Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития музыкально-эстетического воспитания с Древности до наших дней





Эпоха расцвета античной (греко-римской) цивилизации с характерной для нее «полисной» культурой приходится на V-IV вв. Именно в V-IV вв. до н.э. формируются важнейшие идеи эстетического воспитания, доныне сохранившие актуальность.

Культура и традиции греков проявились в уникальной системе общественного воспитания, основой которого было эстетическое воспитание. Не случайно термин «образованный» был синонимом «мусическому», т.е. «воспитанному при помощи искусства».

Ведущим средством «мусического» воспитания была музыка. Именно музыка, считали греки, вела кратчайшим путем к достижению калогатии. Термин «калогатия» состоит из двух корней. Kalos («прекрасный») - характеристика тела, натренированного в спорте, совершенного в осанке, позах, жестах, которые являлись нормами общественного вкуса и такта. Agathos («добрый») - характеристика души, проникнувшейся внутренним ритмом, настроенной на добродетели. Таким образом, термином «калогатия» обозначался правильный ритм тела и души, их гармония. И если культуру тела воспитывала атлетика, то душу человека, его духовный мир формировала музыка.

Характерная черта воспитания детей в Древней Греции - сочетание музыки с поэзией и танцем.

Античная система образования и воспитания предполагала обязательное обучение детей начиная с 7 лет в двух школах: школе «грамматиста», где они учились читать, писать, считать, и в школе «кинфарнста», обучавшей пению и игре на музыкальных инструментах (лире, кифаре, флейте и др.). Существовали также специальные мусические школы, ставившие перед собой задачу эстетического воспитания. В программу этих школ входило обучение трамоте. литературе, музыке, а с IV в. до н.э. - и изобразительному искусству.

В связи с новой социально-экономической основой, формированием феодальных отношений и распространением христианства резко изменились культурно-идеологические установки.

На смену характерному для античности культу наслаждения, чувственной красоты пришел христианский аскетизм - сознательное ограничение и подавление чувственных желаний и потребностей. Это определило особенности средневековой культуры и эстетического воспитания, которые развивались вокруг религиозного идеала и были неотделимы от морального и интеллектуального воспитания.

 

Церковные мыслители отвергли народную и светскую музыку как «греховную, увеселяющую чувства и услаждающую слух». Идеалом средневековой духовной музыки стал простой по форме, мелодически невыразительный мотив, лишенный чувственной окраски. Образец такой музыки - григорианский хорал, с характерной для него статичностью ритма и движения мелодии, что создавало эффект устойчивого единообразия и вполне соответствовало цели - углубленному самосозерцанию человека во время богослужения.

Неслучайны, например, ростки светского музыкально-эстетического воспитания, проявившиеся в системе рыцарского образования. Его отличительная черта - изучение поэзии, языков, а также декламация под музыку поэтических произведений, заимствованных у трубадуров и миннезингеров (бродячих музыкантов). Именно в среде рыцарства развилось светское искусство мелодекламации необходимый атрибут изящного выражения чувств. Своеобразной «отдушиной» для общественного сознания, обусловленного христианской идеологией, служили народные праздники-карнавалы, которые, в отличие от церковного искусства были формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а порой жили почти на самом деле.

Новая идейная ориентация обусловила особенности культуры Возрождения, которые имеют определяющее значение для развития искусства и эстетического воспитания. Это гуманизм, антиклерикальная (светская) направленность искусства и обращение к культурному наследию античности. Выйдя из безусловного и всецелого подчинения церкви, искусство органически включается в жизнь, а идеалом художника становится всесторонне развитый человек: образованный, владеющий искусством, науками, ремеслами, знающий языки (такими были Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и др.).

Изменение идеологической ориентации искусства приводит к развитию новых его форм и жанров. Так в музыкальном искусстве появляются новые светские жанры вокально-хоровой музыки: мотеты, мадригалы, баллады и др. Бурный расцвет переживает инструментальная музыка, которая отделяется от вокальной и приобретает самостоятельность.

Кризис ренессансного гуманизма, развившегося в вследствие обострения социально-культурных противоречий, со всей очевидностью проявился в XVII в. - в переходный период от Возрождения к Просвещению.


Просветители придавали огромное значение широкому распространению знаний, в том числе художественно-эстетических.

Эстетическое воспитание мыслилось в эпоху Просвещения как главное средство установления «общественной гармонии». Характерной идеей Просвещения стала мысль о том. что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни. Просветители считали, «по искусство воспитывает свободную индивидуальность, развивает универсальные формы чувственного восприятия.

Эстетико-воспитательным идеям просветительства свойственны: вера в возможность эстетического развития человечества; обращение к античности; значение меры, упорядоченности. Просветители высоко ценили воспитательную роль искусства, которое способно пробуждать чувства человека, давать то, чего человек лишен в действительности (эту мысль высказывал Гельвеций), выражать великое правило жизни, поучать человека (Дидро), развивать художественный вкус у всех людей, а не только у просвещенного меньшинства (Руссо) и т.д.

 

В связи с резко меняющейся социокультурной ситуацией периода XX в. и положением подростков в обществе в музыкально-эстетической молодежной политике западноевропейских стран произошли существенные изменения. В виду быстро возросшей роли культуры наступило смешение приоритетов общественного развития с экономических на социально-культурные.

Данные преобразования потребовали поиска инноваций в музыкально-педагогическом образовании, связанных с интересами подростков, приобретением и освоением новейшей музыкально-электронной аппаратуры, поддержанием экспериментальных проектов в области музыкально-эстетического развития подрастающего поколения. Необходимо отметить, что существует и иная политическая стратегия в области развития культуры. Это ориентации на «не приходящие» ценности, на освоение исторического наследия как приоритетное направление в сфере культурной политики. Такая политика в некоторой степени дает шанс создать новый механизм преемственности поколений.

Рассмотренные примеры музыкально-эстетического воспитания за рубежом демонстрируют ясное понимание путей, какими идет развитие в бысгро изменяющемся мире. Каждая страна по-разному отвечает на требования времени, совершенствованием профамм и форм обучения. В последние годы XX в. было выдвинуто немало предположений в пользу осовременивания музыкально-эстетического образования. Практика современного воспитания за рубежом построена на жизненных проблемах подростков, поскольку этим в значительной степени определяется активность освоения музыкально-эстетической культуры общества.

Проанализированный опыт продемонстрировал разнообразие форм и методов музыкально-эстетического развития:

- развитие процесса музыкального восприятия;

- изучение национальной культуры и кульгуры других стран;

- освоение приемов музицирования;

- освоение электромузыкальных инструментов, персональных компьютеров;

- участие в творческих коллективах (хор, ансамбль, оркестр);

- сочинение музыки, импровизация;

изучение современной поп-музыки;

- стимулирование и развитие творческой деятельности.

 







Date: 2015-08-15; view: 1102; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию