Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Клапан для импульсов
Вспомните наш аэропортовский сценарий, когда Сэм сорвался с цепи и врезультате остался на земле, в то время как Джон, его гораздо болеесообразительный товарищ по несчастью, смог улететь. У Сэма - как и у всякогодругого человека, не владеющего своими импульсами - имеется также дефектпредохранительного клапана, называемого затвором импульсов. Вот как, наязыке метода АВС, работает этот клапан. Припоминаем, что последствия (С), возбуждающий агент (А) и нашипромежуточные убеждения (В) включают в себя и чувства, и поведение. Этозначит, что наши эмоции дают начало определенному образу действий. И здесьвступает в игру затвор импульсов. Представьте себе маленькую калитку междучувствами и поведением, которая может открываться и закрываться. Если онаработает должным образом, чувства слегка задерживаются на одной стороне - ихне пускает калитка. Мы их осознаем, но ничего не предпринимаем сразу.Разочарование, враждебность, стремление к разрушению и сонм другихпотенциально болезненных эмоций - всем предлагается не горячиться. Им непройти; калитка их не пропускает и не дает руководить поведением. Если клапан импульсов неисправен - если он застрял широко открытым и неможет поворачиваться туда и сюда - что происходит? Все эти чувствапрорываются через него, как покупатели в магазин при окончательнойраспродаже, и возбуждают немедленные действия. Тут нет времени и места, чтобвзвесить возможный результат, прикинуть шансы на успех и цену, которую мызаплатим за него. Мы можем почувствовать, что получили краткосрочный выигрыш(разрядка напряжения, которое приносит немедленное действие), но слишкомчасто обрекаем себя на долгосрочное страдание (так как не успели понять, чеми сколько времени придется расплачиваться). Можем ли мы что-то сделать с испорченной калиткой, смазать ей петли иубедиться, что она будет работать как следует? Да, сможем, если поработаемкак следует над процедурой АВС. Перепрыгивать с А на С всегда будет ошибкой.Это сильно выбивает нас из равновесия, потому что мы не исследуем и непроверяем основания наших убеждений. Мы не сможем повлиять на последствия,если не представим себе перспективу и не запретим себе автоматическиереакции. И это может быть сделано - по одной эмоции за один раз. Ранее в этойкниге мы указали, что над EQ, в отличие от IQ, можно поработать и изменитьего, поскольку эмоции не являются неизменными. Они приходят и уходят; мыможем подчинить их логическому процессу и обратить их нам на пользу. Онитолько кажутся такими могущественными и постоянными, потому что мы не знаем,как они функционируют. Вот вам пример, как действительно сильная эмоция может мгновеннорастаять. Вы в переполненном лифте; люди набились в кабину, как сардинки вбанке. Кто-то сзади задевает вас - и не один, а два раза. Как будто васпрощупывают, тыкают - и это страшно раздражает. Какой идиот тут так подлопользуется обстоятельствами? Естественное раздражение переходит в праведныйгнев, и вы готовитесь к столкновению со злоумышленником - пока вы невзглянули через плечо и не обнаружили, что за вами стоит слепой с тростью.Какие эмоции сейчас охватывают вас, если не смущение и стыд? Если бы выпотрудились обернуться пораньше, чтоб увидеть, что происходит, или сосчиталидо десяти, вы бы не почувствовали себя идиотом. Насколько уместной была вашапервоначальная реакция, и куда делся ваш гнев? Он не был изгнан в результатеанализа или катарсиса. И точно так же другие эмоции могут исчезнуть илиперемениться на более уместные, либо в силу изменившихся обстоятельств, либосознательным усилием с вашей стороны, чтобы справиться с ними болееподходящим образом. Тест "конфетка"
Все мы, как рассудительные и разумные взрослые люди, обладаемспособностью контролировать свои импульсы - хотя для некоторых из нас этобывает слишком поздно. Вспомним, что младенец совершенно не умеетконтролировать свои импульсы. Когда его мочевой пузырь полон, он мочится;когда ему плохо, он плачет. Потом он начинает прислушиваться к своим самымранним эмоциональным наставникам - родителям. Иногда уроки усваиваются, но иногда - нет. Одна из наиболееубедительных иллюстраций этого факта - исследование, проведенное в 1960-хгг. психологом Уолтером Мишелем в Стэнфордском ун-те, так называемый тест"конфетка". В экперименте участвовали четырехлетние дети. Каждого ребенка приводилив комнату, где на столе лежала конфетка. Экспериментатор говорил ребенку,что он должен отлучиться по делу, а ребенку предлагалось следующее: еслиребенок хочет сразу съесть конфетку - пожалуйста. Но если ребенок подождет ине тронет конфетку, пока взрослый не вернется, он получит еще одну. Дети делали свой выбор, а Мишель записывал результаты, которые былиинтересны сами по себе. Две трети детей проявили стойкость и заработаливторую конфетку. Остальные - нет. Но это еще не было концом эксперимента.Поскольку большинство участников было детьми стэнфордских профессоров,аспирантов и служащих, они со временем окончили полный школьный курс. Тогдаон смог ознакомиться с с их академическими оценками и попросил родителейоценить, насколько успешны они были в школе и вне ее. И что, по вашемумнению, он обнаружил? У детей, которые съели конфетку сразу, были одна или две проблемы. Вцелом они были менее способны устанавливать социальные контакты, болеесклонны к упрямству и нерешительности. Они так же легко сдавались передразочарованием, как и перед искушением. Те, кто сумел отдалить удовольствие- и тем самым удвоил его - были более успешны: они выказали больше искусстваобщения, умения справляться с трудностями, и в целом были более успешны. Этоотразилось в их оценках. Проще говоря, они были лучшими учениками и получилигораздо более высокие баллы в тесте SAT (Scholastic Aptitude Test). (Психотест) В это трудно поверить, но способность в четырехлетнем возрастепотерпеть и дождаться второй конфеты была вдвое более точным предсказателембудущего балла на психотесте, чем IQ. Может быть, вам это уже пришло в голову, но давайте мы это скажем и наэтим покончим. Билл Клинтон вероятно провалил бы тест "конфетка".
Date: 2015-08-15; view: 271; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|