Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция VII. Иконические знаки. Звукосимволизм 145ские реакции (т.е. физиологические, симптоматические проявления определенного состояния в повторяющейся ситуации угрозы, подчинения, умиротворения и т.д.) становятся более подчеркнутыми, выразительными, в них усиливается демонстрационный компонент, они так или иначе выделены на фоне обычного поведения. Для ритуализованных поведенческих актов характерна несколько меньшая физиологическая обусловленность, меньшая спонтанность проявления, большая формальная выраженность и закрепленность в поведенческом узусе стада. Иконическое (имитирующее) поведение животных отчасти напоминает состязание или игру, отчасти действительно является игрой (если затевается для забавы). Например, в брачный период самцы-соперники вступают в единоборство, однако у большинства видов «дуэль» ведется отнюдь не «на жизнь или смерть», не «всерьез», а как бы «до испуга» соперника или «до первой крови». Вот как описывает такой ритуальный бой этолог. «У антилопы бейзы очень острые рога — настоящие рапиры. Бодаясь, соперники никогда по-настоящему их в ход не пускают: антилопы с треском, как "театральные сабли", скрещивают рога — фехтуют, но не колют! И когда однажды безрогий самец-бейза вступил в поединок с рогатым самцом, тот фехтовал с ним так, словно у противника были рога. Парировал и наносил удары по воображаемым рапирам на некотором расстоянии от головы безрогого. Давно замечено: чем опаснее оружие у дуэлянтов, тем условнее сама дуэль, тем более безобидным церемониалом, хотя и весьма воинственным на вид, она подменена. Если всякая, даже маленькая, драка у ядовитых, например, видов змей смертельно опасна для обеих сражающихся сторон, она может быть заменена своеобразным символическим танцем с силовой борьбой в финале. Пример: поединки техасских гремучих змей в споре из-за охотничьих угодий» (Акимушкин 1999, 65). Кто играл с взрослой домашней собакой, знает, как собака может кусать руку человека «понарошку» — только дотрагиваясь до нее клыками, но не раня кожи и не причиняя боли. Вот это и есть имитация победы (укуса), т.е. иконический знак. Существенно, однако, что условные ритуальные «дуэли» оленей или драки «по правилам», т.е. с долей условности, обезьян-подростков помогают определить социальную иерархию между особями. В этом состоит их социальное назначение. В жестовых языках, которые вырабатываются в коммуникации стадных обезьян, преобладает иконичность. Эти языки в известных пределах различаются между собой по составу значений и способам их выражения (что определяется условиями жизни конкретного стада). О степени иконичности этих языков можно судить по описанию жестового языка самки шимпанзе Уошо, выработанного за 22 месяца ее обучения в знаменитом эксперименте 146 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
американских зоопсихологов, супругов Гарднеров (1969). В языке Уошо было примерно 150 знаков, большинство которых ее воспитатели взяли из американской системы знаков, применяемой глухонемыми. Однако несколько знаков обезьяна изобрела сама, а многие видоизменила. Вот описание пяти из них (по книге При-брам 1975, 342-345). 'Собака' — многократно шлепает себя по бедру (когда видит собак, слышит лай). 'Кошка' — большим и указательным пальцами прихватывает шерсть на щеке, около угла рта, и отводит ее наружу (изображая кошачьи усы). 'Ребенок' — на согнутую руку кладет другую руку, как будто держит ребенка (для обозначения кукол, включая игрушечных животных, например, игрушечную лошадь и утку). 'Сладкое' — указательный или указательный и средний пальцы касаются кончика колеблющегося языка (просит сладкого, автоматически делает этот жест, когда кончает есть). 'Смешно' — кончик указательного пальца прижат к носу, Уошо фыркает (когда упрашивает поиграть с ней; иногда, когда за ней гонятся, после того как она нашалила).
|