Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Статья 20. Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, содействующим на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество указанных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей или близких родственников эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты, которые в декларациях о доходах не указываются. Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными актами Республики Беларусь. В случае гибели (смерти) лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, из средств республиканского бюджета по решению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выплачивается единовременное пособие в размере до десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) и в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначается пенсия по случаю потери кормильца. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, телесных повреждений, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества по состоянию здоровья, ему выплачивается из средств республиканского бюджета по решению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, единовременное пособие в размере до пятилетнего денежного содержания и в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначается пенсия по инвалидности.
Настоящая статья определяет статус и нормативные основы механизма социальной и правовой защиты лиц, содействующих (содействовавшим) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также устанавливает соответствующие гарантии. В ч. 1 ст. 20 государство берет на себя обязанность обеспечить защиту личности, а также всего комплекса законных прав и интересов лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам, от возможных неправомерных действий должностных лиц и граждан, вызванных сотрудничеством с органами правопорядка. Вместе с тем большинство норм данной статьи не распространяется на лиц, ранее сотрудничавших с оперативными аппаратами. Однако бывшие негласные сотрудники нередко подвергаются угрозам, шантажу, физическому насилию и т.п. в связи с их конфиденциальным содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Думается, что на бывших негласных сотрудников согласно духу и смыслу Закона должны распространяться гарантии обеспечения их безопасности, предусмотренные ч. 3 и ч. 6 настоящей статьи. Лица, содействующие в той или иной форме (конфиденциальной или гласной, контрактной или бесконтрактной) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выступают субъектами специфических правоотношений, которые охраняются и контролируются соответствующими государственными органами. Необходимость создания специальной системы правовой и социальной защиты указанных лиц обусловлена наличием потенциальной угрозы совершения противоправных действий в отношении их (имущества, родных, близких и т.д.) со стороны представителей криминальной среды, спецслужб иностранных государств и т.п. Наряду с этим наличие специального механизма социальной и правовой защиты является одним из факторов повышения эффективности сотрудничества граждан с оперативно-розыскными подразделениями. Заключение органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, контракта с тем или иным лицом выступает юридическим фактом возникновения специфического правоотношения, в котором каждая из сторон наделяется соответствующими правами и обязанностями. Государство гарантирует лицам, оказывающим содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе, выполнение как общих (вытекающих из требований Закона), так и специальных (предусмотренных соответствующим контрактом) обязательств. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, разрабатывают типовые формы контрактов, которые утверждаются специальными ведомственными нормативными актами. Типовой контракт содержит следующие реквизиты: наименование сторон; цель заключения (сотрудничество); права и обязанности сторон; срок действия; условия расторжения и продления; размеры и формы вознаграждения; особые условия и т.д. Контракт подписывается обеими сторонами и скрепляется печатью конкретного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Обеспечение непосредственного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, возлагается на государственный орган, его заключивший. К числу важнейших из них относятся: сохранение конфиденциальности факта сотрудничества; создание условий для выполнения заданий оперативных аппаратов; выплата вознаграждений и компенсаций за выполненную работу; оказание правовой, материальной и иной помощи; обеспечение защиты от преступных посягательств в связи с выполнением задания и т.д. В контракте могут оговариваться специальные условия (в т.ч. обязательства), которые не должны противоречить действующему законодательству Республики Беларусь. Ч. 3 и ч. 6 комментируемой статьи содержатся нормы, конкретизирующие обязательства государства по обеспечению безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В случаях возникновения реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество указанных лиц, а равно членов их семей или близких родственников в связи с выполнением заданий оперативных аппаратов органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять все необходимые меры в целях предотвращения подобных посягательств и привлечения виновных к ответственности. Комплекс таких мер может включать в себя: физическую и имущественную охрану; перемену места жительства и работы; проведение оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных действий по установлению и привлечению к ответственности конкретных лиц; материально-техническую помощь и т.д. Порядок проведения специальных мероприятий по обеспечению безопасности самих лиц (а также членов их семей и близких родственников), сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяется законодательными и ведомственными нормативными актами. В нормах ч. 3 и ч. 6 ст. 20 говорится о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, т.е. о тех, кто на момент возникновения реальной угрозы находится в фактических и правовых отношениях с соответствующим органом. Однако угроза безопасности конкретного лица в связи с оказанием содействия соответствующим огранам может возникнуть и спустя значительный промежуток времени, когда отношения сотрудничества фактически и юридически прекращены. Думается, что в таких случаях согласно общему смыслу и духу Закона, а также профессиональным, морально-этическим нормам органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять все необходимые меры по защите жизни, здоровья, имущества ранее сотрудничавших с ними лиц (членов их семей, близких родственников) от противоправных посягательств, вызванных выполнением заданий оперативных аппаратов. Ч. 4 комментируемой статьи устанавливает право лиц, оказывающих содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, на получение вознаграждения и, применение к ним иных мер материального характера. Таким правом обладают лица, сотрудничающие с оперативно-розыскными подразделениями как на контрактной, так и на бесконтрактной основе. Основания, порядок, размеры, виды и другие вопросы финансового обеспечения сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регламентируются соответствующими ведомственными нормативными актами. В целях обеспечения конфиденциальности факта сотрудничества конкретного человека с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, Закон разрешает не указывать в декларации о доходах соответствующие материальные выплаты. Для лиц, сотрудничающих на контрактной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, ч. 7 и ч. 8 настоящей статьи предусматривают дополнительные меры их социальной защиты. В случае гибели (смерти) указанных лиц в связи с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семья погибшего и лица, находившиеся на его иждивении, имеют право на получение единовременного пособия в размере его десятилетнего денежного содержания и пенсии по случаю потери кормильца. Главным условием приобретения такого права является наличие непосредственной причинно-следственной связи между фактами преждевременной смерти конкретного лица (насильственной, ненасильственной, в результате несчастного случая) и его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий по заданию оперативного аппарата. Для приобретения права на получение социальных выплат не имеет значения, наступила ли гибель (смерть) контрактанта непосредственно в ходе подготовки либо проведения оперативно-розыскного мероприятия (комплекса мероприятий), либо спустя непродолжительное или продолжительное время после его окончания. Аналогичным образом решается вопрос о выплате единовременного пособия и назначении пенсии по инвалидности лицу, сотрудничавшему по контракту, при получении им телесных повреждений в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, исключающих возможность дальнейшего выполнения условий контракта. Дополнительным условием возникновения права на получение соответствующего пособия и пенсии в случаях гибели (получения увечья) контрактника непосредственно в процессе подготовки и проведения оперативно-розыскного мероприятия является факт наличия специального задания оперативного аппарата, выполнение которого повлекло указанные негативные последствия (гибель, увечье). Подготовка документов, необходимых для получения пособия и назначения пенсии, осуществляется оперативным аппаратом, с которым непосредственно сотрудничал гражданин. Решение о выплате единовременного пособия принимается руководителями органов, указанных в ст. 7 Закона, по представлению соответствующего оперативно-розыскного подразделения. Пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности назначаются в общем порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
№ 13 Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела. Вопросы о характере доказывания на стадии возбуждения уголовного дела. Использование специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела. Особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения. ПОНЯТИЕ - ВУД- начальная стадия уголовного процесса, в которой в связи с поступившей информацией о совершенном или готовящемся преступлении органы уголовного преследования путем проведения проверочных действий устанавливают наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и принимают соответствующее решение. Термин «возбуждение уголовного дела» имеет три различных понятия: как правовой институт, как стадия уголовного процесса, как процессуальный акт, завершающий данную стадию. ЗНАЧЕНИЕ - обеспечивает быстрое реагирование государственных органов на преступление. - реализует принцип неотвратимости уголовной ответственности. - исключает необоснованное уголовное преследование непричастных к преступлению лиц. - создает условие для последующего применения мер процессуального принуждения. Возбудить уголовное дело можно только при наличии указанного в законе повода и оснований. Поводы к ВУД: - Заявления граждан, -явка с повинной, -сообщение о преступлении в СМИ, - непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступлений, - сообщение должностных лиц гос. органов, предприятий, учреждений, организаций. Основаниями к ВУД являются: 1. наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, 2. исчезновение лица. Стадия ВУД начинается с момента первого процессуального действия (прием заявления, ОМП, задержания) и заканчивается вынесением постановления о ВУД. (Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. «Возбуждение и расследование уголовных дел» Мн, 2001). По результатам предварительной проверки выносится одно из решений: 1. о ВУД; 2. об отказе в ВУД; 3. о передаче материала по подследственности.
М.А. Шостак, Сборник научных трудов//Демократизм предварительного следствия. Дискуссионные вопросы: 1. Какой характер носит деятельность органов расследования в стадии ВУД. Все ученые считают, что носит процессуальный характер, т.к. урегулирована нормами УПК. (Кроме Н.П. Кузнецова, который считает, что уголовно-процессуальные отношения возникают после ВУД, Кузнецов Н.П. «Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности», М., 1979). 2. Являются ли доказательствами материалы собранные в стадии ВУД. По этому поводу три точки зрения: 1-я До ВУД доказывание не производится, а данные полученные в этой стадии становятся доказательствами только после их проверки на других стадиях уголовного процесса (Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе). 2-я: указанная деятельность является доказыванием с определенным своеобразием, (Арсеньев В.Д. Доказывание фактических обстоятельств дела в советском уголовном процессе М., 1969). 3-я: в стадии ВУД происходит доказывание не отличающееся от доказывания в других стадиях уголовного процесса. (Корнеева Л.М. Доказывание при отказе в ВУД. Сов гос-во и право, 1975). Шостак М.А. придерживается последней точки зрения. В новом УПК этот вопрос решен в ст. 103 «Собирание доказательств»: …собирание доказательств производится в процессе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. В УПК РФ эта норма отсутствует.
ВОПРОС О ХАРАКТЕРЕ ДОКАЗЫВАНИЯ: В этой стадии подлежит выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. влекущие отказ в ВУД. Предмет доказывания в стадии ВУД. Существует мнение, (Карнеева указ работа) что для ВУД достаточно установить только признаки преступления, поскольку доказывание иных обстоятельств составляет задачу последующих стадий уголовного процесса. М.А. Шостак частиячно с этим соглашается: Действительно дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признгаки преступления. Но это является основаниями к ВУД., а предметом доказывания являются те обстоятельства, которые должны быть установлены при собирании достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Определяя наличие признаков должностные лица производящие проверку, выясняют событие преступления, естественно в меньшей мере, чем на стадии предварительного расследования. Часто для ВУД необходимо установить характер и размер ущерба. Определении пределов доказывания в стадии ВУД, то есть до каких пределов необходимо собирать доказательства для того, чтобы принять своевременное решение о ВУД или отказе в нем. Пределы доказывания предполагают определение его границ таким образом, чтобы все собранные доказательства в совокупности с качественной стороны обеспечивали установление каждого элемента предмета доказывания. С качественной стороны, они должны гарантировать достоверность установления этих обстоятельств.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ. Использование спец. познаний ч.2 ст.173 УПК До ВУД могут быть истребованы дополнительные документы, экспертизы, произведены ОМП, задержание и личный обыск при задержании. Эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, ремесле, которому поручено проведение экспертизы. В проведении следств. действий по усмотрению след-ля может участвовать специалист, который используя свои спец. познания оказывает содействие в обнаружении и изъятии доказательств. В отличии от эксперта он не дает заключений по возникшим в ходе проведения сл-го действия вопросам. ОСОБЕННОСТИ ВУД ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ. Дела ч. обвинения перечислены ст.26 УПК. Порядок производства по уголовным делам частного обвинения о преступлениях, в ст. 26, определяется общими правилами, за изъятиями, установленными ст. 425. Уголовное дело частного обвинения возбуждается лицом, пострадавшим от преступления либо его представителем, а т.ж. представителем юридического лица путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его преступления, предусмотренного ст. 26 УПК. Заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается; изложение обстоятельств преступления, сведения о лице, его совершившем, и доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления; перечень лиц, подлежащих вызову в судебное заседание в качестве свидетелей; сведения о переводчике, эксперте, специалисте и иных лицах, которых заявитель считает необходимым вызвать в судебное заседание. Заявление представляется суду в копиях по числу лиц, в отношении которых возбуждается дело частного обвинения. С момента принятия судом заявления лицо, подавшее его, В случае поступления от них заявлений о примирении производство по уголовному делу судом прекращается на основании п. 5 ст. 29 УПК. Если примирение между сторонами не достигнуто, судья назначает уголовное дело к разбирательству в судебном заседании в соответствии с общими правилами. Это был Кодекс, а сейчас проблемы (П.В. Мытник Уголовный процесс-: Судеб. Стадии) По поводу заявления: кроме того, что указанно в кодексе необходимо: - чтобы заявление было письменным; - чтобы заявитель был предупрежден об уголовной ответственности за ложный донос, это мнение Шейфера С.А. и Петрова Н.Е. «Проблемы реформирования производства по делам частного обвиненияв РФ». Гос-во и право 1999 №6. - чтобы заявление содержало требование о привлечении лица к ответственности за совершение конкретного преступления, указанного в ст. 26 УПК. (Но здесь имеется еще одна проблема, заявитель должен точно квалифицировать действия обвиняемого, дать уголовно-правовую оценку содеянному. Для заявителя это достаточно сложно, по мнению Бабия Н.А. это может послужить причиной обращения пострадавших в органы уголовного преследования. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь). - Чтобы заявление было подписано и содержало дату подачи. По аналогии со ст. 172 УПК заявителю должен быть выдан документ о регистрации принятого заявления. Заявление имеет следующее значение: - является поводом к Вуд; - содержит основания к ВУД; - является условием привлечения лица к уголовной ответственности; - содержит формулировку обвинения; - определяет пределы судебного разбирательства. Мытник П.В. считает, что с заявлением о совершении преступления может обратиться лицо, достигшее 16 летнего возраста, т.к. уголовная ответственность за ложный донос наступает с этого возраста. Дело частного обвинения считается возбужденным: 1). С момента принятия судом заявления, т.е. когда: - заявление соответствовало требованиям и сразу было принято судьей; - заявление было принято после устранения недостатков. 2). С момента принятия судом материалов проверки, произведенной органом дознания. Прокурор вправе возбудить дело частного обвинения и при отсутствии заявления лица, если данное преступление затрагивает существенные интересы гос-ва и общ-ва или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Оно прекращению за примирением не подлежит. Другие проблемы: Является ли одной из задач данной стадии выявление причин и условий способствующих совершению преступлений? - Михайленко, саратов, канд диссер 71г – нет - Афанасьев, М., 72 – да - Теория или Маньков - да, т.к. эта задача стоит перед всеми правоохр органами и всей их деят-тью 2) Дело ВУД в отнош лица или по факту? - Матвиенко,Бекешко, Мн,69 – лица - Гапанович, Мн., 69 – факта - Теория или Я – факта т.к. в связи с действиями имеющ призн сост прест. Работы Бородин «Разреш вопр о ВУД» 72, Михайленко «ВУД в совр УПР» Саратов 75, Шиманский «Зак-ть и обосн-ть ВУД»88 (это на всякий случай, если спросят про то, что читал и т.д.
Содержание и структура общей теории криминалистики. Порубов, Андреев, Грамович «Криминалистика», Мн., 2000, Амалфея. Белкин «Криминалистика» Общая теория криминалистики - система принципов теоретических концепций, категорий и понятий, методов и связей, определений и терминов, принятых в криминалистике. Эта общая теория составляет методологию криминалистики.
(Белкин) – это система ее методологических принципов, теоритических концепций, категорий, понятий и определений, методов и связей, представляющая научноую интеграцию предмета криминалистики как целого.
Методология как общее учение о методе не сводится к простой совокупности ни частных, ни общих методов исследования. Методология криминалистики изучает прежде всего возможности и границы применения как общих, так и частных методов исследования в раскрытии и расследовании преступлений, их роль и место в установлении объективной истины по уголовному делу. Методы исследования представляют собой не просто совокупность известных подходов, приемов изучения предметов, а определенную мировоззренческую установку. Следовательно, учение о методах не исчерпывает собой содержания методологии научных исследований в криминалистике.
Для любой науки, в том числе и криминалистики, главным, определяющим ее дальнейшее развитие вопросом является вопрос о ее предмете, т. е. о том, что она изучает. Поэтому предмет криминалистики является основным элементом общей теории рассматриваемой науки. Поскольку криминалистика изучает определенные закономерности,
основными элементами ее общей теории и будут данные закономерности, которые группируются следующим образом (это вроде как структура): 1) криминалистическое учение о закономерностях возникновения доказательств; 2) криминалистическое учение о закономерности собирания доказательств; 3) криминалистическое учение о закономерностях исследования доказательств; 4) криминалистическое учение о закономерностях оценки и использования доказательств. Самостоятельными структурными частями общей теории криминалистики являются: а) учение о языке криминалистики; б) учение о методах криминалистических научных исследований; в) криминалистическая систематика.
(Белкин) Ее содержание отражает современный уровень познания предмета криминалистики.
Основные элементы (это вроде как содержание): 1. Введение в общую теорию криминалистики. Оно содержит положения, формулирующие представления о предмете криминалистики, ее задачах, принципах, законах развития и месте в системе научного знания. Это науковедческая часть. 2. Частные криминалистические теории (учения). Это научные положения, отражающие результаты познания объективных закономерностей действительности составляющих предмет криминалистики и явл базой для разработки средств, приемов, методик и рекомендаций по их использованию в практике борьбы с преступностью. Date: 2015-07-25; view: 676; Нарушение авторских прав |