Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы социального характера
В своих размышлениях я исхожу из принципиального положения, что структура личности среднего индивида и социально‑экономическая структура общества, в котором он живет, находятся в двусторонней переменной связи. Результат этого взаимодействия между индивидуальной психикой и социально‑экономической формацией я называю социальным характером, или личностью. Социально‑экономический строй формирует личность таким образом, что она хочет делать то, что ей полагается делать. Одновременно личность сама влияет на социально‑экономическую структуру: обычно это воздействие цементирует общество, придает ему дополнительную прочность, а в чрезвычайных обстоятельствах поставляет ему революционный заряд огромной взрывной силы. Отношения между личностью и обществом никогда не бывают статичны, ибо каждый из элементов представляет собой бесконечный процесс. Изменения одного фактора с неизбежностью ведут к изменениям второго, а также к изменению взаимоотношений между первым и вторым. Многие политические деятели и теоретики революционного движения считают, что сначала необходимо радикально изменить политическую и экономическую структуру общества, а уже следующим шагом будет почти неизбежное изменение человеческой психики. Другими словами, они полагают, что новое общество, как только оно будет создано, почти автоматически приведет к возникновению нового человека. При этом они упускают из вида, что мотивации новой элиты ничем не отличаются от мотивов предыдущих элит. Новая элита обязательно попытается внутри новых социально‑политических институтов, созданных революцией, восстановить некоторые элементы старого общества. Тем самым победа революции означает ее поражение, а быть может, и крах целой эры в истории человечества, эры великих социально‑экономических преобразований. В этом отношении достаточно убедительны примеры революций во Франции и в России. Характерно, что Ленин, который вначале считал, что личностные качества не имеют решающего значения для революционной деятельности, в конце жизни основательно пересмотрел эту свою позицию, когда ясно увидел недостатки личности Сталина. Поэтому в завещании он требовал, чтобы Сталина не делали его преемником, именно ввиду присущих ему черт характера. Есть и другая крайность среди исследователей революционного процесса. Некоторые считают, что сначала необходимо изменить природу человека, его сознание, ценностные ориентации, характер, и только после этого можно начинать строить новое общество. История показала, что они также заблуждаются. Изменения сугубо психического характера не выходят за рамки индивида или его ближайшего окружения (малой группы), в остальных областях они не имеют существенного значения.
Date: 2015-07-25; view: 420; Нарушение авторских прав |