Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные концепции англо-американской школы социологии досуга





 

Социология досуга, которая в значительной мере позволяет увидеть этот опыт, впервые утвердилась в США с появлением глубокого, разностороннего и оригинального анализа бюджета свобод­ного времени, который дал Питирим Сорокин(1935). Это направление науки было связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма, со многими другими учеными, которые в ка­нун Второй мировой войны сконцентрировались в США. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, эстетические и иные корни культурно-досуговой деятель­ности, длительный период оставалась Франция. Начало социологии досуга здесь связано с именем Ж. Фрид­мана, становление и расцвет обязаны, главным образом, деятельности Ж. Дюмазедьэ.

 

Французская школа социологии досуга (Э. Дюркгейм, Ж. Фридман, Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье и др.) внесла огромный вклад в современное восприятие досуга во всех развитых странах мира и, в первую очередь, в США, т.к. здесь в еще большей мере, чем во Франции сложилась материально-техническая база, наиболее полно отражающая современные требования к рациональному использованию людьми сво­его свободного времени.

 

Специфика США и Канады проявилась в том, что вместе с эмигрантами из Западной Европы, России, Китая и других регионов сюда приходили религиозные и светские традиции свободного времяпрепровождения, которые в сочетании с богатейшими материальными возможностями породили определенный американский культурно-досуговый менталитет. Существенное влияние на восприятие досуга в англоязычных странах оказали немецкие ученые. Классик американской социологии Т. Парсонс неоднократно подчеркивал, что его научные концепции опираются на исследования М. Вебера, Г. Маркузе и др.

 

Не менее весомый вклад в становление и развитие научных взглядов на досуг в США и других англоязычных странах внесли ученые России (С.Г. Струмилин, П. Сорокин и др.), которым принадлежат комплексные исследования бюджетов свободного времени разных групп населения.

 

В современной английской школе досуга представлены теоретические концепции (К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли) взаимовлияния тру­да, досуга и социально-психологической модели культурно-досугового творчества; работы социологов Дж. Кларка, Ч. Критчера о специфике бюджетов времени разных групп самодеятельного творчества; попытка руководителей британской Ассоциации научно-технических и управленческих служащих К. Дженкинса и Б. Шермана выявить при­роду «досугового шока» конца XX века; оригинальное обоснование географа А. Пэтмора моделей культурно-досуговой деятельности, сложившихся в различных регионах нашей планеты.

 

Стремление научно обосновать природу и специфику досуга в США и Канаде, в первую очередь, связано с исследованием супругов Р. и Е. Линд осуществленном в 1925-1929 и 1935 годах, Дж. Ландбергом, который в 1934 году выявил особенности свободного времени городского населения. Но наиболее активно американская школа досуга стала утверждать себя в послевоенные годы благодаря фундаментальным исследованиям Т. Парсонса, М. Каплана, Дж. Робинсона и созданию многочисленных институтов исследования досуга на базе ведущих университетов. Широкую известность в этой области приобрели работы Калифорнийского университета (С. Голд), Пенсильванского (Дж. Годби), Аризонского (Д. Данн), университета штата Северной Каролины (Д. Сессом) и т.д. Канадская ветвь исследований активнее других осуществлялась на базе Оттавского университета (Ф. Брег, И. Сарай, Г. Гудейп и др.). В последние десятилетия интересные монографии, раскрывающие ин­фраструктуру американского досуга, опубликовали Б. Драйвер, Д. Бром, Д. Берт, и другие исследователи, сумевшие показать тенденции развития культурно-досуговой сферы.

 

В работах С.де Себастьяна, М. Каплана, Д. Коумена, Н. Миллера и Д. Робинсона, С. Паркера, Д. Рейесмана, Ч. Роджека и ряда других авторов, выявивших взаимозависимость труда и досуга, показано, что достигнутые в 60-80 годы успехи в развитии экономики и ре­шении многих социально-культурных проблем способствовали становлению в этих странах достаточно разветвленной системы обеспече­ния культурно-досуговой деятельности. Основой ее в первую очередь выступает индустрия досуга, опирающаяся на достижения цивилизации в области архитектуры, строительства, дизайна и особенно компьютерной техники. Организация общественного, семейного и индивидуального досуга опирается на природный ландшафт, национальные парки, пляжи, гостиницы; широко используются исторически сложившиеся культурные традиции, фольклор, литература, те­атр, музыка, хореография, изобразительное искусство.

 

Исследования Д. Белла, А. Грина, Х. Данфорта, Р. Крауса, Д. Миллера, Г. Нигерсона, К. Робертса убедительно проиллюстрировали, что за 70 лет, в течение которых мы были отгорожены от развитых государств, в Западной Европе, США, Канаде, Японии произо­шли значительные изменения в материальной базе и организации культурной жизни, сложилась система сохранения и развития традиционной национальной культуры; с некоторыми сложностями и про­тиворечиями, но в целом достаточно прогрессивно и интенсивно ра­звивалась система нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи в сфере свободного времени, утвердили се­бя оригинальные и социально-значимые формы организации досуга пожилых людей.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 756; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию