посторонних ему людей… Ну допустим хотя бы, что жажда правды в эту минуту сильнее, чем жажда скандала. И в это мгновение – когда он делает свой шажок – пускай маленький, микроскопический, протягивает свою «луковичку» – вдруг сердечный удар, инфаркт, и линия жизни его – обрывается. … «Линия жизни» – конечно, не как в хиромантии, а просто – линейное время жизни… Известен так называемый «аграф» – высказывание нашего Господа, не записанное в Евангелии… По‑моему, самое страшное из всего, что я слышал: «В чем застану, в том и буду судить». Раньше я понимал «в чем застану» как статическое положение на прямой. Если я нахожусь справа от черточки – значит, после Суда я автоматически отправляюсь дальше направо, в рай. А если я слева от черточки – то проваливаюсь в окончательный ад. Так мне виделось раньше. А вот в последнее время мне стало казаться, что в этих словах – «В чем застану» – имеется в виду не точка, а вектор… – Что? – Вектор, вектор!
Вектор душевного устремления. Вектор воли. Движение воли. Пока я живу – моя воля в движении. Пусть в слабом‑слабом, пусть сонно ворочается – но моя воля не может не двигаться, не способна не двигаться, пока я жив. Правда, нужно учесть, что любое движение моей воли усиливается – или гасится – внешней средой. Может быть, многократно усиливается – а может быть, и совсем тормозится. Среда – очень плотная. У нее свои собственные течения. Например, я сейчас проживаю в Швейцарии, я работаю во Фрибурском университете, и окружающая меня среда не допускает агрессии: наоборот, располагает к сугубому миролюбию; однако значит ли это, что миролюбие – моя собственная заслуга? Сравним с дядей Костей: агрессия и нетерпимость, которую мы от него видим, – что это? его собственное волевое движение, или течение в его среде?.. Но как бы то ни было, вдруг инфаркт – и в одно‑единственное мгновение всякая плотность среды исчезает! Это мгновение застигает нас – каждого – в некоем движении. Ибо воля не может бездействовать. Пусть ничтожном, но все же в движении или в эту сторону, или в ту – или к «ДА», или к «НЕТ». Вдруг оказывается, что «Я» – такой хороший, такой возвышенный, так близко уже подобравшийся к цели – оказывается, меня просто подталкивала среда, а сам я – немного ленился, немного играл в компьютер, немного скучал, то есть мой вектор – мой собственный, личный вектор – был направлен вовсе и не вперед, а назад, не к «ДА», а к «НЕТ» – пусть чуть‑чуть, чуть‑чуть – но когда сопротивление внешней среды совершенно исчезло, то мне осталось только мое собственное волевое движение, мой личный вектор.
И меня с этим вектором, в этом векторе застал Бог. Он застал меня за игрушкой в компьютере. А дядю Костю, такого на первый взгляд глупого, злого и агрессивного, Бог застал в глупом и агрессивном желании правды – но все же в желании правды, то есть все‑таки при попытке чуть‑чуть приподняться над обстоятельствами! Вот у дяди Кости линия жизни –
– и вдруг, в одно мгновение, линия исчезает –
– и дядя Костя оказывается в пустоте. Пустота не имеет никакой плотности. Она не оказывает никакого сопротивления. Это удобно. Единственное неудобное обстоятельство: нет возможности изменить вектор. Ни направление вектора, ни величину: «В чем застану, в том и сужу». Дядя Костя оказывается в пустоте – и начинает плыть в пустоте с постоянной заданной скоростью, в одном раз и навсегда заданном направлении…
Если его волевое движение было слабым – а допустим, оно было слабым, поскольку было внутренне противоречивым: заботясь об этих парнях из красных домов, он все же хотел и скандала, – значит, он будет плыть очень медленно, очень‑очень‑очень медленно, «квадриллион лет» – и от этой медлительности будет очень страдать: но ускориться невозможно. Впереди вечность, и в этой вечности все‑таки он очень медленно плывет вверх…
Значит, пусть даже медленно, пусть даже через «квадриллион» – но он все‑таки доплывет… – Докуды? – не вытерпел Дмитрий Всеволодович, – я никак не пойму… – До райских обителей. – А‑а… Опять вы свой… опиум для народа… – Погоди, погоди‑те, – сузила глаза Анна. – То есть всю жизнь делаем гадости – а в зачет идет только последний момент? – Нет! – возразил Федор. – Не так! Например: если вы разгонитесь на машине со скоростью сто километров в час, и вдруг увидите впереди пропасть, и резко затормозите – то «маленький вектор», сиюминутный маленький вектор у вас будет – назад, торможение, и даже резкое, сильное торможение – но главный‑то вектор у вас был направлен вперед! Может быть, вы успеете как‑то замедлиться – и полетите в пропасть не сто километров в час, а пятьдесят или даже пусть десять, – но все равно «главный вектор» у вас пересилит «маленький вектор»… Важен итог, итоговая динамика: или в ту сторону, или в эту. Важно, куда направлено ваше итоговое усилие, результирующее усилие вашей жизни – и варианта лишь два: или к «ДА», или к «НЕТ». Проблема, что мы всегда судим других по положению на прямой, по видимому результату. Приходим на рынок и видим женщину… бабу, грузинскую грубую бабу: глаза у нее неживые, голос грубый, вы слышали: злая торговка… если судить по внешнему. Но разве мы ее знаем? Одно только то, что она продолжает двигаться; только то, что она своими ногами дошла до этого рынка – это уже такой человеческий подвиг, это уже настолько мощнейшее «ДА!» – – Что за «да»? Чему «да», я никак не пойму? – рассердился Белявский. – Чему? – «Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя». Воле Божией – вот чему «Да»… – То есть этому всему кромешному ужасу она должна кланяться, ставить свечки и говорить «да‑да‑да»?! – А вы заметили, что она ни разу не говорит «Нет»? Поразительно: мы с вами слушаем и говорим в себе «Нет, Нет, Нет!» – а она? Что она говорит? Она говорит: «Тяжело». Она говорит: «Почему?» «Зачем надо было убивать?» Но она даже ни разу не проклинает убийц! Может быть, ей гораздо легче было бы сказать «Нет» и тоже повеситься, как и мужу, – но она‑то живет… – Между прочим – – живет, объясняет, что ради дочери, – но этим самым уже говорит настолько мощное «Да!» – – Кстати, кстати! насчет «повеситься», – уцепился Дмитрий Всеволодович, – ее муж повесился – это «грех»? Как считается там у вас? – По логике, самоубийство – есть жизнь, прерванная в момент абсолютного «Нет»… – А я считаю, мужской поступок, – сказала Анна. – То есть, он – в ад, по‑вашему? И с женой на том свете не встретятся?.. – подковырнул Дмитрий Всеволодович. – Вот, вам, мучикам, лишь бы сбежать… – Меня поражает, – продолжил Федя, думая не о Дмитрии Всеволодовиче и не об Анне, – меня поражает, насколько большинство из рассказчиков далеки – не только от мысли о самоубийстве, но даже и от уныния. Почти все они прожили жизнь в нереально тяжелых условиях… Взять самую первую, Нину Васильевну: родилась без отца, с матерью побиралась, детство провела в детском доме, работала на ткацкой фабрике, а единственный сын… неужели у нее была легкая жизнь? Но она говорит «Я довольна». «Мне повезло». «Мне встретились хорошие люди». Она говорит: «У меня была жизнь – хорошая»! Поразительно! Вы ругаете их, презираете, называете «быдлом» – а какое у них терпение и какой стержень, несмотря ни на что! Не все, но большинство говорит «Да», «Да», «Да». Я заметил, что так называемые объективные обстоятельства – ни при чем. Все зависит только от человека. Один человек, как завод, все хорошее перерабатывает в плохое – а другой человек, наоборот, самый ужас кромешный каким‑то образом перерабатывает в хорошее: и даже эта Хатуна – она соглашается потерпеть ради дочки, этим она говорит «Да» своей дочке; она находит какой‑то общий язык со своим мертвым сыном; уже одно то, что она продолжает двигаться, – это подвиг! Нам с вами достаточно мелочи: не ту отметку поставили, оплату урезали, контракт не переподписали, – достаточно, чтобы закричать «Нет, Нет, Нет!» – а она‑то что терпит шестнадцать лет? Неужели вы думаете, что ей не больно? Не страшно, не непонятно? Но мы с вами – не принимаем, мы говорим «Нет», а она – каким‑то сверхчеловеческим образом говорит «Да»! – – Смерти собственного ребенка, – уточнила Анна. – Не смерти ребенка, а Божьему замыслу!.. – Садистский у вас божий замысел, – сказала Анна. – Короче, «тяжелое палажение, ощень трудна», – подытожил Белявский. – Ты алоэвый гель положила? Стоял на полочке… – Выбор прост. – Все, что Федя говорил до сих пор, он говорил только для Лели, но избегал обращаться к ней прямо, и старался на нее не смотреть. Теперь Анна, Дмитрий и их алоэвый гель не оставили ему выбора. – Выбор прост. Или «Да», или «Нет». Так просто, что даже обидно. И в каждый момент – в каждый, в каждый мельчайший момент – только «Да» или «Нет»… – А «иллюзия»? – перебила Леля. – Я лгал про «иллюзию». Себе лгал. Не нарочно – я просто боялся. «Иллюзия» – в сущности то же, что «нет». Примитивная маскировка. Ты совершенно права: «быдло» – это бетонное «нет», а «иллюзия» – это стеклянное «нет». Но и то, и другое – конечно, «нет»… И еще я лгал про «сейчас». «Да» и «нет» – говорится сейчас. В каждое маленькое мгновение есть выбор, у каждого человека… – А у тебя? – Ну естественно… в том числе у меня. – Сейчас. – В каком смысле? О чем ты? – Это я тебя хотела спросить: ты о чем‑то конкретно? У тебя есть выбор сейчас? – У меня? Я не знаю… – Что происходит сейчас? – Сейчас ты уезжаешь. – Допустим. И что с того? – Гляди‑ка! – заинтересовалась Анна. – В ведерке полешки. – Ты только заметила? – добродушно сказал Дмитрий Всеволодович. – Еще с утра гремели на крыше. Кирпич вставляли… – Я просил тебя задержаться… – неуверенно проговорил Федя. – Нет, ни разу ты не просил, – отрезала Леля. – Ты спрашивал, может быть, я останусь? Но ты ничего не просил. – Но они же сырые! – вознегодовала Анна. – Они откровенно мокрые! Как они будут гореть?! – Плохо, – авторитетно заверил Дмитрий Всеволодович. – Плохо будут гореть. Но мы это не увидим. – Тогда… – сказал Федя тихо, – сейчас я прошу. – Что? – не расслышала (или сделала вид, что не расслышала) Леля. – Я прошу, чтобы ты осталась. Сейчас. Я делаю выбор. Я говорю тебе: «Да». – Вы о чем, молодые люди? – поморщилась Анна. В этот момент зазвонил сотовый телефон Дмитрия Всеволодовича. – Ну вот Илья наконец! Он немного послушал, поулыбался, кивая, изредка отвечая пониженным, бархатным голосом, и, отняв трубку от уха, красивым жестом бросил телефон в карман пиджака: – Немного задерживаются, – объявил Дмитрий Всеволодович во всеуслышание. – Примерно, говорит, через час – минут через пятьдесят. Можем звать такси. – Хватит еще на одну историю, – быстро сказала Анна, с неудовольствием глядя на Лелю и Федора. – Да, напутственную… – рассеянно махнул рукою Белявский, – на ход ноги…
Date: 2015-08-15; view: 291; Нарушение авторских прав |