Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык. природа. культура





Семиотика

курс лекций

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию

в области лингвистики в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальностям «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации» u «Филология»

2-е издание, исправленное

----- i ACADEMi\

Москва Издатепьский центр «Академия •• 2007

-- - --~ - ---------~ -


 

2.

 
!} \,.;;
  УДК 003(075.8) ББК 87.41я73 М555
Ре ц е н з е н т ы: кафедра теоретической и прикладной ЛИНГВИСТИКИ РГГУ (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор С. и. Гиндин); доктор филологических наук, зав. отделом этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН С. М. Толстая
Мечковекая Н. Б. М555 Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций:   учеб. пособие для студ. филол., лингв. И переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н. Б. Мечковская. - 2-е изд., испр. ­М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с. ISBN 978-5-7695-4467-5
  в учебном пособии излагается знаковая концепция языка и прово­дится сопоставление языка с другими средствами передачи информа­ции в природе и обществе. Семиотика позволяет увидеть самые суще­ственные черты в содержании и строении естественных языков, а так­же пути развития коммуникативных технологий человечества.   Предлагаемая книга - ЭТО своего рода путеводитель: она знакомит с самыми значительными результатами семиотического изучения язы­ка и других знаковых систем и помогает понять, как разные семиотики участвуют в процессах познания и к.оммуникации в обществе и приро­де.   Для студентов филологических, лингвистических и переводоведче­ских факультетов ВЫСШИХ учебных заведений, а также для аспирантов и преподавателей.
УДК 003(075.8) ББК 87.41я73
  Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
ISBN 978-5-7695-4467-5
© Мечковская Н. Б., 2004 © Мечковская Н. Б., 2007, с изменениями © Издательский центр «Академия,>, 2007
 


 

я всячески приветствовал развитие се­миотики, науки, способной продемонстри­ровать специфику языка на фоне всех про­чих знаковых систем и в то же время обна­ружить инварианты, связывающие язык с родственными знаковыми системами.

Роман Якобсон. Мои любимые темы

ПРЕДИСЛОВИЕ

а пользе семиотики. Эта книга представляет собой учебное пособие по курсам «Общее языкознание» (в некоторых учебных планах этот курс сейчас называется «Теория языка») и «Введение В языкознание» и адресуется студентам филологических и линг­вистических специальностей. Определяя язык как одну из знако­вых систем, семиотика показывает, в чем он сходен и в чем не сходен с другими средствами передачи информации в природе и обществе. Это сравнение выпукло и пластично раскрывает самые существенные, т. е. «родовые» И главные, черты в содержании и строении естественного языка, его достоинства и границы его возможностей. Сравнение языка с другими семиотиками позволя­ет увидеть, чем хороши языки животных, в чем преимущества искусственных знаковых систем и коммуникативная сила ритуа­лов и искусств.

Успех коммуникации во многом зависит от ее семиотического обеспечения - от того, в какой мере удалось выразить нужную информацию в концентрированном знаковом виде - в ритуале, символе, формуле, в географической карте, чертеже, терминоло­гии, лозунге или афоризме, знаке дорожного движения, плакате, симфонии, поэме, кинофильме... Сравнивая возможности раз­ных знаков и знаковых систем, проникая в сознание, семиотика помогает находить не только действенные каналы и средства ком­муникации, но и методы информационной защиты от нежела­тельных воздействий.

Интерес к семиотике у гуманитариев огромный, однако в ли­тературе по семиотике много проблемного, спорного, иногда странного - и не столько из-за недостатка исследований, сколь­ко из-за разнообразия семиотических идей. Это пособие своего рода путеводитель по семиотике; оно познакомит читателя с наи­более значительными результатами семиотического изучения языка и других знаковых систем.

Акомпозиции кииги и строении семиотики. В книге пять боль­ших частей. Часть первая (<<Основные понятия и история семиоти-


3.

 


 

4 Предисловие


 


 

 


 

КИ») вводит читателя в курс дела, однако она не элементарна ­)3 силу Фундаментального характера исходных понятий семиоти­ки, а в лекции П по истории семиотики - в силу естественной для историографии, но порой сложной ДJIЯ читателя «докумен­тальности» текста. В реальной истории многие семиотические идеи и понятия зарождались в форме более сложной, яркой, масштаб­ной, иногда неожиданной или причудливой, чем то более спо­койное изложение, в котором они предстанут спустя десятилетия в учебных руководствах. Однако, думается, читателю было бы интересно, или во всяком случае полезно, хотя бы по ключевым цитатам представить реальный драматизм истории семиотики.

Логика дальнейшего тематического развертывания книги со­стоит в движении от сравнительно четких классификаций знако­вых систем и знаков к их характеристикам, которые строятся с учетом более сложных (чем в таксономиях) и потому менее стро­гих признаков, таких как содержательные различия между груп­пами семиотик (в характере и объеме передаваемой информации); различия в составе функций, доступных разным классам семио­тик; различия в уровневом строении знаковых систем. Части вто­рая, третья и четвертая составляют «ядро» семиотики. Здесь в цен­тре внимания находятся классы, или группы, знаков и знаковых систем, различные по своим именно семиотическим своЙствам; в этих разделах книги конкретные семиотики привлекаются как примеры или иллюстрации к семиотическим разделениям и зако­номерностям.

В пятой части книги «(Знаковые системы культуры») центр внимания переносится с системы категорий семиотики (как тео­ретической дисциплины) на семиотическую практику людей: речь идет о семиотиках религий, поведения, основных классов искусств (как художественных языков человечества) и об искусственных семиотиках (таких как цифры, алфавиты, языки программирова­ния, информационные языки и др.). Лекции пятой части книги составляют «периферию» семиотики: здесь характеристики раз­ных знаковых систем перерастают в семиотические «введения» Б теорию или историю тех конкретных видов деятельности, в кото­рых используются данные семиотики. На известной продвинутой ступени углубления в предмет исследователь (автор) покидает область «чистой'> семиотики и переходит к изложению частного знания. Например, семиотическая характеристика кинематографа становится семиотическим введением в историю или теорию ки­ ноискусства (причем введением в такое киноведение, которое ни на минуту не упустит из виду своеобразие именно данного худо­жественного языка); система терминов, трактующих поведение с точки зрения семиотики, становится семиотическим основанием культурологии, этнографии или страноведения; определение се-


 

 


миотических начал в организации религии может стать одним из подступов К теории религии или семиотическим введением в ис­торическое религиоведение; характеристики символов и других знаковых средств, используемых в математике или химии, по мере углубления и расширения внимания к семиотическим средствам этих наук перерастают в их теорию или, в случае внимания к диахронии, - в семиотическое введение в их историю. В заключе­нии книги - лекции хх «Тенденции В развитии знаковых систем и перспективы науки о знаках» - семиотика пред стает не только как общая теория знаковых систем, но и как существенный ас­пект их понимания и метод результативных исследований.

Как читать эту книгу? Свободно и по-разному, необязательно с начала. Возможно, кто-то приходит к семиотике из любопыт­ства к тому, как общаются животные. По оглавлению (Содержа­нию) такой читатель легко найдет нужные ему параграфы, а при необходимости уяснить незнакомые термины откроет и другие части книги; в этом случае полезно обращать внимание на имею­щиеся в тексте ссылки к другим лекциям или частям. Студенты или аспиранты читают учебники, следуя программе экзаменов или задачам своих исследований, - тоже необязательно подряд. Та­ким читателям можно посоветовать вначале как можно более вни­мательно ознакомиться с оглавлением (Содержанием) книги, а также с указателем терминов семиотики и перечитать предше­ствующий подраздел предисловия «<О композиции книги И стро­ении семиотики»).

В силу недавнего появления семиотики в учебных вузовских программах представляется полезным объединить в одной книге учебное и справочное пособия. Этой цели служит довольно объем­Haя библиография предмета и отчасти аннотированный именной указатель.

В заключение хочу выразить сердечную благодарность рецен­зентам рукописи Светлане Михайловне Толстой и Сергею Иоси­фовичу Гиндину за критические замечания, советы и поддержку. Автор признательна также всем, кто помог этой книге увидеть свет.


 

 


 

 

Часть первая

Date: 2015-07-25; view: 1079; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию