![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Язык. природа. культураСтр 1 из 125Следующая ⇒
Семиотика курс лекций Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации» u «Филология» 2-е издание, исправленное ----- i ACADEMi\ Москва Издатепьский центр «Академия •• 2007 -- - --~ - ---------~ -
2.
я всячески приветствовал развитие семиотики, науки, способной продемонстрировать специфику языка на фоне всех прочих знаковых систем и в то же время обнаружить инварианты, связывающие язык с родственными знаковыми системами. Роман Якобсон. Мои любимые темы ПРЕДИСЛОВИЕ а пользе семиотики. Эта книга представляет собой учебное пособие по курсам «Общее языкознание» (в некоторых учебных планах этот курс сейчас называется «Теория языка») и «Введение В языкознание» и адресуется студентам филологических и лингвистических специальностей. Определяя язык как одну из знаковых систем, семиотика показывает, в чем он сходен и в чем не сходен с другими средствами передачи информации в природе и обществе. Это сравнение выпукло и пластично раскрывает самые существенные, т. е. «родовые» И главные, черты в содержании и строении естественного языка, его достоинства и границы его возможностей. Сравнение языка с другими семиотиками позволяет увидеть, чем хороши языки животных, в чем преимущества искусственных знаковых систем и коммуникативная сила ритуалов и искусств. Успех коммуникации во многом зависит от ее семиотического обеспечения - от того, в какой мере удалось выразить нужную информацию в концентрированном знаковом виде - в ритуале, символе, формуле, в географической карте, чертеже, терминологии, лозунге или афоризме, знаке дорожного движения, плакате, симфонии, поэме, кинофильме... Сравнивая возможности разных знаков и знаковых систем, проникая в сознание, семиотика помогает находить не только действенные каналы и средства коммуникации, но и методы информационной защиты от нежелательных воздействий. Интерес к семиотике у гуманитариев огромный, однако в литературе по семиотике много проблемного, спорного, иногда странного - и не столько из-за недостатка исследований, сколько из-за разнообразия семиотических идей. Это пособие своего рода путеводитель по семиотике; оно познакомит читателя с наиболее значительными результатами семиотического изучения языка и других знаковых систем. Акомпозиции кииги и строении семиотики. В книге пять больших частей. Часть первая (<<Основные понятия и история семиоти- 3.
4 Предисловие
КИ») вводит читателя в курс дела, однако она не элементарна )3 силу Фундаментального характера исходных понятий семиотики, а в лекции П по истории семиотики - в силу естественной для историографии, но порой сложной ДJIЯ читателя «документальности» текста. В реальной истории многие семиотические идеи и понятия зарождались в форме более сложной, яркой, масштабной, иногда неожиданной или причудливой, чем то более спокойное изложение, в котором они предстанут спустя десятилетия в учебных руководствах. Однако, думается, читателю было бы интересно, или во всяком случае полезно, хотя бы по ключевым цитатам представить реальный драматизм истории семиотики. Логика дальнейшего тематического развертывания книги состоит в движении от сравнительно четких классификаций знаковых систем и знаков к их характеристикам, которые строятся с учетом более сложных (чем в таксономиях) и потому менее строгих признаков, таких как содержательные различия между группами семиотик (в характере и объеме передаваемой информации); различия в составе функций, доступных разным классам семиотик; различия в уровневом строении знаковых систем. Части вторая, третья и четвертая составляют «ядро» семиотики. Здесь в центре внимания находятся классы, или группы, знаков и знаковых систем, различные по своим именно семиотическим своЙствам; в этих разделах книги конкретные семиотики привлекаются как примеры или иллюстрации к семиотическим разделениям и закономерностям. В пятой части книги «(Знаковые системы культуры») центр внимания переносится с системы категорий семиотики (как теоретической дисциплины) на семиотическую практику людей: речь идет о семиотиках религий, поведения, основных классов искусств (как художественных языков человечества) и об искусственных семиотиках (таких как цифры, алфавиты, языки программирования, информационные языки и др.). Лекции пятой части книги составляют «периферию» семиотики: здесь характеристики разных знаковых систем перерастают в семиотические «введения» Б теорию или историю тех конкретных видов деятельности, в которых используются данные семиотики. На известной продвинутой ступени углубления в предмет исследователь (автор) покидает область «чистой'> семиотики и переходит к изложению частного знания. Например, семиотическая характеристика кинематографа становится семиотическим введением в историю или теорию ки ноискусства (причем введением в такое киноведение, которое ни на минуту не упустит из виду своеобразие именно данного художественного языка); система терминов, трактующих поведение с точки зрения семиотики, становится семиотическим основанием культурологии, этнографии или страноведения; определение се-
миотических начал в организации религии может стать одним из подступов К теории религии или семиотическим введением в историческое религиоведение; характеристики символов и других знаковых средств, используемых в математике или химии, по мере углубления и расширения внимания к семиотическим средствам этих наук перерастают в их теорию или, в случае внимания к диахронии, - в семиотическое введение в их историю. В заключении книги - лекции хх «Тенденции В развитии знаковых систем и перспективы науки о знаках» - семиотика пред стает не только как общая теория знаковых систем, но и как существенный аспект их понимания и метод результативных исследований. Как читать эту книгу? Свободно и по-разному, необязательно с начала. Возможно, кто-то приходит к семиотике из любопытства к тому, как общаются животные. По оглавлению (Содержанию) такой читатель легко найдет нужные ему параграфы, а при необходимости уяснить незнакомые термины откроет и другие части книги; в этом случае полезно обращать внимание на имеющиеся в тексте ссылки к другим лекциям или частям. Студенты или аспиранты читают учебники, следуя программе экзаменов или задачам своих исследований, - тоже необязательно подряд. Таким читателям можно посоветовать вначале как можно более внимательно ознакомиться с оглавлением (Содержанием) книги, а также с указателем терминов семиотики и перечитать предшествующий подраздел предисловия «<О композиции книги И строении семиотики»). В силу недавнего появления семиотики в учебных вузовских программах представляется полезным объединить в одной книге учебное и справочное пособия. Этой цели служит довольно объемHaя библиография предмета и отчасти аннотированный именной указатель. В заключение хочу выразить сердечную благодарность рецензентам рукописи Светлане Михайловне Толстой и Сергею Иосифовичу Гиндину за критические замечания, советы и поддержку. Автор признательна также всем, кто помог этой книге увидеть свет.
Часть первая Date: 2015-07-25; view: 1186; Нарушение авторских прав |