Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 условия формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте





2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм.

1. В настоящее время очень популярны «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. На такие уроки дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

2. Не менее популярным методом при формировании у младших школьников основ здорового образа жизни являются практические занятия. На таких уроках учитель может паказать на практике или на рисунке последовательность мытья рук, чистки зубов.

3. Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек и т.д.

4. Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Учитель может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей.

5. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Могут использоваться как подвижные игры, так и интеллектуальные.

Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Желательно, чтоб подвижные игры проведились на воздухе, что улучшает обмен вещест и работу органов.

Что касается интеллектуальных ирг, то такие игры направлены на закрепление понятий, знаний, знаний по проблематике здорового образа жизни.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.

 

2.2 ДИАГРОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

В рамках исследования проблемы формированности у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни нами была проведена педагогическая диагностика, которая помогла нам выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни.

В эксперементе учавствовали 20 учащихся 4"А" класса и 20 учащихся 4"Б" класса Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Островца" Гродненской области Островецкого района.

На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности основ культуры здорового образа жизни у детей экспериментальной и контрольной групп. Для эксперемента использовались анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни [Приложение 1].

В ходе анкетирования выделялись три группы сформированности у учащихся основ культуры здорового образа жизни: высокий, средний и низкий. Учащиеся с высоким уровнем должны иметь полное представление о культуре здорового образа жизни и ценностному отношению к своему здоровью, средний уровень имеет частичное представление о здоровом образе жизни. Учащиеся имеют в небольшой степерь или не имеют вообще представлений о культуре здороовго образа жизни.


Результаты анкетирования внесены в таблице 1.

 

 

Результаты анкетирования показали:

1) режиму дня придерживается - 33%, придерживается частично -42% и не придерживаются вообще - 25%.

2) делают по утрам зарядку - 22%, не всегда - 53%, не делают вообще - 25 % учащихся.

3) свободное от учебы время старается проводить на воздухе - 50%, не всегда - 32%, и вообще нет - 18%.

4) предпочитают фрукты и овощи вместо чипсов, колы - 32%, не всегда 35%, не предпочитаю - 33%.

5) после туалета и игр на улице всегда моют руки - 55%, не всегда - 25%, не моют вообще - 20%.

6) стараются соблюдать правильную осанку на уроке - 43%, не всегда - 30%, не соблюдают - 27%.

7) портфель на двух плечах носит - 30%, не всегда - 27 %, носят на одном плече - 43 %.

8) чистят зубы два раза в день - 72%, не всегда - 18%, не читсят два раза в день 10%.

9) знают о вреде алкоголя и курения - 70%, не очень - 18%, не знают - 12%.

10) умеют самостоятельно провести физкультминутку - 40%, не всегда получается - 30%, не умеют - 30%.

11) на уроки физкультуры с удовольствием идут - 58%, не всегда - 35%, не любят уроки физкультуры - 7%.

12) заботятся о своем здоровье - 85%, не всегда - 15%, не заботятся - 0%.

13) нравится узнавать о том, как сохранить свое здоровье - 78%, не очень - 15%, не нравится - 7%.

По результатам анкеты мы можем увидеть на какие моменты нам следует обратить особое внимание и постараться улучшить результаты на протяжении всей работы с учащемися.

Мы можем наблюдать, что и эксперементальная, и контрольная группа обладает невысоким уровнем соблюдения режима дня, о правилах личной гигиены, о правильном питании. На эти моменты в ходе работы следует уделить наибольшее внимание.

Кроме этого нельзя оставлять и без внимания, то что у учащихся довольно высоко сформированны знания о вредных привычках, большинство учащихся чистят зубы два раза в день, ребята заботятся о своем здоровье и любят узнавать о том, как сохранить свое здоровье.

 

 

2.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИХ НА ПРАКТИКЕ.

На протяжении 2014-2015 учебного года нами осуществлялась работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни. Особое внимание уделялось группе учащихся с низким показателем сформированости здорового образа жизни, с ними и проварилась наша работа.

По результатам анкетиронания было выявлено, на что нам следует обратить особое внимание. В рамках проведенной работы дети должны должны были:

- научится соблюдать режим дня и узнать его значении для здоровья человека;

- узнать о значении правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, о значении двигательной активности для здоровья человека;

- осознать необходимость выработки привычек к утренней гимнастике (зарядка);

- воспитать отрицательное отношение к вредным привычкам (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков);

- сформировать навики личной гигиены.


- узнать о пользе здорового питания и о том, кокой вред приносит нездоровое и нерациональное питание на наше здоровье.

Вся наша работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе, для того, чтобы больше узнать учащихся мы решили использовать метод беседы. Учащимся была предложена тема для обсуждения

" Мы против вредных привычек!" Ребята обменивались своим знаниями о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Было заметно, что ребята были заинтересованны этой темой. Они выслушивали, дополняли мнения друг друга, вступали в дискуссии. В заключении всего ребята задавали мне вопросы, которые остались им не совсем понятными. На все вопросы они получили достаточно полные и интересные ответы.

На второй этапе мы решили поговорить о правильном питании. Для своей работы мы использовали метод рисования, в данном случае учащиеся рисовали плакаты. Учащиеся делились на 2 большие группы: "Здоровое питание" и "Нездоровое питание". В свою очередь в группах между собой они делились на микрогруппы. Каждой микрогруппа рисовала опреленные категории полезных и вредных продуктов. По оканчанию, все творческой работы работы были вывешены на доску. Вместе мы еще раз обсудили все ли группы, почему так важно употреблять фрукты и овощи, и как вредят нашему здоровью чипсы, сухарики, кола и т.д.

Третий этап нашей работы мы решили посвятить режиму дня, утренней гимнастике.

Учащимся был предложен примерное расписание режима дня, который является наиболее рациональным для школьников. [ Приложение 2] Некоторые учащиеся вносили свои коррективы, но в основном все согласились с предложенным вариантом. Помимо этого ребятам было рассказано о том, почему так важна утренняя гимнастика. [ПРИЛОЖЕНИЕ 3]

Последним, заключительным этапом, нами было разработано внеклассное мероприятие. Задачи мероприятия:

· актуализировать и развить знания учащихся о здоровье;

· формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

· воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

В начале мероприятия учащимся было прочитано стихотворение "Что такое хорошо, а что такое плохо". После этого ребята обменивались своим мнением о том, что они вкладывают в понятие здоровый образ жизни. Вместе мы выбрали наиболее важные составляющие:

- oтказ от курения.

- отказ от алкогольных напитков.

- отказ от наркотиков.

- занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.

- рациональное питание.

После этого была предложена "Веселая эстафета", где ребята проявляли свою двигательную активность.

Следующее, что было предложено конкурс "Эрудиты". После этого проводился конкурс "Самый везкий аргумент". Капитанам команд в течение минуты необходимо привести самый убедительный аргумент в необходимости здорового образа жизни. После выстепления копитана команды ребятам было предложено дополнить друг друга. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4]

Заключительным этапом нашей работы стало повторное анкетирование учащихся. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1].

Сравнив результаты анкетирования учащихся на формирующем и контрольном этапе мы заметили значительные изменения, которые представленны в таблице 2

 

Итоги сравнительного анализа результатов анкетирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников в учебном процессе ценностного отношения к здоровому образу жизни.

 







Date: 2015-07-25; view: 1148; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию