Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текущее состояние нефтегазовой отрасли и прогнозыВ последние годы становится общепризнанным, что проблемы развития нефтегазовой отрасли так же, как и проблемы повышения глобальной энергетической безопасности – можно решать лишь на основе выдвижения и последовательной реализации ясных и достаточно устойчивых стратегических приоритетов в соответствующих сферах. Любые попытки несистемного решения этих проблем, использования односторонних подходов, ориентации преимущественно на разрешение текущих острых ситуаций, как показывает опыт, недостаточно продуктивны и приводят лишь к возрастанию долгосрочных рисков. Сегодня в условиях быстро растущего потребления энергоресурсов в мире особое стратегическое значение любого нефтегазового региона заключается в объемах запасов его энергоресурсов и местоположении. Каспийский регион в силу своего географического положения и наличия значительных запасов полезных ископаемых является центром внимания геополитических и экономических интересов на мировой энергетической арене. Все прикаспийские государства занимают особенное положение: регион находится между основными рынками сбыта нефти и нефтепродуктов (Западная Европа и Восточная Азия) и странами, являющимися ведущими поставщиками углеводородного сырья (страны Ближнего и Среднего Востока, Россия). Учитывая то, что в настоящее время ресурсы нефти и газа Каспия и открывшиеся перспективы участия иностранных компаний в их разработке, направили геополитические и экономические интересы множества стран мира на данный регион, необходимо выявить возможные при этом преимущества для развития нефтегазового комплекса Казахстана и учесть их в формировании стратегии его дальнейшего развития. В настоящее время для Казахстана стал актуальным вопрос диверсификации экспорта углеводородных ресурсов, что должно привести к укреплению энергетической независимости страны. Учитывая современный уровень развития нефтегазового комплекса Казахстана, геополитическое положение, особенности экономического развития и роль в этом процессе нефтегазового комплекса, актуальными становятся вопросы влияния стратегии на формирование энергетической безопасности страны. На современном этапе аспект согласования интересов государства и нефтегазовых компаний, интеграционных процессов между странами в отношении развития их нефтегазовых комплексов является весьма важным и актуальным. Именно поэтому вопросы разработки и совершенствования соответствующих стратегических документов и, что не менее важно, повышения степени их согласованности приобретают все большее значение – в том числе, в международном аспекте. Важнейшие направления и параметры развития нефтегазового комплекса Казахстана зафиксированы в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (1), утвержденным Указом Президента Республики Казахстан. В ближайшее время будет завершена подготовка Программы развития нефтегазовой отрасли Республики Казахстан на 2010-2014гг. При участии Министерства нефти и газа и АО НК «КазМунайГаз» в Казахстане разрабатывается межотраслевой план научно-технического развития отрасли до 2020 года. Цели и задачи государственных и отраслевых программ, реализуемых в рамках решения глобальной задачи по форсированному индустриально-иновационному развитию Казахстана находят свое отражение в долгосрочной стратегии Национальной Компании «КазМунайГаз». Все они нацелены на осуществление стратегии интегрированного роста в секторах разведки и добычи нефти и газа, транспортировки и маркетинга газа, транспортировки нефти, переработки нефти, нефтехимии, маркетинга нефти и нефтепродуктов. Целевые установки и стратегические приоритеты устойчивого развития нефтегазового комплекса Казахстана должны быть ориентированы на решение следующих задач:
Газовая отрасль В настоящее время для Казахстана природный газ становится все более перспективным энергоносителем. Основные запасы газа - а это более 80% - содержатся в крупных нефтегазовых месторождениях, разрабатываемых на основании контрактов на добычу нефти, в которых газ рассматривается не как самостоятельный продукт добычи, а как попутный. Несмотря на то, что наша страна располагает довольно большими запасами газа, сегодня газификацией охвачены только 9 из 14 областей, при этом преимущественно снабжаются газом только областные и некоторые районные центры. В ряде газифицированных областей уровень газификации составляет не более 3%. Газовая инфраструктура разобщена и технологически не связана. Существующие магистральные газопроводы обеспечивают потребности только западного и южного регионов Казахстана. Северные, восточные и центральные регионы не снабжаются природным газом, существующие потребности данных областей частично обеспечиваются за счет сжиженного газа. На сегодняшний день правовое регулирование отношений в газовой отрасли, включающих вопросы добычи, утилизации природного и попутного газа, а также производства, транспортировки, хранения, распределения, поставки на внутренний рынок, экспорта, импорта, транзита и потребления товарного и сжиженного газа, характеризуется разной степенью урегулированности и противоречивостью. На уровне законодательных актов оно является несистемным, точечным, в ряде случаев опосредованным и содержит внутренние противоречия, а также не отвечает современным требованиям и уровню развития газовой отрасли. Исследования перспектив развития газовой отрасли Казахстана показывают, что без инвестиций в развитие инфраструктуры южные регионы страны сохранят зависимость от импортных поставок газа. При этом развитие новых центров потребления является бесперспективным вследствие значительного объема требуемых инвестиций и низкой инвестиционной привлекательности. Это будет способствовать тому, что основная доля свободных ресурсов газа страны будет направляться на экспорт. Основной доход от экспорта будет генерироваться у ресурсодержателей и у компаний, контролирующих транспортную инфраструктуру и экспортные направления. Без скорейшего реформирования отрасли структура баланса добычи и потребления останется неизменной. Более того, следует ожидать дальнейшей деградации существующей газораспределительной инфраструктуры. Казахстан собирается разработать и принять Закон “О газе и газоснабжении”. Ему предстоит обеспечить энергетическую и экологическую безопасность страны, создать условия для эффективного использования добываемого попутного газа на нужды республики и бесперебойного обеспечения газом максимально широкого круга потребителей, а также увеличить долю газа в топливно-энергетическом балансе. В соответствии с поручением Премьер-Министра страны от 11 февраля 2010 года № 17-24/601 работа по разработке данного законопроекта проводится Министерством нефти и газа. Приказом ответственного секретаря министерства от 31 марта 2010 года № 89 создана рабочая группа по разработке проекта концепции закона с участием представителей отечественных и зарубежных компаний, консультантов и экспертов газовой отрасли. На сегодняшний день уже проведен значительный объем работ по анализу текущей ситуации в газовой отрасли республики, оценке причин существующих проблем и поиску наиболее эффективных механизмов их решения. Согласно рассматриваемому законопроекту “О газе и газоснабжении” производителям газа гарантируется право свободного распоряжения газом. Речь идет, в частности, об использовании газа на собственные промысловые нужды, обратной закачке его в пласт, реализации газа. При условии соблюдения приоритетного права и наличия свободных мощностей производители газа имеют свободный доступ к газотранспортным сетям национального оператора. В случае, если нацоператор не воспользовался приоритетным правом на приобретение газа, производитель газа вправе самостоятельно осуществить его поставку потребителям и на экспорт. Законопроектом предусмотрены меры по исключению с рынка посреднических структур, негативно влияющих на развитие конкуренции. Данный вопрос решается за счет установления требований о допуске к оптовой реализации только тех лиц, которые обеспечены необходимой материальной базой, установления запретов на перепродажи между оптовыми поставщиками сжиженного газа, а также регламентации условий его оптовой и розничной реализации. Концепция данного законопроекта, подготовленная рабочей группой при Министерстве нефти и газа, 30 июня 2010 года была направлена в установленном порядке на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при правительстве Республики Казахстан. В начале июля текущего года Межведомственная комиссия утвердила данную концепцию. В настоящее время проект закона согласовывается с заинтересованными государственными органами, а также направлен в соответствующие организации на проведение научно- правовой, антикоррупционной экспертизы и т.д. Данный закон должен стать всеобъемлющим, на него возлагается решение масштабных задач по реформированию самих принципов функционирования газовой отрасли. В долгосрочной перспективе мы получим возможность дальнейшего развития газового рынка в сторону либерализации.
|