Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувства и разум





В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

Высшей формой чувственного отражения является представление-образное знание о непосредственно не воспринимаемых объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания как воображение-способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Мышление. - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от

второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.

Формы рац. познания - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Суждение-форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Умозаключение-форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса – индуктивные и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, а рациональное познание само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственного отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, свести на нет роль мышления. Рационализм (от лат. ratio - разум)принижает в свою очередь роль чувственного знания и отводит решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Выход в единстве.


Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Чувства:

3. Непосредственность

4. Конкретность

Формы чувств:

4. Ощущение

5. Восприятие

6. Представление

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Разум:

3. Опосредованность

4. Обобщенность

Формы разума:

4. Понятие

5. Суждение

6. Умозаключение

Истина

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Агностики: получить достоверные знания невозможно; эмпирики: это можно сделать только при помощи ощущений; рационалисты: критерием истины м.б. только разум.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Аристотель: истина – знание, совпадающее с действительностью; заблуждение – знание, не совпадающее с действительностью.

Любое знание несёт в себе и истину, и заблуждение. Мы познаём вещи не в материальной форме, а в духовной à мысль и вещь никогда не совпадают полностью.

Свойства истины:

1) Объективность по содержанию (объективная сторона показывает нам истину в той её части, содержание к-рой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности);

2) Субъективность по форме (субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т.к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в к-ром непосредственное участие принимает сознание последнего);

3) Относительность (по форме);

4) Абсолютность (Гегель: в каждой истине присутствует абсолютный момент);

5) Конкретность (это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются);

6) Абстрактность;

7) Общезначимость;

8) Экзистенциальность. (уникальность)

Критерии истины:

· Авторитет

· Простота

· Красота

· Логичность

· Полезность

· Практика (это вся человеческая деятельность; практика характеризуется следующими чертами: целенаправленностью, предметно-чувственным характером, преобразованием окружающей действительности).

 







Date: 2015-08-15; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию