Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2 условия формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм. 1. В настоящее время очень популярны «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. На такие уроки дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил. 2. Не менее популярным методом при формировании у младших школьников основ здорового образа жизни являются практические занятия. На таких уроках учитель может паказать на практике или на рисунке последовательность мытья рук, чистки зубов. 3. Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек и т.д. 4. Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Учитель может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей. 5. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Могут использоваться как подвижные игры, так и интеллектуальные. Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Желательно, чтоб подвижные игры проведились на воздухе, что улучшает обмен вещест и работу органов. Что касается интеллектуальных ирг, то такие игры направлены на закрепление понятий, знаний, знаний по проблематике здорового образа жизни. Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.
2.2 ДИАГРОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. В рамках исследования проблемы формированности у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни нами была проведена педагогическая диагностика, которая помогла нам выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни. В эксперементе учавствовали 20 учащихся 4"А" класса и 20 учащихся 4"Б" класса Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Островца" Гродненской области Островецкого района. На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности основ культуры здорового образа жизни у детей экспериментальной и контрольной групп. Для эксперемента использовались анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни [Приложение 1]. В ходе анкетирования выделялись три группы сформированности у учащихся основ культуры здорового образа жизни: высокий, средний и низкий. Учащиеся с высоким уровнем должны иметь полное представление о культуре здорового образа жизни и ценностному отношению к своему здоровью, средний уровень имеет частичное представление о здоровом образе жизни. Учащиеся имеют в небольшой степерь или не имеют вообще представлений о культуре здороовго образа жизни. Результаты анкетирования внесены в таблице 1.
Результаты анкетирования показали: 1) режиму дня придерживается - 33%, придерживается частично -42% и не придерживаются вообще - 25%. 2) делают по утрам зарядку - 22%, не всегда - 53%, не делают вообще - 25 % учащихся. 3) свободное от учебы время старается проводить на воздухе - 50%, не всегда - 32%, и вообще нет - 18%. 4) предпочитают фрукты и овощи вместо чипсов, колы - 32%, не всегда 35%, не предпочитаю - 33%. 5) после туалета и игр на улице всегда моют руки - 55%, не всегда - 25%, не моют вообще - 20%. 6) стараются соблюдать правильную осанку на уроке - 43%, не всегда - 30%, не соблюдают - 27%. 7) портфель на двух плечах носит - 30%, не всегда - 27 %, носят на одном плече - 43 %. 8) чистят зубы два раза в день - 72%, не всегда - 18%, не читсят два раза в день 10%. 9) знают о вреде алкоголя и курения - 70%, не очень - 18%, не знают - 12%. 10) умеют самостоятельно провести физкультминутку - 40%, не всегда получается - 30%, не умеют - 30%. 11) на уроки физкультуры с удовольствием идут - 58%, не всегда - 35%, не любят уроки физкультуры - 7%. 12) заботятся о своем здоровье - 85%, не всегда - 15%, не заботятся - 0%. 13) нравится узнавать о том, как сохранить свое здоровье - 78%, не очень - 15%, не нравится - 7%. По результатам анкеты мы можем увидеть на какие моменты нам следует обратить особое внимание и постараться улучшить результаты на протяжении всей работы с учащемися. Мы можем наблюдать, что и эксперементальная, и контрольная группа обладает невысоким уровнем соблюдения режима дня, о правилах личной гигиены, о правильном питании. На эти моменты в ходе работы следует уделить наибольшее внимание. Кроме этого нельзя оставлять и без внимания, то что у учащихся довольно высоко сформированны знания о вредных привычках, большинство учащихся чистят зубы два раза в день, ребята заботятся о своем здоровье и любят узнавать о том, как сохранить свое здоровье.
2.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИХ НА ПРАКТИКЕ. На протяжении 2014-2015 учебного года нами осуществлялась работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни. Особое внимание уделялось группе учащихся с низким показателем сформированости здорового образа жизни, с ними и проварилась наша работа. По результатам анкетиронания было выявлено, на что нам следует обратить особое внимание. В рамках проведенной работы дети должны должны были: - научится соблюдать режим дня и узнать его значении для здоровья человека; - узнать о значении правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, о значении двигательной активности для здоровья человека; - осознать необходимость выработки привычек к утренней гимнастике (зарядка); - воспитать отрицательное отношение к вредным привычкам (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков); - сформировать навики личной гигиены. - узнать о пользе здорового питания и о том, кокой вред приносит нездоровое и нерациональное питание на наше здоровье. Вся наша работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе, для того, чтобы больше узнать учащихся мы решили использовать метод беседы. Учащимся была предложена тема для обсуждения " Мы против вредных привычек!" Ребята обменивались своим знаниями о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Было заметно, что ребята были заинтересованны этой темой. Они выслушивали, дополняли мнения друг друга, вступали в дискуссии. В заключении всего ребята задавали мне вопросы, которые остались им не совсем понятными. На все вопросы они получили достаточно полные и интересные ответы. На второй этапе мы решили поговорить о правильном питании. Для своей работы мы использовали метод рисования, в данном случае учащиеся рисовали плакаты. Учащиеся делились на 2 большие группы: "Здоровое питание" и "Нездоровое питание". В свою очередь в группах между собой они делились на микрогруппы. Каждой микрогруппа рисовала опреленные категории полезных и вредных продуктов. По оканчанию, все творческой работы работы были вывешены на доску. Вместе мы еще раз обсудили все ли группы, почему так важно употреблять фрукты и овощи, и как вредят нашему здоровью чипсы, сухарики, кола и т.д. Третий этап нашей работы мы решили посвятить режиму дня, утренней гимнастике. Учащимся был предложен примерное расписание режима дня, который является наиболее рациональным для школьников. [ Приложение 2] Некоторые учащиеся вносили свои коррективы, но в основном все согласились с предложенным вариантом. Помимо этого ребятам было рассказано о том, почему так важна утренняя гимнастика. [ПРИЛОЖЕНИЕ 3] Последним, заключительным этапом, нами было разработано внеклассное мероприятие. Задачи мероприятия: · актуализировать и развить знания учащихся о здоровье; · формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; · воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. В начале мероприятия учащимся было прочитано стихотворение "Что такое хорошо, а что такое плохо". После этого ребята обменивались своим мнением о том, что они вкладывают в понятие здоровый образ жизни. Вместе мы выбрали наиболее важные составляющие: - oтказ от курения. - отказ от алкогольных напитков. - отказ от наркотиков. - занятия физкультурой и спортом, двигательная активность. - рациональное питание. После этого была предложена "Веселая эстафета", где ребята проявляли свою двигательную активность. Следующее, что было предложено конкурс "Эрудиты". После этого проводился конкурс "Самый везкий аргумент". Капитанам команд в течение минуты необходимо привести самый убедительный аргумент в необходимости здорового образа жизни. После выстепления копитана команды ребятам было предложено дополнить друг друга. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4] Заключительным этапом нашей работы стало повторное анкетирование учащихся. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]. Сравнив результаты анкетирования учащихся на формирующем и контрольном этапе мы заметили значительные изменения, которые представленны в таблице 2
Итоги сравнительного анализа результатов анкетирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников в учебном процессе ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Date: 2015-07-25; view: 1148; Нарушение авторских прав |