Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как ведущий тип деятельности. Динамика общения в онтогенезе





1 полугодие. Эмоционально-личностное общение становится ведущей деятельностью. О нем можно судить по взгляду в глаза взрослого, ответной улыбки, двигательному оживлении, ответу на отношение взрослого. Это общение ничем не опосредовано. Содержание этого общения – выражение отношения друг к другу. На любые воздействия ребенок реагирует одинаково. Главное – это потребность во внимании. Это ситуативно-личностное общение. Через общение ребенок начинает чувствовать и выделять себя, появляется начальная форма самосознания. Он понимает, что является источником активности для взрослого.

2 полугодие. Уже одного эмоционального общения с матерью недостаточно. Появляется ситуативно-деловое общение (М.И. Лисина) и манипулятивные действия. Мотивы – деловые, потребность в сотрудничестве. Средства общения – экспрессивно-мимические, предметные действия и движения руками. Взрослый теперь выступает не только как любящий человек, но и как партнер по совместным действиям. Дефицит внимания взрослого приводит к недоразвитию данной формы общения. Еще одним необходимым условием является организация взрослого реального взаимодействия с предметами. Дети стараются воспроизводить образец, показанный взрослым. Но во втором полугодии уже начинает не хватать тех средств общения, которыми овладел ребенок, начинает формироваться речь (понимание речи, предречевые вокализации).

В раннем возрасте общение с взрослыми начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества, но тогда его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Форма общения со взрослым по-прежнему ситуативно-деловая, мотив – деловой, но ее характер меняется. Сотрудничество уже не сводится к прямой демонстрации предметов. В ходе сотрудничества ребенок получает внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, новые адекватные способы действия с предметами.Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть вед. деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Возникает общение со сверстниками, опосредованое предметами.

Дошкольный возраст. Теперь ребенок может общаться по поводу не только воспринимаемых предметов, но и по поводу представляемых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, имеющим познавательную и личностную форму (М.И. Лисина). Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5л.) вплетена в теоретическое сотрудничество со взрослым. Обостренная познавательная потребность и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что ребенок начинает задавать много вопросов взрослому. Взрослый выступает для ребенка как источник новых знаний. Главное средство такого общения является речь. Главная потребность – быть членом взрослого общества. Но реально дошкольник в полной мере не м. включиться во взрослую вещь из-за ограниченных возможностей. Единственная деятельность, позволяющая разрешить это противоречие, - сюжетно-ролевая игра. Общение со сверстниками через игру.

Младший школьный возраст. Переход в новую систему отношений. Общение – школа, соц. отношения, опосредовано уч. деятельностью. Возникает общение с учителем.

Подростковый возраст. Общение со сверстниками – ведущая деятельность. Складывается под влиянием возникновения чувства взрослости. Формирует рефлексию, самосознание, самооценку…

Юношеский возраст. Отходит на второй план.







Date: 2015-08-15; view: 1481; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию