Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Стратегии развития отраслей социальной сферы
Одно из важнейших направлений развития области – рост его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. На этом направлении будут достигнуты следующие результаты: преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения; формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства, в том числе путём установления по договорённости с социальными партнерами регионального минимума заработной платы выше федерального уровня; обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы. Развитие человеческого потенциала в области будет вестись по направлениям: - повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; - улучшение качества социальной среды и условий жизни жителей области.
Демографическая политика Целью демографической политики будет являться формирование условий для естественного прироста населения с 2014 года, постепенное увеличение численности населения за счет внутренних источников и создание условий для его роста за счет миграционного притока, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для реализации «проектного амбициозного сценария» необходимо обеспечить рост численности населения до 1011 тыс. человек к 2016 году и создание условий для повышения к 2020 году численности населения до 1117 тыс. человек. Основными задачами демографического развития станут: - снижение преждевременной смертности, снижение смертности от социально обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.) через совершенствование системы профилактики, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; - создание социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей; - создание условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы с учетом региональных экономических, а также потребностей в работниках, обладающих требуемыми профессиями и квалификациями. Решение задачи снижения преждевременной смертности включает в себя осуществление следующих мероприятий: - формирование системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения и условий, способствующих здоровому образу жизни; - улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, включая экстренную, повышение доступности специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации; - снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работодателей. Решение задачи создания социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей, включает в себя реализацию следующих мероприятий: - усиление государственной поддержки семей, имеющих детей (в том числе региональные пособия, выделение земельных участков, увеличение числа мест в детских дошкольных учреждениях и др.), особое внимание уделять многодетным семьям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. неполным семьям; - реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью; - развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, а также расширение строительства доступного жилья; - реализация системы мер по профилактике заболеваний репродуктивной системы и улучшению репродуктивного здоровья населения, включая меры по профилактике абортов и лечению бесплодия; - формирование системы мероприятий по пропаганде ценностей семьи и материнства, а также по повышению общественного престижа семьи с двумя и более детьми. Решение задачи по созданию условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы, включает в себя осуществление следующих мероприятий: - создание эффективных механизмов привлечения иностранной рабочей силы, способствующих легальным трудовым отношениям и благоприятствующих привлечению высококвалифицированных работников, в том числе профилактика межнациональных конфликтов; - содействие переселению в регион участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, востребованных экономикой региона по параметрам их профессионально-квалификационного потенциала и способности к самореализации (в том числе самостоятельному жизнеустройству).
Здравоохранение Стратегически в регионе планируется развитие специализированных и высокотехнологичных видов помощи, в первую очередь, в кардиологии, нейрохирургии, офтальмологии, онкологии. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2031 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской, в том числе высокотехнологичной, помощи и повышение эффективности и качества медицинских услуг, объемы и виды которых должны соответствовать уровню и структуре заболеваемости населения. Для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан с 2011 года началась модернизация системы здравоохранения, в ее рамках предусмотрена реализация следующих задач: 1) укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; 2) внедрение современных информационных систем в сфере здравоохранения; 3) внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. К основным направлениям работы по улучшению ситуации в сфере здравоохранения в Калининградской области относятся: - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории региона; - реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; - формирование здорового образа жизни у граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака; - развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, в том числе: - создание необходимых условий реализации профилактических программ на этапе первичной медицинской помощи (подготовка и переподготовка); - осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также медицинским сестрам, работающим с указанными врачами; - осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи; - диспансеризация взрослого населения; - профилактика инфекционных заболеваний, иммунизация населения; - обследование населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, включая их лечение; - обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий; - повышение доступности и качества оказываемой населению Калининградской области высокотехнологичной медицинской помощи; - реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями; - реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; - реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению; - реализация мероприятий по развитию службы крови; - совершенствование медицинской помощи матерям и детям. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в Программе модернизации здравоохранения для обеспечения мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, составляет 654,0 млн. рублей. Для развития медицинской отрасли Калининградской области требуется реконструкция существующих (приспособленных) зданий и помещений объектов здравоохранения, а также необходимо строительство новых современных зданий. В настоящее время основная часть учреждений здравоохранения Калининградской области расположена в приспособленных зданиях довоенной постройки либо в зданиях жилых домов и не отвечают требованиям правил пожарной безопасности, санитарных и строительных норм и правил. Недостаточность площадей помещений не позволяет провести необходимую реконструкцию. Кроме того, многие здания являются объектами культурного наследия местного и регионального значения. При получении разрешения на реконструкцию зданий или на пристройку дополнительных площадей к существующим зданиям в связи с этим возникают проблемы либо в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области и вовсе не удается получить данное разрешение. Для обеспечения населения региона качественной и доступной медицинской помощью в необходимом объеме требуется реконструкция существующих и строительство новых объектов здравоохранения Калининградской области. Строительство новых объектов здравоохранения Калининградской области осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года. Дальнейшей целью информатизации системы здравоохранения Калининградской области является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между пациентами и учреждениями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением Калининградской области, то есть создание единой системы информатизации отрасли. Основными направления в этой части являются: - в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде; - использование современных компьютерных технологий в целях повышения информированности граждан по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, а также об участниках рынка медицинских услуг в Калининградской области, что будет способствовать развитию конкурентной среды в отрасли, в которой учреждения здравоохранения будут повышать качество обслуживания в целях привлечения пациентов, в том числе из других регионов Российской Федерации и зарубежных государств; Вместе с тем первоочередными задачами деятельности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения являются: - внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами: - предоставление стационарной и амбулаторной медицинской помощи с учетом внедрения стандартов ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи; - формирование программы, направленной на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей; - обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь и разработка в этих целях специализированной целевой программы для привлечения на работу в регион врачей из стран ближнего зарубежья и регионов Российской Федерации. Решение кадрового вопроса считать приоритетным в сфере развития здравоохранения в целом; - реализация права застрахованных в системе обязательного медицинского страхования на свободный выбор страховой медицинской организации и медицинской организации из числа медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на бесплатное медицинское обслуживание в рамках объемов, установленных в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; - разработка и реализация программы снижения смертности от социально значимых заболеваний; - осуществление обязательного конкурсного отбора при назначении главных врачей больниц и поликлиник в рамках общественных слушаний; - осуществление мероприятий по созданию условий для реабилитации людей после инсульта, инфаркта, рака, травм, полученных в результате автокатастроф с целью их возвращения к трудовой деятельности. В Калининградской области планируется, начиная с 2012 года, оптимизация системы оказания медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией. Для этого намечено создание первичных отделений для лечения острых нарушений мозгового кровообращения и отделений для лечения больных с острым коронарным синдромом в межтерриториальных районных центрах области (на базе ГБУЗ «Гусевская центральная районная больница», МУЗ «Черняховская центральная районная больница», ГУЗ «Центральная городская больница», МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи») и регионального сосудистого центра (в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области»). Для установления гражданского диалога и повышения качества предоставляемых медицинских услуг следует создать Совет по здравоохранению при Губернаторе Калининградской области, а также наблюдательные Советы при всех больницах и поликлиниках.
Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт позволяет решить двуединую задачу по повышению продолжительности жизни жителей региона, с одной стороны, и снижению огромных экономических потерь (низкая эффективности труда, высокая заболеваемость, повреждения в ДТП, травматизм и т.д.) – с другой, за счет развития массового, оздоровительного спорта и соответствующей спортивной инфраструктуры. Развитие физической культуры и спорта в регионе является неотъемлемым вкладом в развитие человеческого потенциала и создания основы для конкурентоспособной экономики. В рамках стратегии развития физической культуры и спорта в Калининградской области в дальнейшем планируется: - построить к чемпионату мира по футболу к 2018 году современный многофункциональный комплекс со стадионом на 45 тыс. зрителей, с параллельным осуществлением реконструкции существующих городских спортивных территорий; - построить специализированные спортивные сооружения при спортивных школах по культивируемым видам спорта; - построить специализированные спортивные сооружения при спортивных школах по культивируемым видам спорта, в том числе Центр гребных видов спорта в г. Калининграде; - реконструировать действующие спортивные сооружения в целях обеспечения доступности инвалидам их посещения; - открытие спортивной детско-юношеской школы по игровым видам спорта; - втрое увеличить бюджет для развития адаптивного спорта; - открытие 15 филиалов учреждений по адаптивным видам спорта с увеличением охвата инвалидов на 450 человек и доведения до общего количества занимающихся 1200 человек; - создать условия для ежедневных занятий инвалидов физической культурой и спортом на местах посредством развития сети спортивных клубов инвалидов в муниципальных образованиях области. Предусмотреть поэтапное открытие филиалов государственного учреждения «Спортивный клуб инвалидов» оснащенных специальным оборудованием и инвентарем в каждом городском округе и сельском районе области; - поэтапно ввести обязательный третий урок в неделю по физической культуре в учреждениях общего, среднего образования и четырех часовую программу – в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; - ежегодно предусматривать дополнительные финансовые средства на оплату труда специалистов, обеспечивающих дополнительные занятия по физической культуре; - привести обеспеченность основными типами спортивных сооружений (спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные сооружения) к средним показателям обеспеченности по Российской Федерации. Реализация данных мероприятий будет способствовать решению следующих тактических задач: 1. Создание средствами физической культуры и спорта достойного подражания образа гармонично развитого в духовно-нравственном и физическом отношении человека, как основы для мотивации к здоровому образу жизни, физическому развитию и совершенствованию, отказу от вредных привычек. 2. Привлечение населения к массовым занятиям физической культурой и спортом, улучшение показателей физической подготовленности и здоровья населения. 3. Развитие спорта высших достижений, как элемента героико-патриотического воспитания молодёжи, формирования лидерских качеств, мужества, настойчивости в достижении цели, успешности. В таблице 61 приведены основные показатели развития сферы физической культуры и спорта.
Таблица 61. Индикативные показатели развития физической культуры и спорта
Другим направлением развития физической культуры и спорта является специализация региона в отдельных видах в рамках спорта высоких достижений, который, с одной стороны, является одной из составляющих профессионализации региона, а с другой стороны, будучи «живым примером» на расстоянии «вытянутой руки» играет значимую роль в повышении интереса к массовому спорту, в том числе за счет «дани моде». Калининградская область в силу накопленного потенциала должна быть центром подготовки в таких видах спорта как: академическая гребля, бокс, волейбол, вольная борьба, лёгкая атлетика, современное пятиборье. Превращение Калининградской области в «Регион российского спорта» - это один из способов обеспечения связности Калининградской области с основной территорией России, ее политикой, имиджем страны, культурой и успехами. Формирование комплекса специализированной спортивной подготовки, поддерживаемый развитием физической культуры и массового спорта, станет основой для привлечения в регион как крупных российских и международных спортивных событий (2-3 в год), развития коммерческих видов спорта. Наиболее перспективными для привлечения инвестиций на территорию Калининградской области могут стать такие виды спорта как автомобильные гонки, гольф, спортивные единоборства, конный спорт, а также спортивный туризм. Созданные на территории региона центры олимпийской подготовки, учитывая геополитическое положение Калининградской области, создадут предпосылки для организации всероссийских учебно-тренировочных сборов спортивных сборных команд, проведения крупнейших международных соревнований (чемпионаты, кубки Европы и мира), что в конечном итоге придаст импульс развитию сопутствующих отраслей экономики.
Образование
Стратегическая цель развития системы образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Калининградской области. Основные задачи: 1) обеспечение устойчивого развития системы дошкольного образования Калининградской области; 2) обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях Калининградской области на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; 3) модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности; 4) создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности; 5) создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности; 6) становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий; 7) формирование механизмов объективного оценивания качества образования в Калининградской области; 8) создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Калининградской области. В предыдущие годы большое внимание уделялось совершенствованию содержания и технологий образования – приведению содержания образования в соответствие с требованиями современного общества и рынка труда, разработке регионального компонента образовательного стандарта, внедрению современных технологий обучения, созданию условий для обеспечения индивидуализации обучения (в том числе созданию механизмов, позволяющих учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования), созданию условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся. Для обеспечения преемственности и определения новых направлений модернизации системы образования Калининградской области утверждены региональные целевые программы на 2012-2016 годы - «Развитие образования на 2012-2016 годы», «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов дошкольного образования на 2012-2014 годы». Планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений и создание условий для дальнейшего развития системы дошкольного образования, а именно строительство 20 новых дошкольных образовательных учреждения и введение 5290 новых мест. Это позволит на 100% обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием. На новом этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников. В 2012-2013 годах будет продолжена реализация проекта модернизации региональной системы общего образования по следующим направлениям: - повышение заработной платы работников общеобразовательных учреждений, в том числе учителей; - модернизация материально-технической базы школ в соответствии с требования федеральных государственных стандартов; - создание современной школьной инфраструктуры, в том числе физкультурно-спортивных площадок, пищеблоков и столовых, библиотек, медицинских кабинетов, расширение каналов связи и увеличение скорости сети Интернет; - расширение транспортной доступности общеобразовательных учреждений, в том числе приобретение школьных автобусов. Одним из основных результатов реализации проекта модернизации образования является рост заработной платы работников сферы образования, что отражено в таблице 62. Таблица 62. Заработная плата сфере образования
Уже к 2016 году 100% школьников должны обучаться в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. Проведение оптимизации сети учреждений профессионального образования позволило не только добиться концентрации интеллектуальных и материально-финансовых ресурсов, но и повысить инвестиционную привлекательность образовательных учреждений со стороны работодателей. В ноябре 2011 года утверждена целевая программа Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы», в рамках которой будет реализован комплекс мероприятий по направлению «Создание постоянно действующего механизма планирования модернизации региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей». Совместно с Центрами по обеспечению занятости населения, работодателями, учреждениями профессионального образования с 2012 года будет проводиться ежегодный мониторинг перспективных потребностей социально-экономической сферы региона в кадрах, формироваться перечень востребованных программ профессионального образования на среднесрочную перспективу и прогноз оптимального объема профессионального образования в разрезе уровней подготовки в соответствии с прогнозом развития рынка труда. Для обеспечения формирования государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда в 2012 году в Калининградской области будет создан областной центр мониторинга профессионального образования, задачей которого также будет являться организация мониторингов соответствия структуры подготовки кадров прогнозу потребности региона в трудовых ресурсах и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Непосредственные результаты реализации вышеуказанных мероприятий: - увеличение доли контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей в учреждениях профессионального образования с 77% до 100%, - увеличение доли лиц, принятых на программы профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям с 70,6% до 91,5%, - увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии/специальности в первые три года после окончания учебного заведения с 69,2% до 90,0%.
Культура Несмотря на определенные изменения законодательной базы, включающие переход к нормативному финансированию, сфера культуры по-прежнему финансируется на сеть учреждений, а не на исполняемые ими функции и выполнение государственного или муниципального заказа. Остается неадекватной современным условиям материально-техническая и информационная база сферы культуры, требующая технического перевооружения. Продолжает существовать асимметрия рынка: доступ к услугам организаций культуры имеют преимущественно жители областного центра. Отсутствуют механизмы, компенсирующие недостаток качественных услуг жителям области. Спектр услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, очень ограничен, недостаточно представлены инновационные формы культурной деятельности. Низким остается уровень социальной защищенности работников культуры, в том числе по обеспеченности жильем. Это препятствует стремлению к получению профессионального образования и притоку молодых специалистов, приводит к существенному старению кадров. В целях преодоления этих, негативно влияющих на развитие культуры Калининградской области проблем, Правительство области планирует поведение следующих действий: - создание вертикальной и горизонтальной систем управления отраслью для повышения ответственности органов местного самоуправления за исполнением полномочий в сфере культуры, формирование органов местного самоуправления культурой, заключение межпоселенческих соглашений в целях концентрации ресурсов, в том числе финансовых и координации деятельности муниципальных учреждений культуры; - обновление концепций развития государственных учреждений культуры с учетом современных социально-экономических условий, приведение государственного задания в соответствие с реальными потребностями на рынке услуг, обеспечение финансирования учреждений в размерах, необходимых для выполнения государственного задания; - формирование комплекса мер по развитию библиотечного дела, включая меры по наполнению библиотечных фондов, информатизация отрасли, в первую очередь библиотек и музеев; - формирование комплекса мер по развитию народного творчества, стимулирующего интерес жителей области к занятиям в досуговой сфере; - расширение форм грантовой и иной поддержки субъектов культурной деятельности негосударственного сектора: - проведение мероприятий по усилению социальной защищённости работников культуры, повышению заработной платы до средней по области в производственном секторе, строительство (выделение) жилья, установление льгот для работающих в сельской местности, применение стимулирующих мер оплаты труда. Тема культуры и искусства не включена в процессы формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности. Решением проблемы может стать создание культурного бренда, способствующего вниманию и интересу к области как со стороны партнеров из других регионов и стран, так и со стороны самих жителей области. Отрасль культуры функционирует на морально и технически устаревшем оборудовании. Решение этой проблемы путем технологической модернизации культурного производства позволит создать условия формирования культуры инновационного региона. Эффективными механизмами развития сферы культуры могут стать: - создание регионального фонда проектов развития культуры и искусства, ориентированных на современные технологии и инновации, - организация системы грантовых конкурсов, - разработка и запуск масштабных культурных проектов, - модернизация деятельности основных учреждений отрасли культуры, - расширение уровня доступности культурных благ на территории области. Основные направления культурной политики региона: 1. Сохранение и укрепление российской идентичности региона и российского культурного суверенитета. Геополитическое положение Калининградской области выводит отечественную культуру на ключевую позицию в деле сохранения и укрепления российской идентичности региона. Данное направление предполагает сохранение культурного наследия Калининградской области, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан. Достижение указанных целей предполагает сохранение и реставрацию объектов культурного наследия, работы по сбору и научной обработке информации об истории региона, укрепление отечественных традиций, социальных ориентиров и ценностей, а также создание условий при которых основной спектр услуг в сфере культуры был бы доступен гражданам, проживающим по всех районах области и принадлежащим к различным социальным группам. Географическое положение региона, его статус пилотного региона сотрудничества России и Евросоюза являются сильными преимуществами перед другими российскими регионами для продвижения отечественной культуры за рубежом, обмена опытом и совместных проектов с иностранными организациями. Задачами данного направления культурной политики являются: - обеспечение сохранности и эффективности использования историко-культурного наследия, - адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества, - обеспечение условий для межрегиональных и международных культурных контактов, - поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок. 2. Повышение духовно-нравственного уровня населения региона. Для гармоничного развития Калининградской области необходимо сохранять отечественные культурные традиции, содействовать становлению патриотической гражданской позиции порастающих поколений, усилить внимание общества роли семьи. Внимание государства к становлению подрастающих поколений является одним из важнейших факторов в системе национальной безопасности страны. Особую роль приобретает воспитание молодежи на основе духовно-нравственных и культурно-исторических традиций. Задачами направления культурной политики являются: - создание благоприятных условий для социализации детей и молодежи, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического становления, - обеспечение возрождения, развития и защиты отечественных исторических, культурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций, - поддержка семьи, семейного воспитания и материнства. 3. Повышение привлекательности культурной сферы региона для его жителей, гостей и переселенцев. Задачи: - формирование социокультурной и архитектурной среды в муниципальных образованиях области, - возрождение, сохранение и развитие народного творчества совершенствование культурно-досуговой деятельности. Развитие культуры Калининградской области должно стать основополагающей базой для развития туризма.
Социальные институты и социальная политика Правительством Калининградской области определены главные стратегические цели в сфере социальной защиты населения: - сокращение неравенства и преодоление бедности; -укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия; - улучшение качества жизни инвалидов, обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и транспорта, а также развивитие системы медико-социальной реабилитации инвалидов и особенно детей-инвалидов; - совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, повышение доступа граждан к социальным услугам, развитие рынка услуг; - формирование эффективной системы социальной поддержи лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; - оказание адресной поддержки пожилым гражданам, решение вопроса об обеспечении региональной доплаты пенсионерам. Сокращению неравенства и преодолению бедности будут способствовать повышение регионального минимального размера оплаты труда, развитие системы пособий и доведении адресности выплат социальных пособий до 35 процентов к 2016 году и 40 процентов к 2020 году. Приоритеты по социальной поддержке будут направлены на семьи с тремя и более детьми. С целью укрепления института семьи и профилактики семейного неблагополучия планируются следующие мероприятия: - дальнейшее развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей, профилактики семейного неблагополучия; - повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставления социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям; - полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей. Данные мероприятия позволят остановить рост и снизить количество семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на 5 % к 2020 году. Для улучшения качества жизни инвалидов, в том числе медико-социальной реабилитации инвалидов и особенно детей-инвалидов, планируется дальнейшее развитие системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания. Расширение объемов и качества предоставления социально-реабилитационных услуг, что позволит увеличить охват этими услугами детей-инвалидов к 2020 году до 70% от их общего числа. В целях обеспечения комплексного решения вопросов формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями ведется разработка целевой программы Калининградской области «Доступная среда» на 2012-2016 годы, которая в дальнейшем будет пролонгирована до 2020 года. Основной целью данной программы является создание к 2020 году условий для формирования в регионе безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, обеспечение равного доступа граждан к социальным услугам, развитие рынка услуг, будет осуществляться путем: - совершенствования системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, - расширение сферы и видов деятельности учреждений. - внедрение передовых форм и методов оказания государственных услуг, повышение профессионализма и обеспечение социальных гарантий работников учреждений социального обслуживания. - развитие негосударственных форм предоставления социальных услуг, государственно-частного партнерства на условиях социального заказа Дальнейшее расширение системы социальной поддержки с учетом развития негосударственного сектора позволит полностью ликвидировать очередь на стационарное и надомное обслуживание,обеспечит исполнение стандарта качества стационарного социального обслуживания. Позволит к концу 2020 года увеличить объем услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в 5 раз. Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, попавших в экстремальную ситуацию: без определенного места жительства и занятий, наркрозависимых, освободившихся из мест лишения свободы, планируется за счет: - ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрения моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации; - создания в регионе центра реабилитации наркозависимых граждан.
Молодежная политика Стратегической целью региональной молодежной политики является создание правовых, социально-экономических и организационных условий для всестороннего развития, успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь региона, использование инновационного потенциала молодежи в интересах развития Калининградской области. Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач: - создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи; - вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (обшествено-значимые, учебные, трудовые, семейные); - реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики; - пропаганда семейных ценностей среди молодежи и формирование механизмов поддержки, в том числе создание стартовых возможностей для молодой семьи; - внедрение модели и программы воспитательной работы, ресоциализации молодежи, находящейся в конфликте с законом, в том числе условно осужденными и отбывающими наказание с акцентом на их трудовую занятость; - усиление пропаганды спорта и здорового образа жизни среди молодежи; - поддержка и развитие механизмов удовлетворения потребностей молодежи в доступном жилье. Основными задачами молодежной политики в области создания равных условий для развития молодежи являются: - развитие целевых программ по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе; - оказание информационно-консалтинговой помощи и разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в городе и на селе; - развитие системы предоставления социальных услуг несовершеннолетним и молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации; - внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации; - обеспечение отдыха и оздоровления детей и молодежи. Основными направлениями решения указанных задач молодежной политики должны стать: - обеспечение прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости; - гарантированное предоставление молодежи социальных услуг, организация отдыха и досуга молодых граждан; - содействие предпринимательской деятельности молодежи; - гражданское и патриотическое воспитание, физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. Программы, направленные на физическое и нравственное совершенствование молодежи считать приоритетными; - государственная поддержка молодых семей; - поддержка талантливой и одаренной молодежи; - проведение профилактики правонарушений среди молодежи, ее алкоголизации и наркотизации. Ещё одной стратегически важной задачей, позволяющей сделать работу по основным направлениям государственной молодежной политики, таким как занятость, организация содержательного досуга, развитие молодежной инициативы, более эффективной, вывести её на новый качественный уровень является создание новых и расширение сети существующих учреждений молодежной сферы. На сегодняшний день на муниципальном уровне в Калининградской области работает 10 учреждений, подведомственных органам по делам молодежи и специализирующихся в различных направлениях молодежной политики. Только одно из них расположено в области, остальные в городе Калининграда. В небольших муниципалитетах Калининградской области, численность молодежи (14-30 лет) в которых не превышает 14000 человек, работа по направлениям молодежной политики ведется, как правило, в учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, в том числе на их базе создаются подростковые клубы. В малых городах и селах Калининградской области работает только 30 подростковых клубов по месту жительства. Помимо этого, в Балтийске, Краснознаменске, Ладушкине, Озерске, Пионерске, Светлом, Славске и Советске действуют 10 комплексных учреждений в формате «Центр культуры, досуга и спорта». Вместе с тем муниципальные образования отмечают необходимость и рассматривают возможность создания новых подростково-молодежных клубов. Однако, отмечаются сложности, связанные с ресурсным обеспечением создания новых клубов: в бюджетах муниципальных образований не предусмотрены денежные средства на проведение косметического и капитального ремонта помещений, введение новых ставок специалистов по работе с молодежью. Кроме того, выделение денежных средств на данные виды расходов не всегда является возможным и приоритетным для муниципальных образований. Принимаемые на сегодняшний день меры не способно кардинально изменить ситуацию. В целях развития направлений, форм и методов работы по месту жительства на базе учреждений, осуществляющих деятельность в области молодежной политики, необходима разработка отдельной целевой программы, направленной на поддержку и развитие учреждений молодежной сферы. В перспективе также планируется работа над созданием нескольких новых объектов молодежной сферы областного и межрегионального уровня. Одним из них является создание на побережье Балтийского моря международного детско-молодежного культурно-образовательного центра на побережье Балтийского моря под рабочим названием «Балтийский Артек» с развитой инфраструктурой, отвечающей современным требованиям. Планируется, что центр будет осуществлять свою деятельность в целях интеграции интеллектуального, образовательного и творческого потенциала молодёжи России и стран зарубежья. Эта цель соответствует приоритетам образовательной и молодежной политики России, способствует формированию типа личности, адекватного вызовам современного мира. Кроме того, запланировано создание детско-молодежного оздоровительного эко-комплекса на 300 чел., включающего как детский лагерь, так и первый в области современный молодежный кемпинг положит начало обновлению системы детского и молодежного оздоровления, развитию молодежного туризма в регионе. Последовательным продолжением работы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность является создание бизнес-инкубатора, основными задачами которого являются оказание новым субъектам малого предпринимательства образовательных, маркетинговых, консалтинговых и других организационно-управленческих услуг; содействие повышению инновационной активности молодых предпринимателей. Бизнес-инкубатор - это место, где создаются благоприятные условия для старта бизнеса из идеи, для развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение офисными площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой и т.п. В целях расширения перечня услуг, оказываемых молодежи региона необходимо расширение базы ГБУ «Центр молодежи». Для проведения молодежных творческих и социальных массовых мероприятий целесообразно создание имущественного комплекса, включающего концертный зал на 1000 мест, конфернц-залы, дискотечные, репетиционные, хореографические, тренажерные, спортивные залы.
Экологическая безопасность Анализ экологической обстановки в Калининградской области выявил серьезные экологические проблемы: - загрязнение водоемов и ухудшение качества питьевой воды; - эвтрофирование Куршского и Калининградского (Вислинского) заливов; - разрушение морских берегов; - загрязнение воздушной среды в городе Калининграде; - несоответствие действующих полигонов твердых бытовых отходов санитарным и экологическим требованиям, рост числа несанкционированных свалок и объемов отходов на них; - низкая лесистость, увеличение доли редких и исчезающих видов растений; - снижение плодородия и заболачивание почв, деградация сельскохозяйственных угодий; - уменьшение биологического разнообразия растительного и животного мира; - недостаточно высокая экологическая культура населения. Основными направления деятельности в сфере экологической безопасности являются: 1) стабилизация экологической обстановки в Калининградской области и её улучшение в районах и населенных пунктах Калининградской области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды; 2) соблюдение установленного порядка пользования недрами; 3) осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; 4) предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; 5) развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биологического разнообразия; 6) формирование государственной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды; 7) формирование нормативных правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере сохранения, изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Решению поставленных задач по оздоровлению экологической обстановки на территории Калининградской области, восстановлению, предотвращению деградации и сохранению природных комплексов Калининградской области будет способствовать реализация программы «Экологическое оздоровление территории Калининградской области для реализации в 2011-2013 годах». Основными мероприятиями, запланированными в программе являются: - строительство и реконструкция тепловых сетей и объектов теплоснабжения; - строительство и реконструкция водозаборных сооружений и объектов водоснабжения; - берегоукрепление Балтийского моря и других водных бассейнов Калининградской области; - строительство и реконструкция объектов канализации и очистных сооружений Калининградской области; - строительство полигонов твердых бытовых отходов; - строительство мусоросортировочного комплекса; - реконструкция осушительных насосных станций с восстановлением сети магистральных каналов; - реконструкция водозащитных дамб; - реконструкция отрегулированных водоприемников рек; - капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений; - мелиоративные мероприятия (ремонт магистральных каналов, закрытых транспортирующих коллекторов); - мероприятия по проведению областного конкурса на звание «Самый благоустроенный город и поселок Калининградской области». Реализация мероприятий позволит: 1) создать комплексную систему управления отходами производства и потребления; 2) довести качество очистки сточных вод на очистных сооружениях Калининградской области до проектных показателей и норм, отвечающих экологическим требованиям (46%); 3) уменьшить риск техногенного загрязнения поверхностных вод и других объектов тяжелыми металлами и значительно уменьшить расход воды; 4) сократить объем сброса в водные объекты загрязняющих веществ - к 2013 году суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты Калининградской области не должен превышать 101,6 тыс. т/год. 5) сохранить экологический и ресурсный потенциал лесного фонда, обеспечить своевременное воспроизводство лесов хозяйственно-ценными древесными породами; 6) уменьшить площадь лесов неудовлетворительного санитарного и лесопатологического состояния, предотвратить возникновение очагов массового размножения вредителей и болезней леса; 7) улучшить качество воды в водных объектах, в результате снизить число заболеваний, для которых вода открытых водоемов является фактором передачи; 8) снизить ущерб от наводнений; 9) снизить риск возникновения аварий на гидротехнических сооружениях; 10) обеспечить оперативный контроль за состоянием водных объектов и их использованием; 11) совершенствовать систему биологического мониторинга; 12) восстановить и увеличить численность объектов растительного и животного мира, находящихся на грани исчезновения; 13) сохранить численность и увеличить воспроизводство рыбных запасов и охотничьих животных на территории области; 14) организовать оптимальную и эффективную с экологической и экономической точек зрения сеть особо охраняемых природных территорий области, обеспечить соблюдение их охранного режима; 15) обеспечить продолжение научных исследований на территории области; 16) обеспечить формирование экологического мировоззрения, воспитание гражданственности и национального самосознания на базе культурных и духовных традиций региона. Социальная эффективность предлагаемых мероприятий позволит улучшить условия проживания населения, снизить риск заболеваний, обусловленных воздействием экологически неблагоприятных факторов. Правительством Калининградской области принята целевая программа Калининградской области «Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы», стратегической целью которой является создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области. В результате реализации Программы планируется: 1) создание новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами, в том числе объектов для утилизации и размещения отходов на основе применения современных технологических и технических решений; 2) увеличение доли отходов, извлекаемых из твердых бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов; 3) сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов; 4) повышение осведомленности жителей Калининградской области о правилах экологически безопасного обращения с отходами. Осуществление запланированных мероприятий будет способствовать: - повышению уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности и качества жизни людей; - созданию усовершенствованной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления.
Общественная безопасность, этнокультурная ситуация и межнациональные отношения. Вопрос обеспечения общественной безопасности является в ближайшей перспективе особо важным в связи с предстоящим в 2018 году проведением в городе Калининграде этапа Чемпионата мира по футболу. В связи с этим требуется проведение таких мероприятий, как: - подготовка персонала служб жизнеобеспечения (полиция, инспекция по безопасности дорожного движения пожарная служба, инструкторы- реаниматоры на производстве и т.д.) и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи; - поэтапное внедрение аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» в г. Калининграде, включая разработку проекта АПК и проведение конкурса по определению организации, ответственной за выполнение работ; - организация систематической профилактической работы на местах жительства, работы и учебы лиц, обвиняемых по уголовным делам либо осужденных, в отношении которых приняты меры пресечения, не связанные с лишением свободы - организация и реализация мер по раннему выявлению несовершеннолетних, допускающих потребление наркотических средств, в том числе в рамках ежегодных медицинских осмотров (диспансеризации), а также проведение тестирования - обеспечение резервирования рабочих мест в рамках организации общественных работ для осужденных к исправительным работам, стоящим на учете в уголовно-исполнительной инспекции - создание единой базы данных работодателей, осуществляющих квотирование рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы - оказание адресной помощи в предварительном решении вопросов трудоустройства осужденных, готовящихся к освобождению, путем организации «ярмарок вакансий» в исправительных учреждениях УФСИН - проведение межведомственных оперативно-профилактических операций («Группа», «Здоровье», «Забота», «Подросток», «Условник», «Семья» и др.) по выявлению безнадзорных несовершеннолетних и по привлечению к ответственности лиц, не исполняющих обязанности по воспитанию детей - проверка мест массового отдыха молодежи на предмет выявления лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения - регулярная проверка исполнения требований законодательства о запрете реализации винно-водочной продукции вблизи культурно-просветительных, образовательных учреждений, мест проведения молодежных дискотек и др. Для решения задач реализации национальной политики Российской Федерации на территории Калининградской области назрела необходимость в открытии специального государственного Учреждения - Дома Дружбы Народов, в котором смогли бы разместиться все представители национально-культурных объединений. Дом Дружбы народов мог бы стать одним из привлекательных для туристов мест Калининградской области, в котором, наряду с российскими туристами, иностранные туристы смогли бы узнать о культуре России, народах, ее населяющих, традициях и быте этих народов. Кроме того, национально-культурные сообщества, через свои диаспоральные контакты, могли бы способствовать увеличению потока туристов в область. Несмотря на то, что сфера миграции относительно недавно стала одним из важнейших направлений государственной политики, миграционные процессы в стране становятся все более управляемыми, ориентированными в первую очередь на решение социально-экономических и демографических задач. Сегодня возникла острая необходимость создания условий для изучения иностранными гражданами русского языка, основ миграционного законодательства, культурных традиций и норм поведения в российском обществе. Принимающее общество заинтересовано в том, чтобы находящиеся на его территории иностранные граждане знали язык, законы и принятые правила поведения. С учетом потенциала сокращения трудоспособного населения в период до 2020 года и необходимостью замещения их мигрантами, а также учитывая потенциал роста населения до 1117 тыс. человек к 2020 году и до 1325 тыс. человек в 2031 году, доля родившегося в области населения Калининградской области упадет к 2020 году, по прогнозам до 43%, а к 2031 году – до 38%. В этой части важнейшей и необходимой представляется разработка Стратегии гармонизации межэтнических отношений в Калининградской области.
Date: 2015-08-15; view: 1082; Нарушение авторских прав |