Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификатор объектов социальной инфраструктуры по уровню доступности для инвалидов: технология комплексной оценки и определения необходимых мероприятий по адаптации





Анализ действующих документов в проектировании и строительстве (приложение Е) и их актуализированных версий (проектов документов, разработанных с учетом требований международных стандартов и требований Конвенции о правах инвалидов), а также российского и зарубежного опыта по оценке состояния доступности объектов и услуг явился основой для разработки технологии оценки состояния доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) и предоставляемых им услуг, а также направлений и видов работ по адаптации ОСИ с учетом потребностей инвалидов.

В основу сводной оценки положены параметры доступности основных структурно-функциональных зон и планировочных элементов этих зон в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве (с учетом основных критериев для различных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе при передвижении на кресле-коляске; с нарушениями зрения; нарушениями слуха; нарушениями умственного развития).

При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования СНиП 35-01-2001, согласно которому «проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности».

Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности, как подчеркивалось выше, указана в ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Более подробные характеристики каждого из описанных критериев доступности представлены в пункте 1.7 СП 35-101-2001:

«Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд инвалидов и других МГН без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях.

По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:

1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).

1. Критерий доступности содержит требования:

- беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

- достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;

- возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

2. Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.

Основными требованиями критерия безопасности являются:

- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);

- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

- отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

- пожарная безопасность.

3. Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:

- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

- возможность эффективной ориентации - как в светлое, так и в темное время суток;

- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

- расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

- углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

- ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения;

- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

- исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).

4. Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.

Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:

- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;

- обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;

- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.

Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).

Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.».

Указанные критерии должны учитываться не только при вынесении решения о состоянии доступности, но и при разработке проектов решений по адаптации объектов. Подтверждением этому тезису является тот факт, что в СП 31-102-99 (актуализированном в 2009 году), критерии досягаемости, безопасности, информативности и комфортности (удобства) описаны в разделе (5) «Направления адаптации».

В разделе 3 Методики описана организация, порядок работы по паспортизации ОСИ и ее документационное оформление (приложение А). Формируемые на этапах работы по паспортизации ОСИ и услуг документы фактически содержат технологию оценки состояния доступности ОСИ, а также технологию выработки решения по его адаптации.

В данном случае применен организационно-технологический прием последовательного сбора и наполнения информации об ОСИ: от получения сведений путем анкетирования (сбора информации об ОСИ) от руководителя организации, расположенной на объекте, до последующей объективизации этой информации в процессе обследования ОСИ рабочей группой - с оценкой состояния доступности основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов объекта и разработкой проекта решения по его адаптации (при необходимости - организация согласования этого проекта решения). Итоговая информация о каждом объекте размещается в Паспорте доступности ОСИ; сводные данные ложатся в основу разработки проекта управленческого решения – проекта Адресной программы (плана) мероприятий по адаптации. Конкретные виды работы, отраженные в указанной программе (плане) соответствуют решениям, отраженным в разделе 4 «Управленческое решение (проект)» в Акте обследования ОСИ, а также в аналогичных разделах Паспорта доступности ОСИ и Реестра ОСИ.

В каждом из заполняемых в процессе паспортизации ОСИ документов, представленных в приложении А: Паспорте доступности ОСИ (приложение А.2), Анкете (информации об ОСИ) к паспорту доступности ОСИ (приложение А.3) и Акте обследования объекта ОСИ к паспорту доступности ОСИ (приложение А.4) – представлен раздел 3 «Состояние доступности объекта». В нем последовательно заполняются пункты и подпункты:

3.1 Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описывается маршрут движения с использованием пассажирского транспорта); наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту;

3.2 Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:

3.2.1 расстояние до объекта от остановки транспорта (м),

3.2.2 время движения (пешком) в минутах,

3.2.3 наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути (да, нет),

3.2.5 наличие перекрестков: нерегулируемых; регулируемых, со звуковой сигнализацией, таймером;

3.2.6 наличие информации на пути следования к объекту (акустической, тактильной, визуальной);

3.2.7 наличие перепадов высоты на пути движения; описание их обустройства для инвалидов на коляске.

Затем проводится оценка варианта организации доступности (формы обслуживания) на объекте, результаты которой заносятся в пункт 3.3 Акта обследования ОСИ, который представлен в таблице 6. В таблице сопоставляются два основных параметра:

- вариант организации доступности объекта (форма обслуживания);

- категория инвалидов (по основным видам нарушений).

Варианты организации доступности оцениваются с учетом требований СП 35-101-2001 и СП 31-102-99, следующим образом:

- вариант «А» - доступность всех зон и помещений (универсальная);

- вариант «Б» - выделены для обслуживания инвалидов специальные участки и помещения;

- вариант «ДУ» - обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте, либо услуги представляются на дому или дистанционно;

- «ВНД» - временно недоступно: доступность не организована.

 

Таблица 6 – Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания*

№№ п/п Категория инвалидов (вид нарушения) Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*
1. Все категории инвалидов и МГН  
  в том числе инвалиды:  
  передвигающиеся на креслах-колясках  
  с нарушениями опорно-двигательного аппарата  
  с нарушениями зрения  
  с нарушениями слуха  
  с нарушениями умственного развития  

* - указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»

 

Схематически на рисунке 6 изображены все структурно-функциональные зоны, которые могут быть представлены на объекте, и их взаимоотношение, в том числе возможность выделения специальных мест для обслуживания инвалидов (по варианту «Б»). В зависимости от наличия на конкретном объекте соответствующих зон (а также наличия или отсутствия специально выделенных мест и путей движения для инвалидов), во-первых, определяется вариант обслуживания МГН на объекте, а, во-вторых, определяется объем и последовательность обследования имеющихся (или только выделенных) зон.

Результаты обследования имеющихся зон отражаются в следующем пункте 3.4 «Состояние доступности основных структурно-функциональных зон» раздела 3 «Состояние доступности объекта» как в Акте обследования ОСИ (приложение А.4), так и в Паспорте доступности ОСИ (приложение А.2). Эта часть указанных документов является практически центральной для оценки состояния доступности объекта, она также представлена в таблице 7.

В таблице учитываются результаты оценки каждой структурно-функциональной зоны, для чего используются результаты их обследования и оценки по каждому функционально-планировочному элементу, которые представлены в приложениях к Акту обследования ОСИ.

Для оценки состояния доступности элементов и зон разработан специальный «Справочник структурных элементов и параметров оценки доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг» (приложение Б).

 


Таблица 7 – Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

 

№№ п \п Основные структурно-функциональные зоны Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**
  Территория, прилегающая к зданию (участок)  
  Вход (входы) в здание  
  Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)  
  Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)  
  Санитарно-гигиенические помещения  
  Система информации и связи (на всех зонах)  
  Пути движения к объекту (от остановки транспорта)  

** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ - доступно условно, ВНД – временно недоступно

 

Справочник разработан на основе анализа СНиП 35-01-2001 с использованием метода экспертных оценок, который позволил выделить различные элементы и параметры и сгруппировать их следующим образом:

- общие требования к структурно-функциональной зоне (они определяют общие положения по обустройству зоны в целом, и, как правило, являются универсальными – для всех категорий инвалидов);

- универсальные требования – нормативные требования, обеспечивающие доступность каждого из элементов зоны (функционально-планировочных элементов) для всех категорий инвалидов, независимо от вида нарушения здоровья и функций организма,

- специальные требования определяют условия доступности для отдельных категорий инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата; передвигающихся на креслах-колясках; с нарушениями зрения; нарушениями слуха; нарушениями умственного развития);

- особые требования – для отдельных типов и видов объектов (в том числе для жилых помещений, для мест приложения труда, а также для различных видов общественных зданий: зданий учреждений образования, лечебно-профилактических учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, зданий и сооружений вокзалов, кредитно-финансовых учреждений и других).

При оценке состояния доступности каждой из зон, определяется соответствие параметров доступности для каждого структурно-функционального элемента.

Главным принципом при оценке состояния доступности каждого элемента является наличие отклонений от установленных нормативов или замечаний к требованиям общего характера и рекомендуемым параметрам.

При этом, в приложении к Акту обследования ОСИ, соответствующем конкретной обследуемой структурно-функциональной зоне ОСИ, производится запись в разделе I «Результаты обследования» по каждому элементу: отмечается наличие его в обследуемой зоне, затем в графе «Выявленные замечания» («Содержание») кратко описывается суть замечаний или отклонений; а в графе «Значимо для инвалида (категория)» отмечается категория инвалида, для которого соответствующий параметр имеет отклонения от установленных нормативов. Здесь же делается отметка о номере описываемого элемента на плане объекта, а также номера фотоснимков, если таковые по данному элементу производились.

Копия раздела I «Результаты обследования» представлена в таблице 8.

Таблица 8 – Результаты обследования структурно-функциональной зоны объекта

№ п/п Наименование функционально-планировочного элемента Наличие элемента Выявленные нарушения и замечания Работы по адаптации объектов
есть/ нет № на плане № фото Содержание Значимо для инвалида (категория) Содержание Виды работ
1.1                
1.2                
1.3                
  ОБЩИЕ требования к зоне              

 

Далее в графу «Работы по адаптации» (содержание) вносятся конкретные предложения по мероприятиям, направленным на адаптацию каждого функционально-планировочного элемента и в графе «Виды работ» указывается один из вариантов: не нуждается (доступ обеспечен); работы порядке ремонта (текущего или капитального); индивидуальное техническое решение (с использованием ТСР); технические решения невозможны - организация альтернативной формы обслуживания (например, с помощью сотрудника учреждения).

В своде (разделе II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования ОСИ) делается общее заключение о доступности и о рекомендациях по адаптации всей зоны по описанным выше параметрам; при необходимости дается комментарий к заключению. Данные из этого раздела (по каждой из обследованных зон) вносятся в раздел 4 «Управленческое решение (проект)» в Акт обследования ОСИ, в таблицу 4.1, которая повторяет форму раздела II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования ОСИ и, по сути, является сводом данных из соответствующих разделов всех приложений к Акту обследования ОСИ.

Копия сводной таблицы из пункта 4.1 Акта обследования ОСИ представлена в таблице 9.

Таблица 9 – Рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта

№№ п \п Основные структурно-функциональные зоны объекта Рекомендации по адаптации объекта (вид работы)*
  Территория, прилегающая к зданию (участок)  
  Вход (входы) в здание  
  Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)  
  Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)  
  Санитарно-гигиенические помещения  
  Система информации на объекте (на всех зонах)  
  Пути движения к объекту (от остановки транспорта)  
  Все зоны и участки    

*- указывается один из вариантов (видов работ): не нуждается; ремонт (текущий, капитальный); индивидуальное решение с ТСР; технические решения невозможны – организация альтернативной формы обслуживания

После завершения ввода всех данных из приложений к Акту обследования ОСИ в строке 8 таблицы указываются сводные (обобщенные данные) по всему объекту (по всем обследованным зонам). Далее указывается период проведения работ и ожидаемый результат (по состоянию доступности) после выполнения работ по адаптации.

Для принятия решения об адаптации объекта отмечается, требуется ли дополнительная информация или согласование:

- согласование решения на Комиссии по координации деятельности в сфере обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

- согласование работ с надзорными органами (в сфере проектирования и строительства, архитектуры, охраны памятников);

- техническая экспертиза; разработка проектно-сметной документации;

- согласование с вышестоящей организацией (собственником объекта);

- согласование с потребителем (с общественными организациями инвалидов).

Если имеется заключение уполномоченной организации о состоянии доступности объекта, указывается ее название, а также наименование документа и дату заключения.

В таблице 10 представлен «Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию доступности», в котором даны:

- варианты оценки состояния доступности ОСИ,

- их буквенное обозначение (шифр),

- обоснование решения о состоянии доступности,

- рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ.

Полностью доступным с точки зрения архитектурно-планировочных решений признается объект, на котором выполнены требования действующих нормативных документов в области проектирования и строительства по всем функциональным зонам и всем критериям доступности (по функциональным зонам 1-6) – по варианту «А» или варианту «Б».

Частично доступным в этой связи может быть признан объект, на котором выполнены требования действующих нормативов по основным функциональным зонам (2-4), которые обеспечивают достижение мест целевого посещения здания (объекта). При этом, приемлемым вариантом (с точки зрения СП вариант «Б») является организация специально выделенного пути и мест обслуживания, специальных участков для обслуживания МГН. Такой подход обеспечения доступности тоже должен быть оценен как частично доступный.

В случае неисполнения требований нормативных документов в области проектирования и строительства (требований доступности) для МГН объект должен быть признан временно недоступным – до принятия решения об обустройстве и его исполнения, либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН.

После исполнения организационного решения об альтернативной форме обслуживания (как в данном учреждении - при обеспечении доступа с помощью постороннего лица, в том числе сотрудника учреждения, так и иным путем: дистанционно, на дому, в другом учреждении, на другом объекте данного учреждения и др.) объект признается условно доступным. Такое же решение может быть принято в случае выявления на объекте параметров структурно-функциональных элементов (например, наклон пандуса на входе, продольный или поперечный уклон на пути движения и т.п.), не соответствующих требованиям СНиП и СП, которые после согласования с потребителем (с общественными организациями инвалидов) могут быть приняты как приемлемые. Решение об условной доступности и в первом варианте, и во втором должно приниматься после согласования с потребителем или его законным представителем (общественной организацией инвалидов).

По результатам комплексной оценки состояния доступности основных функциональных зон всем категориям инвалидов (по основным критериям доступности) в целом по объекту выносится одно из описанных ниже решений.


Таблица 10 – Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности

№№ п/п Оценка состояния доступности Шифр Обоснование решения о состоянии доступности объекта Рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ
  Доступен полностью всем ДП-В Соответствие требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) - по варианту «А» (п.1.6 СП 35-101-2001)   Соответствует требованиям универсального дизайна. Мер по адаптации объекта для МГН не требуется. Объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий
  Доступен полностью избирательно ДП-И (к, о, с, г, у) Соответствие нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» (согласно п.1.6 СП 35-101-2001) всех 6 функциональных зон - но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у)   При наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов
  Доступен частично всем ДЧ-В 1) Соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан. 2) Обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан варианту «Б» (п.1.6 СП 35-101-2001): «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания»   Предлагается обустройство во второй очереди, как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте)

Продолжение таблицы 10

  Доступен частично избирательно ДЧ-И (к, о, с, г, у) 1) Соответствие нормативам лишь основных функциональных зон (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов 2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участков для их обслуживания – по варианту «Б» (СП 35-101-2001)   Решение об обустройстве предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ
  Доступен условно ДУ Требования нормативных документов в планировании и строительстве не выполнены и технически невозможны: Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий: - согласование с представителями потребителя (ООИ) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов; - при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля»); - при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, в другом учреждении) Проведения мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания: - невозможно либо - может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции. Для адаптации необходимо организовать: - помощь со стороны сотрудников ОСИ для сопровождения к месту получения услуги; - иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в др. ОСИ)  
  Временно недоступен ВНД Архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований: - параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям; - нет альтернативных форм обслуживания Обустройство может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования; Организовать альтернативную форму обслуживания  
  Не предназначен для посещения инвалидами «Х» 1) На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов 2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный Объект обустройству и адаптации не подлежит

Date: 2015-07-25; view: 1843; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию