Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО. На Древнем Ближнем Востоке существовало два основных центра искусства, которые возникли в рамках великих равнинных цивилизаций и оказали непосредственное
На Древнем Ближнем Востоке существовало два основных центра искусства, которые возникли в рамках великих равнинных цивилизаций и оказали непосредственное влияние на художественное творчество окружающих регионов. Высокий уровень политического и культурного развития, достигнутый жителями Египта и Месопотамии, отражался в их искусстве, потому что в древности даже больше, чем сегодня, на искусство народа оказывало влияние процветание и единство государства. Хотя искусство Египта, вероятно, достигло более высокой стадии развития, чем искусство Месопотамии, последнее силою обстоятельств оказало значительно большее влияние за пределами границ государства. Оно не только стало примером для народов, живших вокруг Месопотамии, но и распространилось за пределы Ближнего Востока. Сплав вавилонских и ассирийских элементов с шумерскими в вавилонской культуре оказался настолько прочным, что часто невозможно с определенностью сказать, какие из них являются семитскими. В этом и заключается главная причина разительного контраста между аккадцами и другими семитскими народами, художественные произведения которых не выделялись ни качеством, ни оригинальностью. Мы видим, что жители Месопотамии значительно отличались от других семитских народов. Хотя они не перестали быть семитами, но все же имели ярко выраженную индивидуальность, присущую только им. И здесь мы сталкиваемся со случаем, когда семитское движение изменило свое направление, поскольку искусство жителей Аккада было перенесено вслед за их армиями к другим наследникам древних семитов. Общее впечатление от искусства Месопотамии можно выразить двумя словами: монументальная торжественность. Его произведения имеют целью не субъективное и спонтанное выражение представлений того или иного художника, а увековечивание выдающихся событий и идеалов всего народа. Поэтому главные темы художественных произведений — прославление богов, их войн и побед. Художник даже не пытался показать собственное восприятие и изобразить предметы такими, какими он их видел. Он действовал в рамках стилевых традиций. Вероятно, в нынешнем понимании он был даже не художником, а ремесленником. В таком искусстве почти не остается места для страстей, чувств и метаний человеческой души. Персонажи изображены застывшими и невозмутимыми, и даже их черты обезличены и условны. Драматический или лирический дух отсутствует. Стремление к симметрии и одинаковости форм привело к появлению установившихся канонов и использованию повторов. Даже на печатях сцена, изображенная на одной стороне, скрупулезно повторяется на другой. Концепция заменила восприятие, перспективы нет вообще. Каждый элемент композиции, даже все части человеческого тела занимают строго определенное место в общей схеме в непосредственном соседстве друг с другом, но без учета композиции в целом. В таких условиях вряд ли можно говорить о художественной эволюции в буквальном смысле. Хотя со временем менялись вкусы и выбор тем, мы очень редко находим следы сознательных инноваций: наоборот, художнику, казалось бы, даже нравилось приносить свою индивидуальность в жертву анонимности традиций. Консерватизм искусства Месопотамии вызвал к жизни широкое использование символизма, при котором некая характерная деталь служит для обозначения всего предмета в целом. Гора, к примеру, представлена камнями, уложенными друг на друга, вода — рядом волнистых линий, прерываемых завитушками или изображениями рыб. Единственная область, в которой художественные каноны не погубили спонтанную тенденцию воспроизводить реальность, — это изображение животных. Здесь искусство Месопотамии достигло истинного совершенства, которое во многих случаях так и не было превзойдено. Существуют объемные скульптуры и рельефные изображения, обладающие мощным драматическим реализмом, в котором наблюдательность художника и его умение воспроизводить формы и движения животных преодолели препятствия условности и формализма. Монументальный торжественный характер искусства Вавилона и Ассирии соответствует степени влияния, оказываемого на эти народы статичной цивилизацией Древнего Ближнего Востока, совершенно отличной от динамизма, свойственного наследию кочевников, их независимости и предприимчивости, которыми обладали многие семитские народы. Масштабные постройки Древней Месопотамии впечатляли не элегантностью и изяществом линий, а массивным величием. Строительным материалом был в основном кирпич, поскольку камня в Вавилоне было мало — его добывали лишь в отдельных регионах Ассирии. С другой стороны, постройки из кирпича были экономичными, ведь в регионе было много глины, а в качестве рабочей силы нередко использовались военнопленные. С точки зрения археолога даже хорошо, что постройки сооружались из кирпича. Будь они каменными, сегодня не осталось бы почти ничего от крупнейших городов древности, потому что их развалины стали бы источником строительного материала для следующих поколений. Кроме того, когда разрушается здание из кирпича, верхняя часть падает первой и образует своеобразный защитный слой над нижней частью, которая, таким образом, сохраняется на века. Памятниками архитектуры Месопотамии являются крепости, дворцы и храмы. Они строились по тому же плану, но в большем масштабе, что и частные дома, то есть представляли собой серию комнат, сгруппированных вокруг одного или нескольких внутренних дворов. Хороший пример — дворец в Мари. Стены строили из слоев кирпича, соединенных строительным раствором в твердую и прочную кладку, непроницаемую для воды. Стены были без окон, которые ослабили бы их прочность, и представляли собой однородную поверхность, нарушаемую декоративными углублениями, которые на солнце создавали приятный узор из света и тени. В них нередко встраивались через определенные интервалы маленькие башенки.
План дворца в Мари
Единственным отверстием во внешней стене были богато украшенные центральные ворота, увенчанные сводчатой конструкцией. По бокам часто устанавливали статуи стражей — огромных львов или быков с человеческими головами. Постройки в основном были одноэтажными, но имели плоские крыши, на которых жители могли отдыхать или гулять. Куполообразные и конусообразные крыши тоже встречались. Они имели отверстие в верхней части, чтобы обеспечить доступ света и воздуха. Колонны не были неизвестны в Месопотамии, но колонна как элемент конструкции должна была быть из камня. Нехватка камня привела к тому, что его использовали в основном для украшения, тем самым лишая этот строительный материал его главного преимущества. Именно отсутствие колонн как функциональных элементов придает архитектуре Месопотамии массивность и тяжеловесность, особенно в Вавилонии. В Ассирии камня было больше, и это позволяло сооружать передние дворы дворцов с колоннадами (бит кхилану). Внутренняя поверхность стен часто отделывалась алебастром и украшалась рельефами. Другие поверхности нередко украшались кирпичами разного цвета, уложенными таким образом, что образовался орнамент. Иногда стены покрывали рисунками или фресками. Основные примеры — огромные дворцы ассирийских царей в Ашшуре, Нимруде, Хорсабаде и Ниневии. Самый известный и лучше всего сохранившийся из них — это дворец Саргона II в Хорсабаде. В Вавилоне величественные строения, возведенные при Навуходоносоре, придавали городу богатый роскошный вид. С глубокой древности в Месопотамии строили храмы двух типов: «низкие храмы», построенные прямо на земле, и «высокие храмы», установленные на террасе. Специфической разновидностью последних были храмы-башни (зиккураты), представлявшие собой «пирамиды», состоявшие из трех — семи ступеней-террас. Самый известный зиккурат — вавилонский — Этеменанки. Другой, относящийся примерно к 3000 году до н. э., недавно обнаружен в Мари. Он был построен из обожженного на солнце кирпича, и археологи назвали его le massif rouge.[2]
В Вавилонии и Ассирии статуй было немного. Создается впечатление, что художники этих народов, хотя часто изображали человеческие фигуры в рельефах, не отваживались на изготовление полноразмерных скульптурных изображений. Если же они все-таки шли на это, то создавали фигуры царей или божеств, стоявших в застывших позах, без какого-либо выражения, высокомерных и безликих в своей торжественности. Даже внешний облик изображался условно, и часто личность человека можно идентифицировать только по какому-нибудь характерному знаку или надписи. Тело неподвижно, руки вытянуты по бокам или скрещены на груди. Типичный пример такого рода древнейших скульптур — статуя смотрителя Эбихиля, найденная в Мари. Пример, датированный более поздним временем, — статуя ассирийского царя Ашшурнасирпала II из Нимруда. В отличие от человеческих фигур гигантские статуи львов, быков и фантастических животных, охранявших входы в храмы и дворцы, весьма реалистичны. Фигуры животных поджары и полны силы. Они показывают, какого высокого уровня развития могло достичь искусство Месопотамии в целом, если бы его эволюция не была парализована стилистическими и формалистическими ограничениями. Основную часть месопотамской скульптуры составляют рельефы. Их отличает высокое качество работы — изысканность, утонченность и изящество рисунка и почти современное чувство художественного самовыражения. Миру редко удавалось созерцать рельефы, сравнимые с этими, созданные несколько тысячелетий назад неизвестными месопотамскими художниками. Самый древний аккадский рельеф — стела Нарамсина, которая относится к XXIII веку до н. э. Она была воздвигнута в честь военных побед царя. На изображении мы видим гору, на которую взбирается Нарамсин — подвижный, но одновременно величественный человек с луком и стрелами. На нем шлем с эмблемой царства. Перед ним — в меньшем масштабе, чтобы подчеркнуть их унижение, — изображены его враги: один склонился до земли, потому что его горло пробито копьем, другой в мольбе протягивает к царю руки. За царем следуют воины с копьями и знаменами. Их тела гибки, что создает впечатление движения. На горе также видны деревья. Ни для одной из фигур не характерны церемонность и неподвижность, обычные для искусства Месопотамии, наоборот, мы будто видим, как вся группа движется вверх. Сцена проникнута живым реализмом, выгодно отличающим ее от стилизованных месопотамских изображений человеческих фигур. Текст знаменитого кодекса законов Хаммурапи вырезан на стеле, в верхней части которой помещен рельеф с изображением царя, стоящего перед богом. Царь с бородой и в тюрбане, у бога тоже имеется борода весьма впечатляющей длины, а на голову надета корона с пятью парами рогов. Из плеч выступают два огненных «трезубца», в одной руке он держит скипетр. Сцена стала образцом для многих других месопотамских рельефов. Высокого совершенства в скульптуре — объемной и рельефной — достигли ассирийские художники. На стенах некоторых комнат царских дворцов Ассирии сохранились рельефы, вырезанные на алебастре или других камнях, на которых изображены жизнь и подвиги царей. Хотя человеческие фигуры на них не свободны от стилистического формализма, сцены с животными являются непревзойденными по своим выразительности и реализму, в них гармоничная композиция соседствует с элегантностью и точностью деталей. Самые удачные образцы ассирийского рельефа, которыми мы располагаем, — это сцены охоты из дворца Ашшурбанипала, на которых показаны рыбы и крабы в воде, бегущие собаки, охота на львов и других диких зверей. Боль умирающего льва и ужас зверя, к которому приближается охотник, изображены с живой выразительностью, которую с тех пор никто не смог превзойти. Есть еще одна сцена — в камышах, — на которой мы видим летящих птиц и диких кабанов, разрывающих землю. Она производит неизгладимое впечатление. Величайшее достоинство рельефов из дворца Ашшурбанипала — их необычайная яркость и индивидуальность, благодаря которым каждое животное не похоже на всех остальных, живет собственной жизнью, а также для изображений характерна удивительная живость всей композиции. Их автор, безусловно, был великим художником в самом полном смысле слова, поднявшимся над ограничениями окружающей среды. Светские сюжеты, как те, о которых мы только что говорили, превалируют в ассирийском искусстве и придают ему более грубый и воинственный характер, полностью соответствующий менталитету ассирийцев.
До нас дошло лишь несколько фрагментов, по которым мы можем судить о месопотамской живописи. Судя по всему, ее темы, так же как и функции, были аналогичны рельефам. Орнаменты, фигуры людей и животных изображались яркими красками. Известно, что использовались белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый пигменты. Самые примечательные образцы настенной живописи, обнаруженные в настоящее время, происходят из Мари. Сохранились фрагменты изображения религиозной процессии. Главная сцена, судя по всему, изображала коронование царя богиней Иштар, вокруг — фантастические крылатые животные и богини с вазами. Среди других, менее значимых видов искусства можно выделить гончарное. Им занимались люди с доисторических времен, и его развитие может служить своеобразной датировочной шкалой. Найдена глазурованная посуда, а также сосуды, украшенные геометрическими орнаментами или изображениями животных. Самые замечательные работы месопотамских металлургов — бронзовые рельефы на воротах города Балават с изображениями деяний ассирийского царя Салманасара III. До нас дошли также бронзовые статуэтки. Широко представлена резьба по кости — фигурки людей и животных. К примеру, в Нимруде Мэллоуэн обнаружил несколько удивительных образцов, один из которых представляет собой изображение улыбающегося женского лица, а другой — негра, борющегося со львом среди цветков лотоса. И наконец, найдены искусно сделанные украшения, не уступающие работам современных мастеров. Месопотамские печати заслуживают отдельного упоминания. На востоке вообще очень широко пользовались печатями, которые служили личными идентификационными знаками. Особенно характерны они были для Месопотамии, где принятая система письма была чрезвычайно сложной и в итоге документы подписывали с помощью печатей. Преобладающей формой печати была цилиндрическая. На изогнутую поверхность цилиндра наносилась сцена и надпись. Прокатывая цилиндр по поверхности глиняной таблички, получали плоское изображение. По оси цилиндра просверливали отверстие, в которое можно было вставить шнурок и носить печать на шее. Изображались по большей части религиозные сцены, а надпись состояла из имени владельца печати и посвящения божеству. Самыми распространенными были сюжеты, судя по всему взятые из эпоса о Гильгамеше, особенно его борьба с монстром. Кроме того, изображались сцены пиршеств и поклонения священному дереву. Изготовление печатей, по сути, было сродни созданию рельефов, только изображения были миниатюрными.
Date: 2015-07-25; view: 410; Нарушение авторских прав |