Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика концепции Платона по социальному досугу





Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица –актера

Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

 

Характеристика концепции Платона по социальному досугу.

По Платону, досуг выступает как один из компонентов функционирования государства. В зависимости от места, которое человек занимает в обществе определяется содержание, форма и время его досуга. Регламентируются искусство, праздники, спорт, любые формы досугового общения.

В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города - Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы - бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению.

Театр, бывший государственным делом и честью греков, в Риме был не в почете: уделом бродячих групп артистов и позором для аристократа, вздумавшего поиграть.

Виды зрелищ в античном Риме:

1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, бритты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сражались, изображая исторические эпизоды сражений или мифологические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон.

2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиатор - воин с коротким римским мечом и щитом).

3. Театрализованные военные сражения на известные исторические сюжеты.

4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали десятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян.

Вот таким образом развлекали римский плебс, вся жизнь которого была досугом.

Искусство, задуманное законодателем как средство «совершенствования в добродетели», не просто дополняет огромный досуг свободнорожденных, а лишает его творческого начала. У граждан Платоновского государства вообще не оказывается свободного времени, которым каждый мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Досуг, таким образом, невозможно рассматривать как свободное время. В государстве, принципы которого раскрывает Платон, имеет место такая форма «заполнения» свободного времени, которая превращает последнее в его полную противоположность. У Платона отсутствуют такие существенные признаки свободного времени, как право свободного выбора, личная мотивация деятельности, форми-рование этического не как органического результата совместной деятельности, а как следование этическим принципам конкретной личности.

Духовное богатство античного мира проявилось в наличии многочисленных философских школ, которые обосновали самые разные взгляды на сущность и специфику досуга. Одна из таковых строилась на базе концепции Аристотеля, которая исходила из противоположных Платону взглядов и опиралась на идею свободного воспитания свободнорожденных граждан. По Аристотелю, сущность свободы в первую очередь проявляется в том, что позволяет раскрывать творческие потенции личности. Досуг же в данном контексте выступает как средство решения этой задачи. Свободное время, по определению Аристотеля, – это «высокий досуг», ибо в нем реализуется «самоценность» гражданина. Длительный и сложный процесс воспитания протекает во всех сферах жизнедеятельности, но достигает своего апогея в целенаправленных до-суговых занятиях. В государстве демократии – домоведение, торговля, научная и даже административная деятельность выступают как средство создания условий для высокого досуга.


Аристотель первым в мировой философии обосновал и раскрыл в своей «Метафизике»[1] специфику деятельности человека в сфере свободного времени. Следует отметить, что в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой или ином виде деятельности поведение человека детерминировано определенными обязательствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности. В условиях свободного времяпрепровождения человек ориентируется только на свои интересы и потребности, т.е. только в этой жизнедеятельности он до конца остается самим собой и в меру своих способностей реализует себя как творческая индивидуальность.

В работах Аристотеля говорится о содержании «высокого досуга» как о форме интеллектуального развлечения, о философской форме общения с божеством. Такая форма общения предлагается как наилучший способ проведения «высокого досуга», как блаженство, как высшая цель жизни свободнорожденного. Разум – высшая способность человека, целевой установкой которой является взаимодействие с Божеством, отсюда – необычайно высокий статус свободного времени, культивирование специфического поведения в его сфере, подчиненное положение всех других сфер жизнедеятельности государства и человека, неограниченная возможность стремления к идеалу и совершенствованию.

Данная концепция противоположна трактовке смысла свободного времени у Платона. Но в этой противоположности есть определенная диалектическая взаимосвязь позиций крупнейших представителей античного мира. Платон провозглашает культ государства, в рамках которого проявляются разнообразные потенции досуга. Аристотель, до предела возвышая роль досуга, подчеркивает значение государства в обеспечении реализации возможностей человека в сфере свободного времени, но оба, по сути, максимально концентрируют внимание на значимости досуговой деятельности как важнейшем условии развития личности.

 

3. Аристотелевская концепция социального досуга: специфика, содержание, формы.

 

Он принимает платоновское функциональное деление общества. Главная разделяющая людей линия – это деление на свободных и несвободных по своей природе. Свободные – это те, кто могут заботиться о самих себе и на этом основании обычно заботятся о других. Раб по своей природе не способен о себе заботиться и потому вынужден иметь господина, то есть того, кто будет о нем заботиться.

Высший слой свободных граждан, по Аристотелю, это те, кто имеет досуг и средства для участия в государственных делах. В каких таких делах? В государственном управлении, отправлении религиозного культа, делах военных, то есть охране государства, и в суде. Вот четыре области, где свободный человек должен иметь возможность участвовать. Поэтому до высшего уровня полноправного гражданина не дотягивают ни ремесленники, ни земледельцы, попросту из-за недостатка свободного времени. Использование досуга для блага общества, в первую очередь, для блага других свободных граждан есть отличие истинно свободного человека. По его мнению, государство будет совершенствоваться, когда число таких людей будет расти.

 







Date: 2015-08-15; view: 1150; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию