Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий затрагивающих конституционные гарантии граждан





Статья 13. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием при наличии оснований, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих право утверждать такие постановления, определяется руководителями, указанными в части третьей статьи 7 настоящего Закона), и при наличии информации о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;

2) лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;

3) событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, указанных в частях второй и шестой настоящей статьи, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия либо прекратить его реализацию.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности граждан по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 48 часов.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора.

Оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводится только с разрешения руководителей соответственно Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь или их заместителей.

При сборе данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения, перечисленные в пунктах 1–4 и 6 части второй статьи 9 настоящего Закона, запрещается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, указанных в пунктах 8–15 части первой статьи 11 настоящего Закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных законодательством Республики Беларусь. При сборе данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения, перечисленные в пункте 5 части второй статьи 9 настоящего Закона, разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 8–12 части первой статьи 11 настоящего Закона, при наличии согласия гражданина в письменной форме, без санкции прокурора.


Срок проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, исчисляется в сутках со дня санкционирования постановления прокурором и не может превышать двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть продлен до шести месяцев прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами. Дальнейшее продление сроков может быть осуществлено в исключительных случаях заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на период до одного года и Генеральным прокурором Республики Беларусь – до полутора лет.

Оперативно-розыскные мероприятия по проверке сведений об организованных преступных группах или преступных организациях и их деятельности, а также о фактах коррупции, затрагивающие права и законные интересы граждан, осуществляются в срок не более одного года. Указанный срок может быть продлен ввиду особой необходимости Министром внутренних дел Республики Беларусь или Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь до полутора лет.

Все другие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в срок не более шести месяцев с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия. В случае необходимости этот срок может быть продлен до одного года прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами. Дальнейшее продление сроков может быть осуществлено в исключительных случаях заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь или Генеральным прокурором Республики Беларусь на период до полутора лет.

О прекращении проведения оперативно-розыскного мероприятия выносится постановление.

Под условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий понимаются закрепленная в статье совокупность принципов и правил, обеспечивающих баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, а с другой, – общества, заинтересованного в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений.

Соблюдение указанных в комментируемой статье условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий проверяется судьями при выдаче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий и прокурорами при надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина, выполнения установленного законодательством порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В ч. 1 указанной статьи конкретизирован закрепленный в Конституции принцип равенства всех перед законом и судом. Причем в ч. 2 этой статьи Конституции подчеркивается, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Вместе с тем в целях реализации других конституционных гарантий законодательство закрепляет специальные изъятия и устанавливает в отношении ряда должностных лиц особый порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.


Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность личности, допускается с санкции прокурора и при наличии оснований. В постановлении в обязательном порядке должна быть ссылка на наличие конкретных данных, общий перечень которых указан в ч. 2 комментируемой статьи, а также указание на лицо, подготавливающее, покушающееся или совершившее преступление, тяжесть этого преступления и необходимость проведения мероприятий, ограничивающих права граждан.

Для получения санкции на реализацию соответствующего оперативного мероприятия правоохранительные органы, уполномоченные на их осуществление, по требованию судьи предоставляют ему служебные документы, касающиеся оснований проведения этих мероприятий (за исключение материалов, содержащих сведения о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам, а также данные об организации и тактике деятельности этих органов).

В случае совершения тяжкого преступления возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий с последующим обязательным уведомлением прокурора. К тяжким преступлениям УК Республики Беларусь относит умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими признаются преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет и более тяжкое наказание.

В постановлении о безотлагательном проведении оперативно-розыск­ных мероприятий для предотвращения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц, предотвращения событий и действий, создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности, должны быть изложены мотивы, требующие срочности осуществления указанных действий. Закон требует, чтобы прокурор также незамедлительно рассмотрел вопрос о законности и обоснованности решения о проведении таких мероприятий и либо своим решением подтвердил их реализацию, либо отказал в ходатайстве, что влечет обязанность немедленного прекращения мероприятия.

С целью предупреждения совершения тяжких преступлений, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности граждан, законодатель определяет специальный порядок проведения оперативно-технических мероприятий в случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению таких деяний. При этом необходимо учитывать обстоятельства, при которых полученные органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения, с одной стороны, непосредственно указывают на реальность угрозы совершения тяжкого преступления, а с другой, – на наличие прямой связи, которая обусловливает возможность наступления общественно опасных последствий в случае непринятия соответствующих неотложных мер (получение дополнительной информации, проверка имеющихся сведений и др.). Эти обстоятельства складываются на относительно непродолжительный период времени, ограниченный, с одной стороны, моментом поступления сведений, требующих немедленного реагирования, с другой, – моментом возможной реализации преступного намерения или отказом от его воплощения в жизнь.


Проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с немедленным реагированием на получение сведений, указывающих на возможное совершение тяжкого преступления, осуществляется на основе данных, полученных как в ходе таких мероприятий, так и в результате принятия других мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение тяжких преступлений.

В случаях проявления любыми способами угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их письменным заявлениям либо с письменного согласия может быть совершено прослушивание их телефонных переговоров по постановлению руководства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с последующим письменным уведомлением об этом прокурора в течение 48 часов с приложением копии заявления или согласия, а также других материалов, обосновывающих необходимость этого мероприятия.

В связи с проведением таких мероприятий, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение, в законе закреплен особый режим их осуществления, в соответствии с которым они проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В постановлении указываются занимаемая должность лица, вынесшего постановление о проведении соответствующего оперативного мероприятия, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК), а также сведения о том, когда и где предполагается осуществить оперативное внедрение, провести оперативный эксперимент или контролируемую поставку. Постановление утверждается начальником органа. Постановление, являясь документом, в котором закреплены основания правомерности действий лица, внедренного в преступную группу, или перемещения предметов, оборот которых запрещен или ограничен, может предъявляться в органы прокуратуры, суд или другие государственные органы.

Если осуществление этих мероприятий является сложным, многоэтапным (требует задействования других подразделений, влечет существенные финансовые расходы и т.п.), для их проведения составляется план, который согласовывается с заинтересованными органами и подразделениями.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших.


№ 12







Date: 2015-07-25; view: 786; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию