Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работа
ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты. Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов, Часть из них снабжена необходимыми комментариями.
1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом? 1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь; 1.2. Буду и далее работать психологом, только не в этой организации; 1.3. Пока буду работать психологом, потом - не знаю; 1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но ещё не знаю, каким образом; 1.5. Твердо решил перейти на другую работу; 1.6. Затрудняюсь ответить.
Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.
2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет? 2.1. Да, всегда; 2.2. Не всегда, хотя и стараюсь; 2.3. Могу работать лучше; 2.4. Не знаю.
Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета ничтожна. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.
3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину... 3.1. Малая зарплата; 3.2. Низкий социальный статус; 3.3. Ухудшающийся уровень жизни; 3.4. Социальная незащищённость; 3.5. Другие ответы __________________
Заметна неуместность «фильтра», так как предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами» испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит все или почти все ответы, в таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.
4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть? 4.1. В либеральном; 4.2. В авторитарном; 4.3. В демократическом.
В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.
5. С каким настроением Вы обычно идете на работу? 5.1. Настроение бодрое, хорошее; 5.2. Настроение не всегда одинаковое; 5.3. Настроение, как правило, неважное.
Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Четырехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.
6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей? 6.1. Да; 6.2. Нет.
Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реакцию. Предлагается самостоятельно проанализировать, в чем состоят недостатки следующих вопросов:
7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе? 7.1. Конечно, это значимо для меня; 7.2. Это мне безразлично; 7.3. Мнение начальства для меня важнее; 7.4. Главное для меня - мнение клиентов. 8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки? 8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне; 8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности; 8.3. Нет. 9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения? 9.1. Да; 9.2. Нет; 9.3. Другие ответы __________________ 10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению? 10.1. Менее часа; 10.2. От одного до трех часов; 10.3. Более трех часов, но менее семи; 10.4. Более половины. 11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)? 11.1. Да, вполне; 11.2. Нет, нельзя. 12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок? 12.1. Да; 12.2. Нет. 13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии? 13.1. Труд - потребность человека; 13.2. Это источник благосостояния; 13.3. В труде формируются качества личности; 13.4. В труде человек становится личностью, творцом; 13.5. Какое-либо другое мнение ____________________ 14. Что именно удается Вам в работе лучше всего? 14.1. Семейное консультирование; 14.2. Профориентационное интервьюирование; 14.3. Индивидуальная консультация; 14.4. Тренинговые занятия.
Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования (здравоохранения). Проведите анкетирование нескольких специалистов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994 2. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. - М., 1989 3. Майерс Д. Социальная психология - СПб., 1997 4. Методы социальной психологии /Ред. Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов. - Л., 1977 5. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, В.И. Дряхлов и др. - М., 1992 6. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972
Date: 2015-08-15; view: 864; Нарушение авторских прав |