Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение праздничной культуры как социокультурного явления
Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Это динамическая структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и сущностное наполнение. Феномен массового праздника представляет собой явление сложное и многогранное, которое неверно было бы трактовать в виде простой механической суммы слагаемых. В массовом празднике эти слагаемые представляют собой органический симбиоз; они переплетены, взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом, сливаясь в синкретическом единстве. Массовые праздники и зрелища - это многоуровневый текст, сложное семиотическое поле, в котором достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Феномен массового праздника представляет собой своеобразную диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные историко-культурные пласты; черпая материал в гуще народной жизни, массовые праздники и зрелища, в то же время адаптируют и преломляют его к современным условиям.
Праздник в представлении древних народов был реализацией мечты об идеальной жизни. Привлекательные, яркие фрагменты обыденной жизни, отраженные в празднике обретали иной смысл, трансформировались функционально. В праздник привносились элементы будней посредством магических обрядов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, вызвать удачу в охоте, добрый урожай, хороший приплод скота, отвести зло. Во время праздника происходило переосмысление этих действий. Благодаря праздничному мироощущению, отключению в праздничное время негативных в психологическом плане элементов, всеобщему осмеянию, всенародному характеру, полному освобождению от жизненной серьезности, публичному веселью, то, что в обыденной жизни казалось серьезным, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, шуток, забав, розыгрышей. Таким образом, праздник помимо прагматического наполнения приобретал идеальную, духовную ценность. Приближение всякого значительного события, обещающего перерыв в повседневности, несущего какую-либо надежду порождало приятные ожидания, формировало «праздничную ситуацию». Праздник, таким образом, связывается не с одной из сторон духовного мира людей, и не с каким-либо одним из видов их деятельности, а с народным миропониманием и жизнью в целом.
Другой аспект сущности праздника связан с чисто служебной, технической ролью, навязанной социальной системой, сутью которой становится управление жизнью индивидуума, коллектива, общества. Власть с этой целью постоянно прибегала к воздействию с помощью культурных социально-психологических механизмов. Массовые праздники и зрелища со времен античности активно использовались структурами власти, при этом смена государственного строя и социокультурной системы однозначно влечет за собой смену праздничного календаря. Видные политические деятели, а также деятели культуры и искусства, опираясь на традиционно-народные праздники, придавая им новые смысловые оттенки, создавая новые массовые праздники и зрелища с опорой на идеологически приемлемый для данного государственного строя событийный ряд формировали свою систему праздников. Таким образом, формирование праздничного календаря обусловлено, в первую очередь, сменой общественно-экономических формаций и социокультурных систем. Возникновение новых праздников, как правило, отражает событийный ряд, характеризующий фундаментальные целевые установки конкретного общественно-политического строя, при этом традиционные обрядово-ритуальные формы народных праздников играют роль сдерживающего фактора, своеобразного «тормоза». Возникающий в результате симбиоз, именуемый «массовым праздником» заведомо конфликтен, так как содержит противоречие уже в самой своей сущности.
Массовые праздники и зрелища, являясь квинтэссенцией праздничной культуры, приобретают характер дуалистической модели, выражая с одной стороны творческое самосознание народных масс, с другой, - социокультурную манифестацию структуры власти.
Date: 2015-08-15; view: 1081; Нарушение авторских прав |