Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. Основные проблемы философского исследования
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ Деятельность как основной способ бытия человека в мире. Целереализующий, проективный и отрицающее-утверждающий характер деятельности. Практика и её миропреобразующий характер. Соотношение практики и деятельности. Творчество как преодоление границ мира и свобода от проективного характера деятельности и практики. Соотношении творчества, деятельности и практики.
ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Идеалистические концепции общества: социально-политические идеи Платона, Аристотеля, А. Августина, Т. Гоббса, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Материалистические концепции общества: натурализм, географический детерминизм, исторический материализм. Неклассические концепции общества: восстание масс и мировая политика (Х. Ортрега-и-Гассет Ф.Ницше, А. де Токвиль), концепция дисциплинарной власти М. Фуко. Идея конца социального (Ж. Бодрийяр).
ТЕМА 5. ИСТОРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Многообразие трактовок понятия «история». Исторические и естественные науки: отличительные характеристики. Философия истории как поиск онтологических оснований и смыслов исторического процесса. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм. Модели исторического процесса: циклическая, линейная и синергетическая.
ТЕМА 6. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Сознание: генезис и функции. Проблематичность научного и философского исследования сознания. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Неклассические концепции сознания.
ТЕМА 7. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Познание как предмет гносеологии. Многообразие и единство форм познания. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. Проблема источника познания: рационализм и эмпиризм. Проблема субъекта познания: психологический, социокультурный и трансцендентальный субъект. Основные философские концепции истины.
ТЕМА 8. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Наука как теоретическое знание. Отличительные особенности научного знания. Структура научной теории. Роль эксперимента в теоретическом знании. Проблема динамики научного знания: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
ТЕМА 9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Образ человека в контексте историко-философского процесса. Соотношение понятий «индивид-индивидуальность-личность». Проблемы свободы, счастья и бессмертия в свете философской рефлексии.
ТЕМА 10. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ Понятие цивилизации. Типология цивилизаций: космогенные, техногенные и антропогенные цивилизации. Кризис техногенной цивилизации: причины и пути преодоления. Становление антропогенной цивилизации и перспективы человека в современном мире.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ 1. Понятие культуры. Структура и функции культуры. 2. Типы мировоззрений: миф, религия, философия, наука. 3. Философия как тип мировоззрения: специфика, структура, исторические детерминанты становления и развития.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 7-10. 2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25. 3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел первый. Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие / 1. Что такое философия и зачем она? 4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 26-33.
ТЕМА 2. ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 1. Типы философствования по количеству первоначал: монизм, дуализм, плюрализм. (Подобрать примеры концепций из античной философии). 2. Типы философствования по природе первоначала: а) Идеализм: объективный, субъективный; б) Материализм: наивный (стихийный), метафизический, вульгарный, диалектический. 3. Типы философствования по познаваемости первоначала: рационализм и иррационализм.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 10-15. 2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25. 3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел второй. Бытие, материя, природа / 1. Бытие и материя. 4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 33-40.
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА 1. Метафизика как поиск первоосновы мира. 2. «Метафизика вещей». Учение Платона об идеях. 3. «Метафизика познания». Р. Декарт как основатель субъект-объектной модели познания. 4. «Новая метафизика». Концепции «новой метафизики».
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 15-25. 2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25. 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 41-56.
ТЕМА 4. Диалектика и метафизика как философские способы познания 1. Диалектика как способ философского познания. Исторические типы диалектики. 2. Диалектика и метафизика как способы философского познания: сравнительный анализ. 3. Законы и категории диалектики. Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 25-29. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел третий. Всеобщие законы бытия и философский метод / 5. Диалектический и метафизический метод (Общая характеристика). 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 56-76.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ. 1. Деятельность как субстанциальное основание бытия человека в мире. 2. Практика как способ бытия человека в мире. 3. Творчество как атрибут бытия человека в мире.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 32-38. 2. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 76-86.
ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Социальная философия и социология: специфика философского анализа общества. 2. Сферы общественной жизни. 3. Философские концепции общества.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 38-43. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации / 1. Направленность и основные этапы исторического процесса, идеал общественного устройства. 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 86-112.
ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 1. Специфика исторических наук. Исторические, естественные и технические науки. 2. История как наука и философия истории. 3. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм. 4. Модели исторического процесса.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 44-48. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел шестой. Философия истории. 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 112-122.
ТЕМА 8. ПОЗНАНИЕ 1. Структура и виды познания. 2. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. 3. Проблема источника познания: эмпиризм и рационализм. 4. Проблема субъекта познания. 5. Философские концепции истины.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 56-65. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания. 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 138-161.
ТЕМА 9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Способы описания человека в истории философии. Проблема определения сущности человека. 2. Индивид, индивидуальность, личность. 3. Проблемы свободы, бессмертия, судьбы и счастья.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 67-77. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел пятый. Человек и его место в мире. 3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 161-183.
ТЕМА 10. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ. ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕКА. 1. Типы цивилизаций. Космогенная, техногенная и антропогенная цивилизация. 2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы человечества. 3. Перспективы человечества в современном мире.
Литература: 1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 77-82. 2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации. 3. 4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 183-193.
III. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, Философия. Специфика и структура философского мировоззрения. 2. Содержание, структура и функции философии. Детерминанты развития философии. 3. Основные периоды, проблемы и принципы античной философии. Учение Платона об идеях. Учение Аристотеля о материи и форме. 4. Теоцентризм как основной принцип средневековой философии: природа и человек как творения бога; человек и история; соотношение веры и разума, теологии и философии. 5. Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма. 6. Философия Нового времени: основные характеристики. Эмпиризм Ф. Бэкона и рацонализм Р. Декарта. 7. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия: реализация, развитие и радикализация базовых установок философии Нового времени. 8. Марксистская философия XIX века: материалистическая диалектика, исторический материализм. 9. Особенности современной философии. Основные идеи и школы. 10. Основные характеристики и направления русской философии. 11. Проблема бытия в философии. Понимание бытия в Античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Философские концепции пространства и времени. 12. Основные типы философствования. Дуализм, монизм и плюрализм. Идеализм и материализм. Рационализм и иррационализм. 13. Проблема сознания в философии. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Неклассические концепции сознания. 14. Диалектика и метафизика как концепции развития, методология познания и деятельности. Законы и категории диалектики. 15. Деятельность, практика и творчество как способы бытия человека в мире. 16. Основы философского анализа общества. Сферы общественной жизни. Идеалистические, материалистические и современные философские концепции общества. 17. Бытие человека как проблема философии. Проблема свободы, счастья и бессмертия. 18. Познание как проблема философии. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Рационализм и эмпиризм. Основные философские концепции истины. 19. Структура и особенности научного познания. 20. Философское осмысление истории. Циклическая, линейная и синергетическая модели исторического развития. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм. 21. Космогенная, техногенная и антропогенная цивилизации. Кризис техногенной цивилизации и пути его преодоления.
Date: 2015-07-24; view: 478; Нарушение авторских прав |