Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текущее состояние нефтегазовой отрасли и прогнозы





В последние годы становится общепризнанным, что проблемы развития нефтегазовой отрасли так же, как и проблемы повышения глобальной энергетической безопасности – можно решать лишь на основе выдвижения и последовательной реализации ясных и достаточно устойчивых стратегических приоритетов в соответствующих сферах. Любые попытки несистемного решения этих проблем, использования односторонних подходов, ориентации преимущественно на разрешение текущих острых ситуаций, как показывает опыт, недостаточно продуктивны и приводят лишь к возрастанию долгосрочных рисков.

Сегодня в условиях быстро растущего потребления энергоресурсов в мире особое стратегическое значение любого нефтегазового региона заключается в объемах запасов его энергоресурсов и местоположении. Каспийский регион в силу своего географического положения и наличия значительных запасов полезных ископаемых является центром внимания геополитических и экономических интересов на мировой энергетической арене. Все прикаспийские государства занимают особенное положение: регион находится между основными рынками сбыта нефти и нефтепродуктов (Западная Европа и Восточная Азия) и странами, являющимися ведущими поставщиками углеводородного сырья (страны Ближнего и Среднего Востока, Россия).

Учитывая то, что в настоящее время ресурсы нефти и газа Каспия и открывшиеся перспективы участия иностранных компаний в их разработке, направили геополитические и экономические интересы множества стран мира на данный регион, необходимо выявить возможные при этом преимущества для развития нефтегазового комплекса Казахстана и учесть их в формировании стратегии его дальнейшего развития.

В настоящее время для Казахстана стал актуальным вопрос диверсификации экспорта углеводородных ресурсов, что должно привести к укреплению энергетической независимости страны. Учитывая современный уровень развития нефтегазового комплекса Казахстана, геополитическое положение, особенности экономического развития и роль в этом процессе нефтегазового комплекса, актуальными становятся вопросы влияния стратегии на формирование энергетической безопасности страны.

На современном этапе аспект согласования интересов государства и нефтегазовых компаний, интеграционных процессов между странами в отношении развития их нефтегазовых комплексов является весьма важным и актуальным.

Именно поэтому вопросы разработки и совершенствования соответствующих стратегических документов и, что не менее важно, повышения степени их согласованности приобретают все большее значение – в том числе, в международном аспекте. Важнейшие направления и параметры развития нефтегазового комплекса Казахстана зафиксированы в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (1), утвержденным Указом Президента Республики Казахстан. В ближайшее время будет завершена подготовка Программы развития нефтегазовой отрасли Республики Казахстан на 2010-2014гг. При участии Министерства нефти и газа и АО НК «КазМунайГаз» в Казахстане разрабатывается межотраслевой план научно-технического развития отрасли до 2020 года. Цели и задачи государственных и отраслевых программ, реализуемых в рамках решения глобальной задачи по форсированному индустриально-иновационному развитию Казахстана находят свое отражение в долгосрочной стратегии Национальной Компании «КазМунайГаз».

Все они нацелены на осуществление стратегии интегрированного роста в секторах разведки и добычи нефти и газа, транспортировки и маркетинга газа, транспортировки нефти, переработки нефти, нефтехимии, маркетинга нефти и нефтепродуктов.

Целевые установки и стратегические приоритеты устойчивого развития нефтегазового комплекса Казахстана должны быть ориентированы на решение следующих задач:

  • Расширение и повышение эффективности геологоразведочных работ по нефти и газу.
  • Прирост запасов на основе расширения и повышения эффективности геологоразведочных работ по нефти и газу.
  • Использование инновационных методов поиска и разведки месторождений, детального изучения резервуаров и увеличения добычи.
  • Стимулирование недропользователей для активного воспроизводства запасов.
  • Интенсификация и стимулирование мероприятий по повышению нефте- и газоотдачи продуктивных пластов.
  • Разработка «старых» нефтегазовых месторождений с использованием передовых технических решений.
  • Освоение нефтегазовых ресурсов на шельфе Каспийского моря.
  • Формирование эффективных логистических схем для обеспечения разведки и добычи на месторождениях шельфа.
  • Повышение качества нефтепродуктов при одновременном повышении глубины и эффективности переработки нефти.
  • Введение европейских стандартов топлива.
  • Полная переработка и утилизация попутного нефтяного газа.
  • Создание нефтехимических производств.
  • Диверсификация транспорта нефти и газа и расширение рынков сбыта.
  • Формирование новых транспортно-логистических коридоров для экспортных поставок нефти и газа. Завершение формирования многовекторной системы экспорта нефти Казахстана.
  • Развитие танкерного флота на Каспии и в открытых морях (Черное, Средиземное и др.).
  • Активное использование энергосберегающих технологий.
  • Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития нефтегазового комплекса.

Газовая отрасль

В настоящее время для Казахстана природный газ становится все более перспективным энергоносителем. Основные запасы газа - а это более 80% - содержатся в крупных нефтегазовых месторождениях, разрабатываемых на основании контрактов на добычу нефти, в которых газ рассматривается не как самостоятельный продукт добычи, а как попутный. Несмотря на то, что наша страна располагает довольно большими запасами газа, сегодня газификацией охвачены только 9 из 14 областей, при этом преимущественно снабжаются газом только областные и некоторые районные центры. В ряде газифицированных областей уровень газификации составляет не более 3%. Газовая инфраструктура разобщена и технологически не связана. Существующие магистральные газопроводы обеспечивают потребности только западного и южного регионов Казахстана. Северные, восточные и центральные регионы не снабжаются природным газом, существующие потребности данных областей частично обеспечиваются за счет сжиженного газа.

На сегодняшний день правовое регулирование отношений в газовой отрасли, включающих вопросы добычи, утилизации природного и попутного газа, а также производства, транспортировки, хранения, распределения, поставки на внутренний рынок, экспорта, импорта, транзита и потребления товарного и сжиженного газа, характеризуется разной степенью урегулированности и противоречивостью. На уровне законодательных актов оно является несистемным, точечным, в ряде случаев опосредованным и содержит внутренние противоречия, а также не отвечает современным требованиям и уровню развития газовой отрасли.

Исследования перспектив развития газовой отрасли Казахстана показывают, что без инвестиций в развитие инфраструктуры южные регионы страны сохранят зависимость от импортных поставок газа. При этом развитие новых центров потребления является бесперспективным вследствие значительного объема требуемых инвестиций и низкой инвестиционной привлекательности. Это будет способствовать тому, что основная доля свободных ресурсов газа страны будет направляться на экспорт. Основной доход от экспорта будет генерироваться у ресурсодержателей и у компаний, контролирующих транспортную инфраструктуру и экспортные направления. Без скорейшего реформирования отрасли структура баланса добычи и потребления останется неизменной. Более того, следует ожидать дальнейшей деградации существующей газораспределительной инфраструктуры.

Казахстан собирается разработать и принять Закон “О газе и газоснабжении”. Ему предстоит обеспечить энергетическую и экологическую безопасность страны, создать условия для эффективного использования добываемого попутного газа на нужды республики и бесперебойного обеспечения газом максимально широкого круга потребителей, а также увеличить долю газа в топливно-энергетическом балансе.

В соответствии с поручением Премьер-Министра страны от 11 февраля 2010 года № 17-24/601 работа по разработке данного законопроекта проводится Министерством нефти и газа. Приказом ответственного секретаря министерства от 31 марта 2010 года № 89 создана рабочая группа по разработке проекта концепции закона с участием представителей отечественных и зарубежных компаний, консультантов и экспертов газовой отрасли. На сегодняшний день уже проведен значительный объем работ по анализу текущей ситуации в газовой отрасли республики, оценке причин существующих проблем и поиску наиболее эффективных механизмов их решения.

Согласно рассматриваемому законопроекту “О газе и газоснабжении” производителям газа гарантируется право свободного распоряжения газом. Речь идет, в частности, об использовании газа на собственные промысловые нужды, обратной закачке его в пласт, реализации газа. При условии соблюдения приоритетного права и наличия свободных мощностей производители газа имеют свободный доступ к газотранспортным сетям национального оператора. В случае, если нацоператор не воспользовался приоритетным правом на приобретение газа, производитель газа вправе самостоятельно осуществить его поставку потребителям и на экспорт.

Законопроектом предусмотрены меры по исключению с рынка посреднических структур, негативно влияющих на развитие конкуренции. Данный вопрос решается за счет установления требований о допуске к оптовой реализации только тех лиц, которые обеспечены необходимой материальной базой, установления запретов на перепродажи между оптовыми поставщиками сжиженного газа, а также регламентации условий его оптовой и розничной реализации.

Концепция данного законопроекта, подготовленная рабочей группой при Министерстве нефти и газа, 30 июня 2010 года была направлена в установленном порядке на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при правительстве Республики Казахстан. В начале июля текущего года Межведомственная комиссия утвердила данную концепцию.

В настоящее время проект закона согласовывается с заинтересованными государственными органами, а также направлен в соответствующие организации на проведение научно- правовой, антикоррупционной экспертизы и т.д. Данный закон должен стать всеобъемлющим, на него возлагается решение масштабных задач по реформированию самих принципов функционирования газовой отрасли. В долгосрочной перспективе мы получим возможность дальнейшего развития газового рынка в сторону либерализации.

 

Date: 2015-08-15; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию