Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системность в практической деятельности человекаСтр 1 из 17Следующая ⇒
Начнем с рассмотрения практической деятельности человека, т.е. с его активного и целенаправленного воздействия на окружающую среду. Наша первая задача — показать, что человеческая практика системна. Всякое наше осознанное действие преследует цель. Во всяком действии легко увидеть его составные части или более мелкие действия. При этом легко убедиться, что эти составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной последовательности. Это и есть та самая определенная, подчиненная цели взаимосвязанность составных частей, которая и является признаком системности. Другое название для такого построения деятельности — алго- ритмичность. Понятие «алгоритм» возникло в математике и означало заданную последовательность операций над математическими объектами, приводящую к искомому результату. Далее стала осознаваться алгоритмичность любой деятельности. Со временем стали говорить об алгоритмах принятия управленческих решений, алгоритмах обучения, алгоритмах игры в шахматы, а в последние годы работают над алгоритмами изобретательства и музыкальной композиции. При этом несколько трансформируется понятие алгоритма. Сохраняя логическую принудительность последовательности действий, мы допускаем, что в алгоритме могут присутствовать и неформали- зуемые действия, важно лишь, чтобы они успешно выполнялись, хотя и неосознанно. Подавляющее большинство элементов творческой деятельности, реализуемых человеком легко и просто, на самом деле являются неосознанной реализацией определенных закономерностей. Другими словами, творчество — это не что иное, как неосознанная алгоритмическая деятельность. И в менее творческой, управленческой работе существуют пока не поддающиеся алгоритмизации моменты. Поэтому содержащие их алгоритмы управления обозначают менее категоричным понятием — методики. Методики, как правило, существуют в форме рекомендательных текстов, в которых содержится общая идеология того, что необходимо сделать, но не всегда четко обозначена последовательность действий и их внутреннее содержание. Это означает, что в отличие от алгоритмов методики допускают больше творчества. Из сказанного следует три вывода: · всякая деятельность алгоритмична; · не всегда алгоритм реальной деятельности существует в явном виде; · в случае неудовлетворенности результатом причину неудачи следует искать в несовершенстве алгоритма. Последнее требует исследования, развития и совершенствования алгоритма, выявления и устранения его слабых мест и, следовательно, повышения системности. Перейдем теперь к другой задаче и покажем, что роль системных представлений в человеческой деятельности постоянно увеличивается, повышая ее системность. Последнее проиллюстрируем на примере повышения производительности труда. Попутно заметим, что это один из важнейших показателей, отражающих уровень экономического развития. Экономическое развитие общества прежде всего обусловлено повышением производительности труда. Этот процесс очень многогранен, очень сложен, а его итог выражается в совершенствовании средств труда и методов его организации. В своем развитии человечество преодолело три масштабных организационно-технологических рубежа системности практической деятельности, определивших скачкообразный рост производительности труда (механизацию, автоматизацию, кибернетизацию) и в настоящее время успешно берет приступом последний рубеж — которому «интеллектуализацию труда». Следует заметить, что каждый очередной организационно-технологический этап системности человеческой деятельности не отрицает предыдущего, а наоборот — «поглощает» его, сохраняя все лучшее, и развивается дальше вместе с ним (рис. 1.1). Время
Рис. 1.1. Системность человеческой деятельности
Эта преемственность достижений человечества на каждом этапе на рис. (1.1) проиллюстрирована с помощью штриховки. Как видно, последний на сегодняшний день этап интеллектуализации вобрал в себя лучшие достояния всех предшествующих этапов. Коротко остановимся на ключевых характеристиках каждого этапа. Механизация. Простейший и исторически первый способ повышения производительности труда. Человек вооружается механизмами — от простейших орудий и приспособлений, приводимых в действие мускульной силой, до сложнейших машин со встроенными в них двигателями — и существенно (в несколько раз) увеличивает производительность своего труда. По подсчетам академика А.И. Берга, если бы механизация строительных работ у нас оставалась на уровне времен строительства Днепрогэс, то для сооружения только электростанций уже в 80-х годах прошлого века потребовалось бы все трудоспособное население страны. Однако механизация имеет естественный предел: работой механизмов управляет человек, а его возможности ограничены физиологически. Нельзя механизировать очень быстрые процессы, например, работу химической установки: ограничителем служит скорость реакции человека; нельзя выводить на пульт управления слишком много приборов-индикаторов и рычагов управления — у человека всего два глаза и две руки; нельзя ставить под контроль одного человека значительное число процессов — эффективно отследить и удержать в памяти он может не более семи дел. Таким образом, сам человек является узким местом механизации. Автоматизация. Решение ключевой проблемы механизации пошло по пути исключения участия человека из конкретного производственного процесса и возложения на машины не только выполнения самой работы, но и операций по ее регулированию. Технические устройства, объединяющие эти две функции, назвали автоматами, и следовательно, второй способ повышения производительности труда, или второй этап повышения системности общественного производства, получил название автоматизации. В повседневный быт вошли торговые автоматы; в промышленности появились АРМ — автоматизированные рабочие места, роботы, автоматизированные линии и целые автоматизированные заводы. Автоматизации подверглась не только физическая, но и мыслительная деятельность. В первую очередь это относится к технологическому и организационному управлению. Академик А.И. Берг подсчитал, что если бы в органах управления всех хозяйствующих субъектов обрабатывали информацию по-старому, на счетах и арифмометрах, то уже 20 лет назад все трудоспособное население страны должно было бы работать в бухгалтериях. Автоматизация управления с помощью компьютерной техники сняла эту проблему. Таким образом, автоматизация является мощным средством повышения производительности труда, и по мере совершенствования наших знаний о тех или иных производственных процессах эти процессы подвергаются все большей автоматизации. Однако у автоматизации, в свою очередь, существует естественный предел: в реальной жизни часто приходится сталкиваться с непредвиденными условиями и невозможностью полной алгоритмизации, а следовательно, и автоматизации многих практических действий. Как известно, автоматизировать можно только те работы, которые детально изучены, подробно и полно описаны с указанием того, что в каком порядке делать и как поступать в каждом случае. Это в полной мере относится к автоматам. Можно утверждать, что автомат реализует некоторый алгоритм, и если алгоритм в какой-то своей части не точен или встретилась ситуация, не предусмотренная алгоритмом, то поведение автомата в таких случаях непредсказуемо. Кибернетизация. Наиболее остро такие проблемы возникают в процессе руководства человеческими коллективами, управления производственными и непроизводственными системами, проектирования, строительства и эксплуатации крупных технических комплексов, вмешательства в жизнедеятельность и функционирование живого организма, определения степени воздействия человека на природу, т.е. в тех случаях, когда приходится взаимодействовать со сложными системами. Повышение эффективности такого взаимодействия является объективной (и субъективной) необходимостью, и человечество вырабатывает способы решения возникающих при этом проблем. Совокупность таких способов представляет собой содержание третьего этапа системности практической деятельности человека. Поскольку кибернетика первой взялась за научное решение проблем управления сложными системами, этот этап назвали кибернетизацией. Кибернетика изучает системы с так называемой отрицательной обратной связью (рис. 1.2). В такого рода системах планируется (программируется) требуемый уровень развития системы, т.е. задается ее будущее желаемое состояние. Впоследствии, когда это состояние будет достигнуто, оно интерпретируется как результат целенаправленного воздействия на систему или управления с учетом влияния внешней среды (возмущений). Для реализации базового принципа кибернетики находится закон изменения состояния системы во времени Sпл(t). Поскольку задача системы формируется как обеспечение приближения действительного состояния системы к требуемому (плановому), то путем определения разности между требуемым и действительными состояниями определяется изменение состояния системы AS(t) = Sпл(t)- S(t) и вырабатывается необходимое управляющее воздействие u(t +1), цель которого — свести к минимуму рассогласование между требуемым и текущим состояниями системы и обеспечить тем самым желаемую траекторию ее развития. В зависимости от входного сигнала в теории управления различают системы программного регулирования (рассматриваемый случай); системы стабилизации (когда Sпл(t)=0); и системы слежения (когда входной сигнал априорно неизвестен).
Эта детализация никак не сказывается на реализации базового принципа кибернетики, но вносит специфику в архитектурное построение системы. В рассмотренном случае требуется предварительный расчет траектории системы в пространстве состояний, который лимитируется двумя требованиями: • траектория должна проходить через цель; • траектория должна быть оптимальной. В формализованных динамических системах к отысканию подобной траектории привлекается аппарат вариационного исчисления или динамического программирования. В том случае, если форма траектории (кривая развития) известна, задача сводится к поиску неизвестных параметров системы, а к ее решению привлекаются методы математического программирования. Для решения плохо формализуемых проблем остается уповать на эвристические решения, основанные на футурологических прогнозах, или на результаты имитационного моделирования. Если формальная алгоритмизация невозможна, определение траектории системы и выработка управляющих воздействий на ее развитие опираются на интеллект. Далее вполне логично возникает вопрос: нельзя ли смоделировать интеллектуальные возможности человека — хотя бы в той части, которая необходима для выполнения конкретных, пусть частных, интеллектуальных операций? Здесь у науки два пути: понять алгоритмы интеллектуальной деятельности (т.е. изучить естественный интеллект), либо «изобрести» алгоритм с интеллектуальными свойствами (т.е. обратиться к искусственному интеллекту). Как известно, на втором из этих путей есть серьезные успехи. Упомянутое здесь понятие «отрицательная обратная связь», с которым имеет дело кибернетика, представляет собой лишь частный случай более общего системного принципа — принципа обратной связи. Системное мышление развивается не линейно, по прямой, а циклично, образуя петли и контуры в соответствии с принципом обратной связи. Это означает, что система возвращает часть выхода, или информацию о промежуточных и конечных результатах, на свой вход, чтобы оказать влияние на последующее развитие. Наряду с отрицательной обратной связью, которую в системном анализе называют уравновешивающей, системный принцип обратной связи включает еще усиливающую (положительную) связь и упреждающую (предвосходящую) обратную связь. Если изменение выхода системы, возвращаясь на ее вход, усиливает первоначальное изменение в том же направлении, мы имеем дело с усиливающей обратной связью. Если же изменение состояния системы служит сигналом для противодействия первоначальному изменению и последующему восстановлению утраченного равновесия, то возникает уравновешивающая обратная связь. А если предвидение будущего влияет на настоящее таким образом, что оборачивается само сбывающимся пророчеством, — на лицо упреждающая обратная связь. В приложении 1 приведены более подробные сведения о проявлении принципа обратной связи в системном анализе.
1.2. Системность познавательных процессов Рассматривая объективные причины возникновения и развития системных представлений о мироустройстве, покажем, что сам процесс познания мира системен и добытые при этом человеческие знания также системны. Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени. Также неограниченны возможности расширения и углубления наших знаний о любом объекте этого мира, сколько бы он ни был велик или мал. Человек существует конечное время и располагает конечными материальными, энергетическими и информационными ресурсами. Тем не менее человеку удается познавать мир и, как показывает практика, познавать верно. Противоречия между неограниченными желаниями человека познавать мир и ограниченными возможностями делать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов, находящихся в распоряжении человечества, имеют следствием появление аналитического и синтетического образов мышления, позволяющих, в свою очередь, поэтапно разрешать эти противоречия. Суть анализа состоит в разделении целого на части, или представлении сложного совокупностью более простых компонент. С помощью анализа мы получаем знание, однако теряем возможность понять свойства системы, чтобы познать целое и сложное, необходим и обратный процесс — синтез. С помощью синтеза мы обретаем понимание. Чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее свойства, существует только один путь: наблюдать ее в действии. И это относится как к естественным, так и к искусственным системам, как к индивидуальному мышлению, так и к общему развитию человеческого знания. Аналитичность человеческого знания находит отражение в существовании различных наук и научных направлений, а также и в продолжающейся дифференциации последних в целях более глубокого изучения узких вопросов. В то же время в результате синтеза знаний из различных научных дисциплин возникают пограничные науки типа биохимии, биофизики или финансовой аналитики. Другая, более высокая форма синтеза знаний реализуется в развитии наук о самых общих свойствах природы — философии и теории систем. Таким образом, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих способов мышления являются очевидными признаками системности познания. Эволюция взглядов на системность мышления и осознание диалектического единства анализа и синтеза пришло не сразу. В разные исторические эпохи системность имела различный характер. В Древней Греции преобладало нерасчлененное знание. Природа рассматривалась как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывалась в подробностях, а принималась как результат непосредственного созерцания. Для последующего этапа — метафизического способа мышления — характерно преобладание анализа. Разложение природы на отдельные части, разделение различных процессов и предметов на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел, привело к исполинским успехам в области познания природы. Но в этом способе предполагается обособленность исследуемых явлений и неподвижность материи. Тем не менее уже сами метафизики ощущали незавершенность аналитического знания, видели возможность и даже необходимость синтеза, но считали его произвольной деятельностью души, не имеющей отношения к природе. Новый, более высокий уровень системности познания — диалектический способ мышления. В развитие диалектики значительный вклад внесли представители немецкой классической философии. Кант писал, что «системы знаний кажутся, подобно червям, возникающим путем самозарождения из простого скопления собранных вместе понятий, сначала в изуродованной, но с течением времени в совершенно развитой форме». Исследование процессов соотношения познания и реальности привело Гегеля к окончательному формированию диалектики. Диалектику следует рассматривать как методологию согласования системности мышления с системностью природы. Это согласование в настоящее время ведется в двух направлениях: • идеалистическом — за начальную точку принято сознание; • материалистическом — за начальную точку принята материя. Тем не менее большинство исследователей убеждены, что истину следует искать на пересечении этих двух направлений. Истина состоит не только в том, что бытие определяет сознание, но и в том, что сознание определяет бытие. Интеграция этих направлений — задача следующего, более высокого уровня развития системности познания.
1.3. Системность окружающего мира Системность нашей деятельности и мышления вытекает из системности мира. Мир представляет собой иерархическую систему систем, которые постоянно развиваются и взаимодействуют между собой. Системность природы не только логически выводится на основе философских рассуждений и теоретических построений, но и реально проявляется в процессах и явлениях, протекающих как с участием человека, так и без него. Оставляя первое (философское доказательство системности природы) для самостоятельных упражнений, остановимся на втором и покажем, как эта системность проявляется в экономике. Любую экономическую систему (от мировой экономики до отдельного предприятия) можно рассматривать как образование, состоящее из трех подсистем или, как принято еще называть, систем второго порядка — производственной, финансовой и обеспечивающей (рис. 1.3). Система производства является первичной, или базовой, а финансовая и обеспечивающая системы, возникающие для удобства функционирования производственной системы — вторичными. Они должны обеспечить гибкость и оперативность производственной системы и являются ее надстройкой. С точки зрения системного аналитика такое взаиморасположение указанных систем можно проинтерпретировать как проекцию, или отображение, производственной и обеспечивающей систем в пространство финансов. Чем достовернее это отображение, тем большей эффективности можно ожидать от функционирования всех трех систем. Однако, несмотря на то что финансовая система является вторичной и интерпретируется как отображение производственной и обеспечивающей систем, она активно воздействует на динамику производственных и обеспечивающих процессов. Рис. 1.3. Система «Предприятие»
Если упразднить финансовую надстройку, производственная система будет функционировать как натуральная*. Тогда рост производительности труда будет обеспечивать большие объемы производства продукции. Для образовавшихся «излишков» потребуется найти новых потребителей, а новые потребители, в свою очередь, должны иметь излишки других ценностей, которые могут быть полезными производителям первичной продукции. Нетрудно представить, что в таких условиях процесс развития производства будет очень сложным и медленным. Замена товаров денежным эквивалентом упрощает процессы обращения, позволяет накапливать денежные сбережения и без труда превращать их в любые другие ценности: будь то ресурсы производства. Такие условия сложились в России на начальном этапе рыночных реформ. Разрушение финансовой системы вынудило многие предприятия перейти на натуральный обмен (бартер). Иными словами, владелец денежного эквивалента имеет власть над производством. Однако не следует забывать, что производство является основным источником денежных накоплений. В основе материального производства лежат два элемента: капитал и труд. Производственный капитал существует, как правило, в форме некоторого материально-технического основания производства и его организационного обеспечения. В последнее время в рамках капитала принято выделять его интеллектуальную составляющую, к которой относят ноу-хау или умения и навыки, определяющие саму принципиальную возможность производства товара или услуги; идеи, концепции, теории изобретения и патенты, бренды, репутацию, аккумулирующие потенциальную продуктивность компании в настоящем и в будущем; правила (писаные и неписаные), отношения, традиции, убеждения и моральные ценности, определяющие корпоративную культуру компании; библиотеки, учебные центры, базы данных, базы знаний и уникальных сотрудников, выполняющих функции хранителей корпоративных знаний. Труд как элемент производства воплощают работники, обеспечивающие не только производство продукции, но все предшествующие ему и следующие за ним процедуры. Эти элементы при надлежащем соединении порождают производственные процессы, которые образуют замкнутый воспроизводственный контур, включающий ряд систем 2-го уровня — маркетинг, снабжение, производство, реализацию. Нормальное функционирование систем 2-го уровня, в свою очередь, обеспечивают системы 3-го уровня — энергетику, транспорт, связь и систему подготовки трудовых ресурсов. В финансовом контуре циркулируют деньги и их эквиваленты (акции, облигации, долговые обязательства и т.д.), отражающие движение материальных ценностей. С их помощью все составляющие воспроизводственного процесса, измеряемые в натуральных единицах (киловатт-часах, штуках, тоннах, байтах и т.д.) приводятся к единому денежному эквиваленту, получают количественную оценку и группируются в финансовые статьи (затраты, инвестиции, доходы, прибыль), в разрезе которых принято отражать экономическую сторону производственной деятельности. Цена устанавливает взаимно однозначное соответствие между отдельными элементами материального потока. Изменение цены приводит к изменению интенсивности и материального, и финансового потоков. Следовательно, регулирование производства может осуществляться посредством воздействия на него финансовыми инструментами (изменением цены на продукцию и услуги, увеличением или уменьшением уровня заработной платы сотрудников, минимизацией платежей в бюджет и т.п.). Регулирующие воздействия могут иметь директивный характер, как в случае монополизации производства, либо могут косвенно влиять на состояние и динамику производственных процессов, как в случае открытой рыночной конкуренции. Таким образом, управление производственной системой реализуется через финансовую систему. Последняя получает обобщенную информацию о состоянии производства в виде сигналов о затратах сырья, комплектующих, энергии, труда и других ресурсов, а также об ассортименте, объемах и качестве производимой продукции и на этой основе формирует управленческие решения в форме необходимых воздействий: от изменения заработной платы до финансирования разработки новой продукции. Приведенное описание небольшого фрагмента реального мира подтверждает его системность и иерархичность. Если учесть, что рассмотренные здесь системы входят как составные части в системы более высоких уровней — региональные системы транспорта, связи и энергетики, экономическую систему страны, мировую экономическую систему, то сомнений относительно системности всего материального мира оставаться не должно. Следовательно, системность является всеобщим свойством материи. Контрольные вопросы 1. Дайте общее определение алгоритма. 2. Выстройте по критерию строгости следующие понятия: инструкция, методика, алгоритм. 3. Дайте определение механизма. 4. Что является узким местом в механизации человеческого труда? 5. Что является узким местом в автоматизации человеческого труда? 6. В чем заключается базовый принцип кибернетики? 7. В чем заключается сущность системного принципа обратной связи? 8. Приведите примеры различных типов обратных связей в экономических системах. 9. Что такое управление? 10. В чем заключается сложность управления системой? 11. В соответствии с логикой воспроизводства установите иерархию следующих подсистем системы производства: управление финансами, управление производством, управление персоналом, бухгалтерский учет. 12. В чем кроются причины возникновения аналитического и синтетического образов человеческого мышления? 13. Раскройте сущность аналитического подхода к исследованию системы. Приведите примеры. 14. Раскройте сущность синтетического подхода к исследованию системы. Приведите примеры. 15. В чем сущность диалектического способа мышления (с позиции системного анализа)? 16. Разместите в соответствии с логикой рыночной экономики следующие функции производственной системы предприятия: производство, маркетинг, снабжение, реализация. 17. Перечислите основные функции финансовой системы предприятия. 18. В чем заключается сущность натурального (бартерного) обмена? Каковы причины его возникновения в настоящее время? 19. Как отображается реальный мир в сознании системного аналитика? Date: 2015-07-25; view: 2834; Нарушение авторских прав |