Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению





. POSTED IN ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют 2 аспекта психологической готовностиличностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность. Должна сформироваться внутренняя позиция школьника – стремление к новой школьной жизни, на появление которой зависит отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее, переход от внешних атрибутов(красивые портфели, пеналы) к потребности новых впечатлений, желание приобрести новых друзей, и лишь затем желание учиться, узнавать что-то новое, получать похвалу за отметки. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативное личностное общение (по М.И. Лисиной), т.е. взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Учебная деятельность по своей сути коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать друг с другом, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышена или недифференцированная. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», нельзя говорить о личностной готовности. О личностной готовности к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, определяющие позицию школьника, и особые экспериментальные приемы. Важно определение какой мотив преобладает у ребенка – познавательный (сказка) или игровой (игра), также определение сформированность произвольности (насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, а также способность самостоятельно выполнять задание). Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Проблемы психологической готовности При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, перебивая, не поднимая руки, делятся своими впечатлениями и чувствами с учителем. Имея завышенную самооценку, они обижаются на учителя. Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность в учебной деятельности. Преобладающая интеллектуальнаянеготовность приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя, и следовательно к низким оценкам. Это в свою очередь сказывается на мотивации – то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Например, вербализм – при хорошем развитии речи, памяти неразвиты восприятие и мышление. Их считают вундеркиндами. Преобладает общение со взрослыми и в то же время дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество со взрослыми и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу и т.д. Психологическая готовность к школе – целостное образование, отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажении в развитии других. Нарушения в личностном развитии: тревожность, демонстративность, «уход от реальности». Тревожность возникает при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей – обилии замечаний, упреков, и т.п. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Демонстративность связана с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих, может возникнуть негативистическая демонстративность – когда внимание достигается нарушениями поведения, агрессией. Уход от реальнссти – когда демонстративность сочетается с тревожностью, т.е. потребность во внимании не может реализоваться из-за тревожности, эти дети малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, тихо сидят на уроке и «витают в облаках», фантазируют, выпадая из учебного процесса. Таким образом, психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других.

 

 

13.

13.Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский).

Развитие речи связано с общением со взрослым, с удовлетворением потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов.
Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентиру-ется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого.
На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов.
В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сензи-тивный период развития речи, связанный с пластич-ностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогаща-ется пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребен-ка). Возникает как необходимое условие осуществ-ления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, место-ия и т.д). У ребенка нарушается звукопроиз-ношение: шипящие, свистящие, сонорные, не выго-варивание. Разговаривать с ребенком нужно пра-вильно, нельзя повторять ошибку ребенка. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прила-гательными. Основные направления развития речи:
Овладение словарным запасом - количественный рост и качественные изменения. Связь овладения словарем с овладениями понятиями (развитие мышления, способности к общению).
Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Как 1 из главных особенностей развития речи дошкольника.
Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Обучение детей действию звукового анализа слова.
Развитие функций (коммуникативной и планирую-щей) и видов речи (эгоцентрической, внутренней, ситуативной и контекстной - связной). Обучение дошкольников грамоте.
Проблема развития речи в исследованиях: Д. Б. Эльконина, ТН Ушаковой, С.Н.Карповой, Л.Е.Журовой, Г.П.Беляковой и др.
По Пиаже- социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь
Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.
Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.
по мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7лет.

 

14.

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Зарубежные теории игры.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
-тема;
- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
- роль (главная, второстепенная);
- игрушки, игровой материал;
- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Развитие мотивац- потр сферы в сюжетно ролевой игре:
- развиваются мотивы: раньше непосредственные желания, теперь – обобщенные, почти сознательные намерения.
- развивается соподчинение мотивов
- потебность в новой соц. позиции
- рождается личность
- школа коммуникативной и соц компетенции

Date: 2015-08-15; view: 1139; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию