Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Звуковая изобразительность в индивидуальной■ речи. Большинство людей, читающих детям сказку Таким образом в звучании отображается размер предмета, т. е. имеет место подражание не звуку (связанному с предметом), а его пространственному образу (в данном случае размеру). Изобразительной может быть также длительность произнесения, ср. [долго] и [до-о-о-лго]; [далеко] и [далеко-о-о]; в речи учителя физкультуры: Тя-я-я-янемся, девочки, тя-я-янемся! и ряд других акустических свойств звучания (напряженность, расслабленность, придыхательность). Приведенные примеры изобразительности звучания относятся к явлениям индивидуальной речи (а не к структурным сущностям языка); в целом они факультативны, но именно их необязательность и при этом массовость и обычность говорят о реальной способности звучания участвовать в создании зрительных образов. Звуковые жесты. Это замены одного звука другим ■ (артикуляционно близким) для вящей выразительно Реформатский не раз слышал [у] фрикативное в речи студентов, например, в шутливом укоре Ну, ты и [уусь], а как-то в электричке слышал, как женщина выговаривала своему мужу: Другой бы во все глаза глядел бы на свою ненаглядную, а ты!у-у/унида/ (Четырежды прозвучавшее в ее речи [г] взрывное не позволяет видеть в [у] фрикативном диалектное влияние.) Озвончение глухого заднеязычного [к] в звонкий [г] в слове салага (первоначально 'молодой неопытный матрос') из салака ('мелкая морская промысловая рыба'), по-видимому, также не что иное, как звуковой жест. Противоположная мена (в речевом узусе одной школьно-дворовой компании): звонкий [в] на глухой [ф] и одновременно узкий [е] на более широкий [э] — Прифэт! 'Привет!'. Не исключено, что развитие англ. smog 'смог' из smoke 'дым' также сопровождалось звуковым жестом. Иконичность в графике. Добуквенное письмо (пик-■ тография и иероглифика) — это системы идеографических знаков, сопоставимых по содержанию со словом: иероглиф передает понятие (или представление). Исторически иероглифы восходят к схематическим изображениям своего содержания, т.е. имеют иконическое происхождение. В отличие от иероглифов, буквенная запись слова репрезентирует фонемный или (в немногих языках) слоговой состав слов; алфавиты являются кодами символической (конвенциональной) природы. В историко-типологическом плане пиктография и иероглифика представляют собой более ранние системы письма. В большинстве культурных традиций иероглифику сменило алфавитное (бук венно-фонемное) письмо. Впрочем, в истории большинства народов, собственно говоря, не было смены систем письма: молодые культуры (молодые в сравнении с китайской или древнеегипетской традицией) сразу усваивали письмо в его более поздней и совершенной (или удобной) модели — в виде алфавитов1. Однако в письменностях, использующих алфавитное письмо (которое в целом обходится без мотивированных знаков), в ходе истории развились разнообразные иконические приемы выражения некоторых значений. Приведем примеры. А. Пробелы между словами. До изобретения книгопечатания в рукописном тексте не делались пробелы между словами; внутри фонетических синтагм отдельность слов, границы между ними, скорее всего, и не замечались. В русской частной переписке, в челобитных и «грамотках», в подьяческой скорописи слитное письмо сохранялось еще в конце XVII в. Б. Абзацы, абзацные отступы. Этот наборно-графический прием, позволяющий увидеть относительно самостоятельные части 1 О «неудобствах» иероглифики и других знаков с «природной» мотивированностью см. в п. 52. 152 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... текста, также пришел из типографской практики. Абзацный отступ и заглавная буква в его начале не был прямым продолжением украшенных инициалов (или буквиц у славян), поскольку буквицами начинались более крупные (нежели абзац) части текста. В. Большие (прописные) буквы. Выступающие над строкой буквы делают слово более заметным для глаза. Большие буквы ставятся преимущественно в особенных словах — в именах собственных. В восточнославянской книжности правило о больших буквах впервые появляется в грамматике Мелетия Смотрицкого (1619). Г. Структурирование текста (разбивка на разделы, главы и т. п.). Это диаграмматическое средство облегчает восприятие композиции некоторого целого. Д. Графические средства выделения частей текста — курсив, подчеркивание, полужирный или иной особый шрифт, набор в разрядку или более крупным кеглем и т. п. Шрифтовой контраст выделения (на фоне основного шрифта) иконически соответствует содержательной важности по-особому набранного текста. Е. Некоторые более частные графические приемы. Ср. редупликация как показатель множественного числа: ММ ('номера'), гг. ('годы' или 'господа'), ии. ('испытумые' или 'информанты') ее. ('страницы') и т.п. Приведенный перечень ограничен средствами собственно письма (т.е. графики) и не касается того, что связано с искусством оформления книги (рукописи). Впрочем, граница здесь бывает подвижна. Ср.«смайлики» вместо слов в электронной почте: © © ©.
|