Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие человека через переживание образов





 

Сущностные сказки и сущностные вопросы

 

 

Вот уже несколько лет подряд из австрийского города Линц в Украину приезжает удивительный человек, жизненный опыт которого хранит и отпечаток «начал» прошлого столетия, и весь ход его истории. Отсюда — и его необычайно наполненная жизнью старость, дающая силу и уверенность молодым.

 

Это Юрген Теберат, ученик и выпускник довоенной вальдорфской школы, участник битв и противоречивых дум мировой войны, вальдорфский учитель, преподаватель русского языка и естественных наук.

 

Когда-то в его судьбе произошла особенная встреча. Его родители, обеспокоенные развитием своего четырехлетнего сына, обратились к Рудольфу Штайнеру за советом. Очевидно, этот совет и помог стать маленькому человеку крепким в жизни.

 

Если можно представить себе современного сказочника, он, наверное, был бы похож на Юрия Ивановича, как его здесь называют — старик, проникновенно слушающий историю мира, рассказанную вещами мира. Особенность этих сказок в том, что мир в них — современен, и он зовет на помощь Человека, который один только имеет силы спасти его.

 

Сказки Юрия Теберата — бесценный подарок для нас, и мы очень рады, что их первая публикация на русском языке осуществилась на страницах нашей газеты.

 

 

Человек может быть одаренным или не одаренным. В жизни он может поступать удачно или менее удачно. Но он может смотреть в будущее уверенно только в том случае, если он развивается дальше, стараясь открывать и выполнять свои жизненные задачи, одним словом, если он продолжает работать над самим собой. Человек знает тогда, что его старания не пропадут напрасно для мира, потому что не какой-нибудь безличный номер, а он сам — своей личностью — стоит за своим делом.

 

Наша жизнь сможет стать истинно социальной только тогда, когда учитель перестанет спрашивать: «Какие знания ученик должен усвоить до определенного возраста?», но когда он спросит себя: «Какие познания и умения я должен «выманить» из ученика определенного возраста в соответствии с его личными дарами и условиями судьбы?». Тогда человек во взрослом возрасте не будет зажат в бездушный и безличный общий мир человеческих профессий, но сможет найти для себя ту работу, которая соответствует заложенным в него судьбой дарам. Страшным несчастьем для человека будет, если в детском возрасте не удалось разбудить в нем любовь к развитию того, что вложено в него божественным миром.

 

Сегодня как никогда перед учителем возникает серьезная проблема, связанная с преподаванием научных знаний. Науке мы обязаны всей нашей современной жизнью, которая насыщена техникой. Без техники большинство людей трудилось бы в сельском хозяйстве, работало бы на физических работах, вечером, может быть, пряло бы и ткало бы при свете лучины. Об общем школьном обучении, наверное, и речи не могло бы быть. Своим исследовательским трудом естественные науки открывают законы природы, и ученые уверены, что их открытия верны и незыблемы. Думается: что может быть лучше, чем неизменная правда?

 

Но ведь ребенок душевно, духовно и физически есть существо, находящееся в постоянном изменении-развитии. Если мы ему даем в ранние годы неизменяющиеся истины естественных или гуманитарных наук в виде абстрактных понятий, тогда мы вкладываем в ребенка нечто жесткое, нечто, что не может развиваться вместе с человеком, что будет чужеродным, подобно желчному камню в живом организме, который мешает организму развиваться. Создатель вальдорфской педагогики д-р Рудольф Штайнер на основе своих духовных исследований человека предупреждает, что такая ранняя интеллектуализация ребенка может даже помешать всестороннему развитию мозга. Может случиться, что мышление человека потом станет продвигаться только по определенным рельсам без гибкости и возможности разнообразия. Этот бедный человек будет напоминать нам запрограммированный компьютер.

 

Другой вопрос может нечто прояснить: от учителя требуются будто бы совершенно невыполнимые вещи — он должен дать и развить в детях такие познания и умения, которые им будут нужны лет через 20 или 30, когда уже взрослыми они должны будут нести в жизни очень большую ответственность и отвечать на самые отчаянные вопросы. Но мы сами не знаем, как решить даже те проблемы, которые уже сейчас наступают на человечество. Мы не знаем, как прекратить вечно поджигаемые войны, как избавиться от неудержимо нарастающего отравления нашего питания и питьевой воды, от перегрузки наших тел электромагнитными волнами, от отравления душ рекламой и телевидением и от многого-многого другого. Не знаем, какие положительные, созидательные мысли могут быть восприняты людьми. Тем более мы не знаем, что будет требоваться в будущем.

 

Здесь вальдорфская педагогика дает нам самый существенный ответ: вместо отвлеченных, готовых понятий, которые лежат в нас, как желчные камни, нужно давать детям зерна-понятия, которые могут развиваться вместе с самим человеком в те новые, живые понятия, о которых в свое время даже учитель не мог догадаться. Этими зернами-понятиями являются образы, образная разработка учебного материала.

 

Как это действует, мы покажем на ряде примеров.

 

Во время перед поступлением в школу дети живут еще более внутри себя, в своих мыслях1. Когда же они приходят в первый класс, мы должны разбудить их интерес ко внешнему миру. Для этого мы будем рассказывать им истории, в которых существа окружающего мира разговаривают друг с другом.

 

Конечно, уже первоклассники могут понимать, что научно-образованный человек никогда не услышит разговора, например, горы с облаком. Но когда дети — более или менее несознательно — преодолевают в себе предрассудки и переживают «невозможное», то этим они производят в своей душе силы свободного творчества. Вместе с любимым учителем, которому они в этом возрасте еще подражают, дети создают в себе мысли, которые не могут быть навязаны рассудком. Чувствуя себя еще в единстве с духовной сутью учителя и окружающего мира, они неосознанно переживают духовную свободу от физического мира. А это великое дело для всего жизненного творчества. От человека, который в детстве учился свободно творить, можно ожидать, что будучи взрослым он сможет находить совсем новые идеи.

 

При этом не нужно бояться, что ученик стал фантазером, верящим в иллюзии. Ученик вальдорфской школы переживает образы всей душой, принимая от них силы свободного творчества, но он совершенно трезво отличает мир образов от мира научного рассудка.

 

Date: 2015-07-25; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию