Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритеты территориального развития Тюменской области





В состав Тюменской области входят 5 городских округов, 21 муниципальный район и 293 сельских поселения. Административный центр – город Тюмень с населением 588,6 тыс. человек (на 1 января 2008 года). Другие крупные города – Тобольск (104 тыс. человек), Ишим (64 тыс. человек), Ялуторовск (около 37 тыс. человек), Заводоуковск (25 тыс. человек). Уватский район относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, поэтому в населенные пункты района осуществляется сезонный завоз товаров.

Экономически активная территория составляет менее трети общей площади области и располагается, в основном, вдоль магистральных линий железных дорог, остальную территорию области составляют леса, водные пространства, болота и заболоченные территории. Последние являются существенным ограничением хозяйственной деятельности и расселения.

Внутрирегиональное, муниципальное развитие имеет столь же важное значение для стратегического развития области, как и отраслевые программы, стратегии фирм и предприятий, расположенных на ее территории. Поэтому одним из стратегических направлений развития Тюменской области должно стать повышение эффективности использования имеющегося потенциала муниципальных образований для достижения высокого уровня социально-экономического развития.

Реализация данного направления должна обеспечить решение ключевой проблемы муниципального развития – снижения существующего крайне высокого уровня дифференциации экономического потенциала и социально-экономического развития муниципальных образований области.

Резкая дифференциация социально-экономического положения области проявляется при сравнительном анализе ряда основных параметров. Так, межмуниципальные среднедушевые различия по объемам отгруженной продукции промышленности достигают 213 раз, продукции сельского хозяйства – 95 раз, по объему работ, выполненных в строительстве – 21,4 раз, обороту розничной торговли – 11,5 раз, объему платных услуг – 13,8 раз, инвестициям в основной капитал за счет всех источников - 50,3 раз.


Рис.6.1. Административно-территориальное деление Тюменской области (без автономных округов)


Это свидетельствует как о неравномерности размещения производительных сил по территории области, так и, возможно, о проблеме несовершенства внутрирегионального административного деления.

Таблица 6.1

Оценка основных параметров социально-экономического
развития районов и городов Тюменской области за 2007 год

Название района Среднегодовая численность населения Объем отгруженной продукции промышленности Продукция сельского хозяйства Объем работ, выполненных в строительстве Оборот розничной торговли Объем платных услуг Инвестиции в основной капитал за счет всех источников Уровень регистрируемой безработицы
  тыс. человек млн. руб. %
Абатский 22,5 352,5 1265,3   381,56 87,22 340,7 1,57
Армизонский 10,1 63,0 729,3 86,6 214,05 55,88 122,5 3,54
Аромашевский 13,3 51,5 710,3 41,2 236,52 67,13 291,1 1,26
Бердюжский 12,2 77,1 705,7 183,4 225,42 75,91 271,1 4,56
Вагайский 23,7 54,3 752,8 222,3 334,22 80,20 500,6 1,67
Викуловский 17,7 112,8 1147,5 407,5 404,37 83,72   0,92
Голышмановский 28,4 190,9 1401,3 180,9 594,43 124,64 449,3 0,94
Заводоуковский 45,8 3009,2 2235,8 919,6 1575,39 518,24   1,57
Исетский 25,9 288,9 1608,5 108,9 568,86 125,40 570,7 2,64
Ишимский 32,7 279,2 2854,8 122,5 616,37 158,75 1266,9 2,51
Казанский 22,4 150,1 1514,0 123,2 464,57 106,44 688,9 2,37
Нижнетавдинский   75,4 1390,1 1589,9 434,13 86,99 1972,1 1,16
Омутинский 20,2 783,2 812,4 158,7 424,65 114,43 248,6 2,36
Сладковский 14,4 81,0 862,0 122,9 268,35 70,64 457,6 4,63
Сорокинский 11,3 115,1 575,9   203,94 62,11 184,8 7,67
Тобольский 23,0 42,3 1106,0 558,7 429,43 102,13 671,3 4,48
Тюменский 92,5 7389,4 7626,6 3169,8 3348,84 1319,24 4218,2 1,65
Уватский 19,3 7570,0 219,1 548,1 1070,72 172,66   1,77
Упоровский 21,2 99,8 2002,7 137,8 393,05 82,13 842,7 3,9
Юргинский 12,4 95,0 496,0 77,5 217,83 75,81 217,9 6,76
Ялуторовский 15,6 35,5 891,6 54,8 326,99 46,98   3,66
Ярковский 24,6 145,6 656,1 180,7 389,56 91,40 1058,4 0,84
г.Тюмень 583,4   580,3   94622,85 24262,36   0,3
г.Тобольск 104,1 8709,3 175,2 3742,2 6414,17 2137,24 2739,9 1,53
г.Ишим 64,2 3847,4 392,9 865,8 3422,14 920,81 1231,9 0,75
г.Ялуторовск 36,9 3615,2 317,9 323,7 1464,57 541,87 1040,5 1,36

 


Не менее серьезной проблемой является также прогрессирующая дифференциация по большинству из приведенных показателей за период с 2000 по 2007 годы.


Таблица 6.2

Оценка степени межрайонной дифференциации по основным параметрам
социально-экономического развития районов и городов Тюменской области

Показатель Степень дифференциации, раз
2000 год 2007 год
Объем отгруженной продукции промышленности 88,1  
Продукция сельского хозяйства 75,9  
Объем работ, выполненных в строительстве 91,83 21,4
Оборот розничной торговли 9,12 11,5
Объем платных услуг 16,46 13,8
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников 49,33 50,3

 

Существование значительных контрастов между различными городами и районами области по базовым характеристикам состояния экономики и социальной сферы обусловливает необходимость отвлечения возрастающих объемов финансовых ресурсов на цели сокращения внутрирегиональных различий в доходах населения, межмуниципального выравнивания текущего потребления основных социально-значимых благ и услуг, что сужает возможности финансирования из областного бюджета приоритетных проектов регионального развития, связанных с обеспечением конкурентных позиций области в долгосрочной перспективе.

 

Основные факторы развития муниципальных
районов и городов области

Главной задачей территориального аспекта Концепции долгосрочного развития Тюменской области является создание в каждом муниципальном образовании устойчивой экономической базы, обеспечивающей снижение межмуниципальных контрастов и достижение достаточно высокого уровня и условий жизни населения во всех городах и районах региона.

Предполагается выделение нескольких внутриобластных «зон опережающего развития», располагающих наилучшим набором предпосылок для развития новых, «прорывных» направлений деятельности, в том числе:

Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район);

Тобольская нефтехимическая зона (г.Тобольск);

Тюменская агропромышленная зона (сельскохозяйственные районы);

Тюменская транспортно-логистическая зона (города Тюмень, Тобольск, Ишим);

Уватская нефтедобывающая зона;

Тюменская туристско-рекреационная зона (г.Тобольск, г.Ялуторовск, г.Тюмень, Исетский, Тобольский, Тюменский и Уватский районы).

Указанные территории могут стать основой для формирования географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний - кластеров.







Date: 2015-08-15; view: 673; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию