Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности





 

Чтобы торговое предприятие успешно функциониро­вало, необходимо проводить глубокий анализ его коммер­ческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее[3].

Проводя систематический и глубокий анализ коммер­ческой деятельности, можно:

- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так м его структурных подразделений;

- точно и своевременно находить и учитывать факто­ры, влияющие на получаемую прибыль по конкретным ви­дам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

- определять расходы на торговую деятельность (из­держки обращения) и тенденции их изменения, что необ­ходимо для определения продажной цены и расчета рента­бельности;

- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Как можно оценить и проанализировать деятельность торгового предприятия? Очевидно, что любая коммерчес­кая организация, независимо от ее размеров, сферы дея­тельности, прибыльности или убыточности, — сложная си­стема, которая взаимодействует с рыночной средой. Поэто­му вряд ли найдется единственный показатель, который мог бы исчерпывающе отразить все стороны коммерческой де­ятельности предприятия. Таковым не может быть даже прибыль, хотя этот показатель является наиболее точно определяющим эффективность функционирования органи­зации (предприятия). Для всесторонней оценки эффектив­ности деятельности предприятия необходима система показателей.

Как было отмечено выше, важнейшим показателем эф­фективности работы торгового (коммерческого) предприя­тия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия — объем реализованной продукции, ее состав и ассортиментная структу­ра, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д.

От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата на­логов и др. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. При­быль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В торговле разли­чают прибыль от реализации товаров (операционная при­быль) и чистую, или балансовую, прибыль.

Операционная прибыль — это разность между торго­выми надбавками (наценками) и издержками обращения,

Прибыль от продаж рассчитывается с учетом, так на­зываемых прочих планируемых и непланируемых доходов и расходов. К планируемым расходам относят налоги, уп­лачиваемые в федеральный и местный бюджеты; непланируемые расходы — штрафы, пени и неустойки, уплачен­ные за нарушение договорных обязательств, убытки от спи­сания безнадежных долгов и другие потери, которые умень­шают операционную прибыль. К непланируемых доходам относят штрафы, пени и неустойки, полученные от раз­личных организаций, излишки товарно-материальных цен­ностей, выявленные при инвентаризации, списание креди­торской задолженности за истечением сроков исковой дав­ности и др.

Для характеристики экономической эффективности тор­гового предприятия, а также в целях проведения сравни­тельного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли ха­рактеризует рентабельность торговых организаций — один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли — отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако он не является единственным показателем рентабельности тор­говой или коммерческой деятельности, ибо показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. В данном показателе не находит отражение степень эффек­тивности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой -деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у раз­ных коммерческих организаций могут быть различные вло­жения в основные и оборотные средства. В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведен­ными затратами (издержками обращения)

где П — прибыль торгового предприятия за опреде­ленный период (в сумме);

Р — расходы торгового предприятия (в сумме).


Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, поскольку показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению ком­мерции.

К другим показателям эффективности этой группы мож­но отнести: отношение прибыли к фонду заработной пла­ты; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие.

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (рас­ходы по осуществлению коммерческой деятельности).

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты на осуществление торговой де­ятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. с вы­полнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расходы называются дополнительными издер­жками.

Расходы, связанные с осуществлением процессов купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процес­сы, которые непосредственно способствуют совершению актов купли-продажи товаров), называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятель­ности важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек обращения рассчи­тывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Он в определенной степени от­ражает экономичность коммерческой деятельности и при­меняется при сравнении работы однотипных и находящих­ся в примерно одинаковых условиях торговых организаций.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

Рентабельность производственных фондов торгового предприятияопределяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.

Основные показатели приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1Система показателей оценки прибыли и рентабельности

Показатель Методика расчета Условные обозначения Значение
Уровень валовой прибыли Увп=ВП/Т*100 ВП – валовая прибыль, тыс. руб. Т – товарооборот, тыс. руб. Характеризует долю валовой прибыли в товарообороте
Уровень издержек обращения Уио=ИО/Т*100 ИО – издержки обращения, тыс. руб. Характеризует долю издержек обращения в товарообороте
Рентабельность конечной деятельности R=ЧП/Т*100 ЧП – чистая прибыль, тыс. руб. Характеризует уровень чистой прибыли к товарообороту
Рентабельность собственного капитала Rск=ЧП/СК*100 СК – собственный капитал, тыс. руб. Характеризует эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов Rа=А/СК*100 А – сумма активов, тыс. руб. Характеризует эффективность использования активов

 

Используя эти основные показатели, можно дать экономическую оценку эффективности деятельности торгового предприятия.

 







Date: 2015-07-25; view: 2150; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию