Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности организации и проведения досуга в средневековой Европе
Центром общественно-политической и культурной жизни средневековых городов была рыночная площадь с церковью и ратушей, на которой имелись единственные в городе часы с далеко слышным звоном. Рынок был и клубом, и ателье мод, и рестораном и местом всевозможных зрелищных развлечений:
1. Ярмарки с сатирическими песнями, акробатикой (танцорами, циркачами, универсальными артистами, которых по-разному называли в разных странах – жонглеры, гистрионы, шпильманы, мимы, скоморохи, импровизаторы). На ярмарке зарождались профессиональный театр и эстрада, от устных новелл – литература. Сказители были популярны и их творчество пользовалось спросом.
2. Карнавальные игры. Карнавал, возникший в Средневековье, как и многое другое, на городской площади, стал значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи. В нем истоки многих театральных и эстрадных жанров, комедии дель арте (профессиональный театр на площади), фарса, мюзикла. Центром возникновения карнавальных профессий стала Венеция. Еще в Х веке Венецианская республика устраивала народные игры в честь побед, а с XII века Венецианский карнавал, приуроченный к дням накануне Великого поста, привлекал толпы народа. К основным компонентам карнавала можно отнести: - праздничные процессии всех желающих; - игры, музыка, искусство; - акробатические и спортивные показы; - маски, зазывалы, трубачи, глашатаи. Специальные карнавальные любительские компании и клубы, а с XVI века – маленькие труппы итальянских артистов были неотъемлемой частью карнавала. Эпоха Ренессанса (Возрождения) «санкционировала» смех, освобождая от страха перед отцами церкви – иезуитами, духовенством. На карнавалах (Венецианском, Римском, а затем распространившимся по всей Европе) смех получил великую хартию вольностей, перестав прятаться и гримасничать. Карнавал становится воплощением бунтарства, оптимизма, жизнерадостности, здоровья, чувства морального превосходства простого народа над богатыми и власть имущими, школой смеха, народной смеховой культуры.
Сущность карнавала в том, что он находится на границе искусства и самой жизни, предельно доступен и демократичен, создает прекрасное условие для самовыражения и внутренней свободы человека, является своеобразной формой протеста; подготовкой к воздержанию, духовной работе, смирению в Дни Великого поста. Все это определило и главную драматургию масленичного карнавала: «битву» Карнавала и Поста, низменного и возвышенного, добра и зла. В Лондоне XVI-XVII веков зачинщиками массового народного творчества (особенно, в Рождество) были студенты юридических школ, передававшие от поколения к поколению сюжеты, предания, проделки и розыгрыши. Веселые школяры выбирали Повелителя бесчинств. Часто студенческие забавы сочетали безобидное остроумие с политической позицией. На таких праздниках выступали профессиональные актеры. Одним из них с премьерой «Комедии ошибок» был Вильям Шекспир.
3. Мистерии представляли собой особый жанр религиозного театра, построенного на контрастном сочетании канонических религиозных сюжетов и житейских реалий, набожности и атеизма. По сути, это было сценической формой прочтения Библии неграмотному населению. Первые мистерии появились в Италии во второй половине XIII века. Сначала они были мимическими, затем поэтическими. «Мистерия Ветхого завета» состояла из 50 000 стихов. Структура праздника состояла из двух частей: – главный сюжет – конфликт между Богом и Дьяволом, Раем и Адом, ангелами и чертями… Его разыгрывали профессиональные и самодеятельные артисты; – веселое маскарадное шествие по городу, представленное городскими ремесленными цехами и гильдиями (у каждого своя тема, оформление). Заранее разработанный сценарий и постановка, репетиции и привлечение большого количества участников говорили об их социальной значимости. Чудеса и трюки удивляли публику в таких знаменитых мистериях, как «Об осаде Ормана», «Иисус Христос» и др. Была введена специальная должность руководителя секретов. В канонические тексты мистерий вставлялся фарс – комические эпизоды на бытовые темы, где главными персонажами были Дурак и Бес, которые вносили в действие религиозных драм вольный дух гистрионов и масленичных гуляний. В XVI веке фарс выделился в самостоятельный жанр комической пьесы. Служители церкви, ранее считавшие мистерии своим детищем, стали относиться к ним, как к «бесовским игрищам», ереси. Королевская власть, запретив городское самоуправление и разрушив цеховые организации, уничтожила главную материальную и организационную базу мистериального площадного театра, что привело к его гибели.
К другим формам городских праздников Западной Европы можно отнести: - «Риторические камеры» (XV-XVI вв.) – литературные объединения или общества-клубы, куда входили горожане и члены отдельных гильдий. Они проводили съезды, собрания. Каждое общество имело свой устав, знаменосца, шута. Председатель общества торжественно величался Королем или Капитаном. Риторы были главными организаторами и участниками массовых народных шествий, веселых уличных карнавалов, рождественских, масленичных, майских гуляний и других театрализованных зрелищ, где остроумно высмеивались сеньоры, феодалы, иезуиты, выступали собирателями и хранителями народной поэзии, сами сочиняли стихи, песни, сценарии, танцы, импровизации. Власти их побаивались, заигрывали с ними или запрещали. Народ любил их творчество и ждал их выступлений.
Традиционные праздники в честь памятных исторических событий. Например, «Звежинецкий ляйконик», празднование которого связано с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца в 1288 году под Краковом. В Англии из легенды о любви «родился» праздник всех влюбленных – День Святого Валентина.
- Придворные театрализованные представления в честь женитьбы королевских особ с фейерверками, сюрпризами, панегириками. Великий Леонардо да Винчи ставил эти удивительные представления со сложными конструкциями, «движением планет», хором, оркестром и т.п.
Date: 2015-08-15; view: 1702; Нарушение авторских прав |