Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научные концепции англо-американской школы социологии досуга
Социология досуга, которая в значительной мере позволяет увидеть этот опыт, впервые утвердилась в США с появлением глубокого, разностороннего и оригинального анализа бюджета свободного времени, который дал Питирим Сорокин(1935). Это направление науки было связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма, со многими другими учеными, которые в канун Второй мировой войны сконцентрировались в США. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, эстетические и иные корни культурно-досуговой деятельности, длительный период оставалась Франция. Начало социологии досуга здесь связано с именем Ж. Фридмана, становление и расцвет обязаны, главным образом, деятельности Ж. Дюмазедьэ.
Французская школа социологии досуга (Э. Дюркгейм, Ж. Фридман, Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье и др.) внесла огромный вклад в современное восприятие досуга во всех развитых странах мира и, в первую очередь, в США, т.к. здесь в еще большей мере, чем во Франции сложилась материально-техническая база, наиболее полно отражающая современные требования к рациональному использованию людьми своего свободного времени.
Специфика США и Канады проявилась в том, что вместе с эмигрантами из Западной Европы, России, Китая и других регионов сюда приходили религиозные и светские традиции свободного времяпрепровождения, которые в сочетании с богатейшими материальными возможностями породили определенный американский культурно-досуговый менталитет. Существенное влияние на восприятие досуга в англоязычных странах оказали немецкие ученые. Классик американской социологии Т. Парсонс неоднократно подчеркивал, что его научные концепции опираются на исследования М. Вебера, Г. Маркузе и др.
Не менее весомый вклад в становление и развитие научных взглядов на досуг в США и других англоязычных странах внесли ученые России (С.Г. Струмилин, П. Сорокин и др.), которым принадлежат комплексные исследования бюджетов свободного времени разных групп населения.
В современной английской школе досуга представлены теоретические концепции (К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли) взаимовлияния труда, досуга и социально-психологической модели культурно-досугового творчества; работы социологов Дж. Кларка, Ч. Критчера о специфике бюджетов времени разных групп самодеятельного творчества; попытка руководителей британской Ассоциации научно-технических и управленческих служащих К. Дженкинса и Б. Шермана выявить природу «досугового шока» конца XX века; оригинальное обоснование географа А. Пэтмора моделей культурно-досуговой деятельности, сложившихся в различных регионах нашей планеты.
Стремление научно обосновать природу и специфику досуга в США и Канаде, в первую очередь, связано с исследованием супругов Р. и Е. Линд осуществленном в 1925-1929 и 1935 годах, Дж. Ландбергом, который в 1934 году выявил особенности свободного времени городского населения. Но наиболее активно американская школа досуга стала утверждать себя в послевоенные годы благодаря фундаментальным исследованиям Т. Парсонса, М. Каплана, Дж. Робинсона и созданию многочисленных институтов исследования досуга на базе ведущих университетов. Широкую известность в этой области приобрели работы Калифорнийского университета (С. Голд), Пенсильванского (Дж. Годби), Аризонского (Д. Данн), университета штата Северной Каролины (Д. Сессом) и т.д. Канадская ветвь исследований активнее других осуществлялась на базе Оттавского университета (Ф. Брег, И. Сарай, Г. Гудейп и др.). В последние десятилетия интересные монографии, раскрывающие инфраструктуру американского досуга, опубликовали Б. Драйвер, Д. Бром, Д. Берт, и другие исследователи, сумевшие показать тенденции развития культурно-досуговой сферы.
В работах С.де Себастьяна, М. Каплана, Д. Коумена, Н. Миллера и Д. Робинсона, С. Паркера, Д. Рейесмана, Ч. Роджека и ряда других авторов, выявивших взаимозависимость труда и досуга, показано, что достигнутые в 60-80 годы успехи в развитии экономики и решении многих социально-культурных проблем способствовали становлению в этих странах достаточно разветвленной системы обеспечения культурно-досуговой деятельности. Основой ее в первую очередь выступает индустрия досуга, опирающаяся на достижения цивилизации в области архитектуры, строительства, дизайна и особенно компьютерной техники. Организация общественного, семейного и индивидуального досуга опирается на природный ландшафт, национальные парки, пляжи, гостиницы; широко используются исторически сложившиеся культурные традиции, фольклор, литература, театр, музыка, хореография, изобразительное искусство.
Исследования Д. Белла, А. Грина, Х. Данфорта, Р. Крауса, Д. Миллера, Г. Нигерсона, К. Робертса убедительно проиллюстрировали, что за 70 лет, в течение которых мы были отгорожены от развитых государств, в Западной Европе, США, Канаде, Японии произошли значительные изменения в материальной базе и организации культурной жизни, сложилась система сохранения и развития традиционной национальной культуры; с некоторыми сложностями и противоречиями, но в целом достаточно прогрессивно и интенсивно развивалась система нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи в сфере свободного времени, утвердили себя оригинальные и социально-значимые формы организации досуга пожилых людей.
Date: 2015-08-15; view: 756; Нарушение авторских прав |