Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные восстания





XVII в. в России называют "бунташным веком".

Городские восстания были вызваны ростом налогов, т.к. царь Алексей Михайлович вводил дополнительные налоги для покрытия военных расходов ("соляной налог", "пятая деньга" — изъятие у ре­месленников пятой части доходов и др.).

В 1648 г. в Москве произошел "Соляной бунт". Восстание было направлено против палого сборщиков — крупных бояр, которые обира­ли население, присваивали себе часть собранных налогов. Правитель­ство боярина Б.Морозова (дядьки царя) ввело еще в 1646 г. дополни­тельный (косвенный) налог на соль и народ не смог покупать соль по новым ценам. Затем было уменьшено жалование стрельцам, неко­торым чиновникам приказов. Эти злоупотребления властей вызвали протест со стороны народных масс. Восстание в Москве сопровожда­лось погромами торговых лавок, пожарами. Восставшие ворвались в Кремль, потребовали выдачи ненавистных налогосборщиков — бо­яр Морозова, Плещеева. Морозову удалось бежать, а с некоторыми боярами восставшие расправились.

Летом-осенью 1648 г. восстания охватили почти 10 городов (Курск, Сольвычегодск, Козлов, Воронеж и др.).

В 1649 г. было принято Соборное Уложение. Оно не только за­вершило юридическое оформление крепостного права, но и изменило положение городского населения, которое закреплялось за своим по­садом. Население "белых слобод", принадлежавшее боярам и мона­стырям и ранее не платившее налоги государству, приравнивалось к "черным слободам", т.е. облагалось налогами в пользу государства.

Однако восстания продолжались. Самыми крупными были восста­ния в Новгороде и Пскове в 1650 г. Для подавления восстаний царь Алексей Михайлович направил военные отряды, а затем и сам выехал вместе с делегацией для "усмирения" восставших.

В 1662 г. в Москве произошел "Медный бунт", вызванный выпус­ком медных денег, которые заменяли серебряные. Это делалось для покрытия военных расходов. Однако налоги правительство пыталось собирать серебряными деньгами. В городах возник голод, так как крестьяне отказывались продавать на "медь" даже хлеб. Восставшие направились в Коломенское — вотчину Алексея Михайловича, подали челобитную с просьбой отмены выпуска медных денег и уменьшения налогов. Царские отряды расправились с восставшими, но выпуск медных денег вскоре был прекращен.

Окончательное оформление крепостного права, рост барщины и оброка усилил массовое бегство крестьян, для поимки которых со­здавали сыскные отряды. Началась новая крестьянская война под предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг.

Движение зародилось в среде донского казачества, где скопились. массы беглых крестьян. В 1666 г. казаки под предводительством Ва­силия Уса совершили поход с Дона до Тулы, грабили по пути поме­щичьи имения, заявляя, что идут на службу к царю. Царские войска вынудили их вернуться на юг, но беспорядки на Дону продолжались.

В 1667-1669 гг. казаки под руководством Степана Разина совер­шили "персидский поход" ("поход за зипунами"). Разинцы с Дона перешли на Волгу, захватили суда паря и богатых купцов. Затем, перезимовав на реке Яик, переплыли на стругах Каспийское море и напали на владения персидского шаха. Захватив несколько городов и разгромив персидский флот, участники похода с добычей вернулись в Астрахань- Движение на этом этапе носило разбойничий характер. Но, обогатившись в результате успешного похода, разницы часть до­бычи раздали астраханской бедноте.

В 1670 г. Степан Разин начал новый поход с Лона на Волгу, на­правленный теперь против царского правительства. Целью похода была Москва.

Планируя поход на Москву, Разин стремился обеспечить себе на­дежную опору в Поволжье, которое стало центром движения. Кроме казаков, беглых холопов в крестьян, к разницам примкнули "инород­цы" (представители разных нерусских народов Поволжья). Восстав­шие распространяли "прелестные письма" Разина, поднимая на борь­бу против бояр и дворян "всю чернь" ("всех кабальных и опальных"). В '"прелестных письмах" содержались основные требования восставших.

Захватив Царицын и Астрахань, разницыдвинулись вверх по Вол­ге. Восстание распространилось на огромнуютерриторию; отдельные отряды повстанцев проникали в северные районы страны до Соловков, а также на Украину.

Ценой большого напряжения сил царское правительство разгро­мило разинцев. Сам Степан Разин после поражения под Симбирском бежал на Дон, где был взят в плен домовитыми казаками и выдан царским властям.


В июне 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве, но неболь­шие повстанческие отряды сопротивлялись карателям до 1675 г. По­давление восстания сопровождалось массовыми расправами, погибли многие тысячи его участников.

Причины поражения восстания Степана Разина (которое многие историки называют крестьянской войной): стихийность, плохая орга­низация, слабое вооружение большей части повстанцев. Сильны были среди участников восстания царистские иллюзии (вера в "доброго царя").

Ряд историков считает, что народные восстания "играли роль ограничителя эксплуатации феодалов и злоупотреблений со стороны властей". Вместе с тем, подавление этих восстаний приводило "к усилению централизации и укреплению государственного аппарата". После разгрома разинского восстания была усилена власть воевод на местах, введена подворная подать.

В середине 50-х годов XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу. Целью реформы было укрепление авторитета церкви и рас­ширение ее влияния. Нормы церковной жизни были унифицированы и приведены в соответствие с нормами греческой и других православ­ных церквей. Весь порядок богослужения был сведен к единому обря­ду, а богослужебные книги — исправлены по греческим образцам. Реформа укрепила связь русской и украинской церквей, устранила существовавшие разночтения. С церковной реформой Никона связана замена двоеперстия при крестном знамении троеперстием, запреще­ние шатрового стиля в храмовой архитектуре и т.д.

Однако, преобразования Никона вызвали протест части духовен­ства, некоторых светских феодалов, а также недовольство и волне­ния в народе. Произошел церковный раскол. Противников Никона, "старообрядцев", возглавил протопоп Аввакум. Ревнителей "старой веры" поддержали представители разных слоев русского общества. В сознании простонародья оформление крепостного права и усиление феодального гнета связывалось с изменениями в вере. Выступления народных масс в защиту старой веры было формой протеста против ужесточения эксплуатации.

"Старообрядцы" (раскольники) уходили в отдаленные леса, стро­или там скиты. Среди них господствовало убеждение в том, что "пра­вославное царство повредилось", церковью овладел "антихрист".

Сопротивление раскольников "никонианству" приобретало порой форму вооруженного противостояния. В 1668-1676 гг. произошло восстание на Соловках (в Белом море). Монахи и "трудники" Соло­вецкого монастыря, к которым присоединились и некоторые разницы, восемь лет противостояли царским войскам.

Некоторые историки полагают, что народные восстания XVII в. поставили перед правителями России вопрос о необходимости глубо­ких преобразований, которые в конце века и начал проводить Петр I.

 

 







Date: 2015-07-25; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию