Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года 1 page





С т р а т е г и я

Социально-экономического развития

Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года

 

 

I. Общие положения

 

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.

Стратегия разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, и Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р.

Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ
по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.


 

II. Анализ социально-экономической ситуации

в Северо-Кавказском федеральном округе

 

1. Макроэкономические показатели

 

Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе к концу 1990-х годов сократились до 17 - 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов.

Темпы экономического роста в 2005 - 2009 годах свидетельствуют о том, что органам исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, удалось правильно определить экономические приоритеты (среди лидеров можно назвать Республику Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания). Однако процесс позитивных преобразований идет крайне медленно.

На текущий момент реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа развит слабо:

доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22 процентов (по Российской Федерации - 5 процентов);

доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15 процентов (по Российской Федерации - 19 процентов).

Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55 процентов (по Российской Федерации - 16 процентов).

Безработица в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне высокой - ее официальный уровень варьируется от 8 до 55 процентов, что в 1,5 - 9 раз превышает среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.

В большинстве отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа значения показателей производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской Федерации.

Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения.

Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существенно увеличился.

 

2. Население и трудовые ресурсы

 

Демографическая ситуация, потенциал трудовых ресурсов

и миграционные процессы

 

Значения и долговременная динамика большинства основных социально-демографических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе существенно отличаются от соответствующих значений и динамики показателей в среднем по Российской Федерации.
В последние десятилетия в результате возросшей рождаемости, снижающейся смертности и интенсивных миграционных процессов общая демографическая ситуация стабилизировалась. В Северо-Кавказском федеральном округе численность населения с конца 1990 до конца 2009 года увеличилась на 1,68 млн. человек. На начало 2010 года численность населения составила 13,437 млн. человек.


По итогам 2009 года естественный прирост населения Северо-Кавказского федерального округа составил 75,6 тыс. человек. Кроме того, в структуре населения высока доля лиц моложе трудоспособного возраста.

Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации.

Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций в республиках Северо-Кавказского федерального округа как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения.

Такие процессы приводят к существенным изменениям в структуре населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Наиболее заметно это проявляется в Чеченской Республике, в которой доля нечеченского населения уменьшилась в несколько раз, а также в Республике Ингушетия, что позволяет некоторым экспертам говорить об этих республиках как о моноэтнических.

По показателям рождаемости Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1-е место в стране. Что касается динамики, то в последние годы траектория изменения значения показателя рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе совпадает с траекторией изменения значения этого показателя в целом по стране, но на более высоком уровне (до 2000 года - падение, после - устойчивый рост).

В 2009 году высокие показатели рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе формировались в основном за счет показателей Чеченской Республики (более 29 новорожденных на 1000 человек населения), Республики Ингушетия и Республики Дагестан (более 18 новорожденных на 1000 человек населения). В других субъектах Российской Федерации, входящих в этот федеральный округ, значения показателей рождаемости отличаются от средних показателей по Российской Федерации несущественно.

Высокий уровень рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе предопределяет увеличение доли детей в общей численности населения этого федерального округа (на начало 2006 года - 18,6 процента), а также увеличение доли молодежи в общей численности лиц трудоспособного возраста. Особенно заметно увеличилась доля молодежи в Чеченской Республике (32,9 процента), Республике Ингушетия (28,9 процента) и Республике Дагестан (25,4 процента).

Показатель смертности в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий по Российской Федерации - 8,7 человека на 1000 человек населения в 2009 году (в среднем по Российской Федерации - 14,6 человека на 1000 человек населения).


Самые низкие значения показателей смертности на 1000 человек населения зафиксированы в 2009 году в Республике Ингушетия (3,7 человека), Чеченской Республике (5,3 человека), Республике Дагестан (6,1 человека). В остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, значение этого показателя также ниже среднероссийского.

Традиционной серьезной проблемой для Северо-Кавказского федерального округа является высокая младенческая смертность, хотя успехи здравоохранения последних лет привели к значительному улучшению этого показателя.

Значение показателей продолжительности жизни населения Северо-Кавказского федерального округа также является самым высоким в Российской Федерации.

Если в целом по Российской Федерации с 1995 по 2006 год происходила естественная убыль населения, то достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в Северо-Кавказском федеральном округе позволили обеспечить позитивную динамику показателя естественного прироста населения. Самые высокие показатели естественного прироста населения наблюдались в этот период в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан. В Кабардино-Балкарской Республике отмечался низкий естественный прирост. В Карачаево-Черкесской Республике прирост населения начался в 2004 году, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2006 году, а в Ставропольском крае - в 2008 году.

Традиционная сельскохозяйственная специализация Северо-Кавказского федерального округа предопределяет низкий уровень урбанизации населения округа. Доля сельского населения в этом федеральном округе на 1 января 2009 г. составляла 51,2 процента, а на 1 января 2010 г. - 51,1 процента или 4729,1 тыс. человек (в среднем по Российской Федерации - 26,9 процента). В Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике сельское население составляет 56 - 57 процентов всего населения этих республик, а в Чеченской Республике - 64,7 процента. Большинство сельских жителей проживают на территориях, имеющих слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обусловливает сравнительно низкий уровень жизни населения. В Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике численность сельского населения продолжает расти. Такая ситуация, с одной стороны, играет позитивную роль в условиях высокой безработицы, которая значительно легче переносится в селе, чем в городе. С другой стороны, эта структура предопределяет низкий уровень налоговых поступлений и, как следствие, дотационность региональных бюджетов.

Еще одной негативной тенденцией в 1990-х годах в Северо-Кавказском федеральном округе стала миграция, в том числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, сделали эту территорию перекрестком миграционных потоков.

В 2008 году в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу миграционная убыль составила 11,9 тыс. человек, в том числе в Республике Дагестан - 9,8 тыс. человек, Кабардино-Балкарской Республике - 2,9 тыс. человек, Республике Северная Осетия - Алания - 2,7 тыс. человек, Карачаево-Черкесской Республике - 1,9 тыс. человек и Чеченской Республике - 1 тыс. человек.

Миграционный прирост отмечался в Ставропольском крае
(5,5 тыс. человек) и Республике Ингушетия (0,9 тыс. человек).

Управление миграционными процессами в Северо-Кавказском федеральном округе требует активного участия федерального центра в части разработки и реализации обширной программы, предусматривающей комплекс административных, социальных, экономических и культурных мер по количественной и пространственной регуляции миграционных потоков, а также по обеспечению процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского федерального округа ежегодные размеры трудовой миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов Российской Федерации.

Кроме того, важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов.

Более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности:

развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность (трудовые объединения, студенческие отряды, молодежные биржи труда и др.), совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов, а также реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;

решение вопросов обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов;

поддержка талантливой молодежи (проведение творческих фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов, пропаганда традиций народов, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом);

поддержка общественных объединений молодежи (анализ деятельности молодежных объединений, организация работы с положительно настроенными общественными организациями и их лидерами, оказание им организационной, методической и финансовой поддержки, в том числе выделение финансовых средств на реализацию программ, выделение помещений и др.);

модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью и расширение их сети;

оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи;

формирование межрелигиозной терпимости (взаимодействие с религиозными организациями и их лидерами, имеющими влияние на молодежь, привлечение их к системной работе с молодежью);

создание условий для занятий спортом и организации отдыха молодежи (развитие спортивной базы, подготовка тренеров-педагогов для работы с молодежью, разработка специальных программ по привлечению молодежи к занятию спортом, создание мест отдыха молодежи);

проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи Северо-Кавказского федерального округа в социально-экономическую и общественную жизнь страны;

создание молодежных средств массовой информации (газеты, журналы, телепередачи и др.);

ведение научной и кадровой работы (подготовка кадров для работы с молодежью, системный мониторинг положения молодежи).

Для осуществления указанных направлений деятельности необходимы организация мониторинга основных аспектов жизни местной молодежи и разработка стратегии молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

Качество жизни населения

 

Серьезной проблемой Северо-Кавказского федерального округа является низкий уровень развития системы здравоохранения.

Во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа отмечается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике и Ставропольском крае участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и врачи скорой медицинской помощи широко применяют практику совместительства. Ситуация продолжает ухудшаться в связи с оттоком молодых специалистов в другие регионы Российской Федерации.

Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и офтальмология. Потребность в высокотехнологичной медицинской помощи по указанным видам полностью соответствует структуре заболеваемости и объемам оказания медицинской помощи в целом по Российской Федерации.

В 2009 году начал функционировать Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который является современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Повышение активности по направлению пациентов в центр в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителям этого округа.

В вопросах предоставления высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи необходимо учитывать возможности краевой многопрофильной больницы Ставропольского края, на базе которой развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи.

О необходимости принятия срочных мер по улучшению ситуации с инфраструктурой здравоохранения свидетельствует состояние здоровья населения в Северо-Кавказском федеральном округе.

За 4 месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечен рост смертности:

от инфекционных и паразитарных заболеваний (в Республике Дагестан - на 2,8 процента, Республике Ингушетия - на 17,8 процента, Карачаево-Черкесской Республике - на 1,8 процента);

от новообразований (в Республике Дагестан - на 5,9 процента и в Карачаево-Черкесской Республике - на 3,9 процента);

от болезней системы кровообращения (в Республике Ингушетия - на 32,2 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - на 9,6 процента, Чеченской Республике - на 5,8 процента);

от болезней органов дыхания (в Кабардино-Балкарской Республике - на 3,6 процента);

от болезней органов пищеварения (в Ставропольском крае - на 18,9 процента).

В Кабардино-Балкарской Республике значение показателя смертности от туберкулеза выше среднероссийского и составляет 16,7 человека на 100 тыс. населения (по Российской Федерации за 4 месяца 2010 года - 16,4 человека на 100 тыс. населения).

Особо следует отметить рост заболеваемости туберкулезом в Республике Ингушетия (с 31,4 до 39,8 человека на 100 тыс. населения), в Республике Северная Осетия - Алания (с 64,2 до 65,4 человека на 100 тыс. населения) и в Чеченской Республике (с 76,5 до 77,4 человека на 100 тыс. населения), в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - снижение значения указанного показателя (по Российской Федерации - 82,6 человека на 100 тыс. населения).

Отмечается рост по сравнению с 2008 годом заболеваемости онкологическими заболеваниями. Самые высокие значения указанного показателя отмечены в Ставропольском крае (345,2 человека на 100 тыс. населения) и Чеченской Республике (319,4 человека на 100 тыс. населения) (по Российской Федерации - 355,9 человека на 100 тыс. населения).

В 2009 году медицинская помощь населению Северо-Кавказского федерального округа оказывалась в 681 лечебно-профилактическом учреждении, в 414 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, и в 1740 фельдшерско-акушерских пунктах. Скорая медицинская помощь населению округа оказывается на 204 станциях (отделениях) скорой медицинской помощи. Численность лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, в 2009 году составляла 344 человека на 1 тыс. населения (по Российской Федерации - 361 человек на 1 тыс. населения).

Обеспеченность врачами в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году значение этого показателя составило 38 человек на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 44,1 человека на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним медицинским персоналом в указанном федеральном округе также ниже, чем в среднем по России. В 2009 году значение этого показателя составило 81,6 человека на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 94,1 человека на 10 тыс. населения).

Немногим лучше ситуация, сложившаяся в сфере образования в Северо-Кавказском федеральном округе.

Общий образовательный уровень экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, занятое население, имеющее высшее образование, составляет 26,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации - 27,1 процента), среднее профессиональное - 22,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации - 26,7 процента). При этом в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уровень образования даже превосходит среднероссийский, например, в Республике Ингушетия - 43,6 процента общей численности населения.

Между тем уровень развития образовательного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе в целом остается низким. По обеспеченности детей местами в детских дошкольных учреждениях указанный федеральный округ занимает среди прочих округов Российской Федерации последнее место.

Особого внимания заслуживает проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база.

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.

Кроме того, в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Дагестан и Ставропольском крае значение показателей обеспеченности учреждениями среднего профессионального образования ниже значения такого показателя в Российской Федерации в 1,8 - 2,3 раза.

Количество высших учебных заведений большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского уровня. Только в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания количество высших учебных заведений почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации.

Важной задачей является также качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.), что требует от системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.

Основной социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ в равной степени, является низкий уровень обеспеченности жильем. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в Республике Северная Осетия - Алания, где в 2008 году обеспеченность жильем составляла 26,1 кв. метра на человека (по Российской Федерации - 22 кв. метра на человека). В Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике этот показатель в 2008 году составил 21,2 и 20,1 кв. метра на человека соответственно. Более сложная ситуация с жилым фондом наблюдается в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан, где в 2008 году на одного человека приходилось 16,9 и 16,5 кв. метра соответственно. В Республике Ингушетия и Чеченской Республике значения показателя обеспеченности жильем одни из самых низких в Российской Федерации - 10,9 кв. метра 13,4 кв. метра на человека соответственно.

Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности жильем, доля ветхого и аварийного жилья в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике Ингушетия доля ветхого и аварийного жилья крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента соответственно.

Инфраструктурная обеспеченность жилого фонда в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, весьма неоднородна.

Доля жилья, оснащенного водопроводом, в среднем по Российской Федерации в 2008 году составляла 76 процентов. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, доля такого жилья довольно высокая - около 90 процентов, однако в Республике Дагестан - 54 процента, в Чеченской Республике - 57 процентов.

Наиболее благоприятная ситуация, связанная с обеспеченностью услугами по водоотведению, сложилась в Республике Северная Осетия - Алания (96 процентов). В Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае обеспеченность услугами по водоотведению находится на среднероссийском уровне - около 70 процентов, а в Республике Дагестан и Чеченской Республике существенно ниже среднероссийского уровня - 42 процента и 34 процента соответственно.

Обеспеченность услугами по газоснабжению и отоплению по данным 2008 года составляла более 80 процентов.

Темпы жилищного строительства в Северо-Кавказском федеральном округе существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году на одну тысячу человек было введено 302 кв. метра жилья - это почти вдвое меньше, чем в Центральном федеральном округе.

Невысокие темпы жилищного строительства объясняются рядом факторов. Во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, неразвитый рынок кредитования, в том числе ипотечного, и, в-третьих, высокая стоимость жилья.

По объему кредитования в расчете на одного человека Северо-Кавказский федеральный округ занимает одно из последних мест в Российской Федерации. В среднем объем выдаваемых кредитов в расчете на одного человека составляет 6,1 тыс. рублей по данным за 2008 год, что втрое ниже, чем в среднем по Российской Федерации. При этом доля ипотечных кредитов в общем объеме выдаваемых кредитов в Северо-Кавказском федеральном округе в 2008 году составила всего 12 процентов.

Существенным фактором, тормозящим развитие жилищного строительства, является относительно высокая стоимость возведения жилья, которая объясняется дороговизной строительных материалов и низкой обеспеченностью строительных компаний специализированной техникой. В Кабардино-Балкарской Республике, например, стоимость строительства 1 кв. метра жилья составляет 34,5 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 30,3 тыс. рублей за кв. метр).







Date: 2015-08-15; view: 423; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию