Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Основные проблемы философского исследования





ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

Деятельность как основной способ бытия человека в мире. Целереализующий, проективный и отрицающее-утверждающий характер деятельности. Практика и её миропреобразующий характер. Соотношение практики и деятельности. Творчество как преодоление границ мира и свобода от проективного характера деятельности и практики. Соотношении творчества, деятельности и практики.

 

ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Идеалистические концепции общества: социально-политические идеи Платона, Аристотеля, А. Августина, Т. Гоббса, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Материалистические концепции общества: натурализм, географический детерминизм, исторический материализм. Неклассические концепции общества: восстание масс и мировая политика (Х. Ортрега-и-Гассет Ф.Ницше, А. де Токвиль), концепция дисциплинарной власти М. Фуко. Идея конца социального (Ж. Бодрийяр).

 

ТЕМА 5. ИСТОРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Многообразие трактовок понятия «история». Исторические и естественные науки: отличительные характеристики. Философия истории как поиск онтологических оснований и смыслов исторического процесса. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм. Модели исторического процесса: циклическая, линейная и синергетическая.

 

ТЕМА 6. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Сознание: генезис и функции. Проблематичность научного и философского исследования сознания. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Неклассические концепции сознания.

 

ТЕМА 7. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Познание как предмет гносеологии. Многообразие и единство форм познания. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. Проблема источника познания: рационализм и эмпиризм. Проблема субъекта познания: психологический, социокультурный и трансцендентальный субъект. Основные философские концепции истины.

 

ТЕМА 8. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Наука как теоретическое знание. Отличительные особенности научного знания. Структура научной теории. Роль эксперимента в теоретическом знании. Проблема динамики научного знания: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

 

ТЕМА 9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Образ человека в контексте историко-философского процесса. Соотношение понятий «индивид-индивидуальность-личность». Проблемы свободы, счастья и бессмертия в свете философской рефлексии.

 

ТЕМА 10. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ

Понятие цивилизации. Типология цивилизаций: космогенные, техногенные и антропогенные цивилизации. Кризис техногенной цивилизации: причины и пути преодоления. Становление антропогенной цивилизации и перспективы человека в современном мире.

 

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие культуры. Структура и функции культуры.

2. Типы мировоззрений: миф, религия, философия, наука.

3. Философия как тип мировоззрения: специфика, структура, исторические детерминанты становления и развития.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 7-10.

2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25.

3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел первый. Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие / 1. Что такое философия и зачем она?

4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 26-33.

 

ТЕМА 2. ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

1. Типы философствования по количеству первоначал: монизм, дуализм, плюрализм. (Подобрать примеры концепций из античной философии).

2. Типы философствования по природе первоначала:

а) Идеализм: объективный, субъективный;

б) Материализм: наивный (стихийный), метафизический, вульгарный, диалектический.

3. Типы философствования по познаваемости первоначала: рационализм и иррационализм.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 10-15.

2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25.

3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел второй. Бытие, материя, природа / 1. Бытие и материя.

4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 33-40.

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА

1. Метафизика как поиск первоосновы мира.

2. «Метафизика вещей». Учение Платона об идеях.

3. «Метафизика познания». Р. Декарт как основатель субъект-объектной модели познания.

4. «Новая метафизика». Концепции «новой метафизики».

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 15-25.

2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 11-25.

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 41-56.

 

ТЕМА 4. Диалектика и метафизика как философские способы познания

1. Диалектика как способ философского познания. Исторические типы диалектики.

2. Диалектика и метафизика как способы философского познания: сравнительный анализ.

3. Законы и категории диалектики.

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 25-29.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел третий. Всеобщие законы бытия и философский метод / 5. Диалектический и метафизический метод (Общая характеристика).

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 56-76.

 

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ.

1. Деятельность как субстанциальное основание бытия человека в мире.

2. Практика как способ бытия человека в мире.

3. Творчество как атрибут бытия человека в мире.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 32-38.

2. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 76-86.

 

ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Социальная философия и социология: специфика философского анализа общества.

2. Сферы общественной жизни.

3. Философские концепции общества.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 38-43.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации / 1. Направленность и основные этапы исторического процесса, идеал общественного устройства.

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 86-112.

 

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Специфика исторических наук. Исторические, естественные и технические науки.

2. История как наука и философия истории.

3. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм.

4. Модели исторического процесса.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 44-48.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел шестой. Философия истории.

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 112-122.

 

ТЕМА 8. ПОЗНАНИЕ

1. Структура и виды познания.

2. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

3. Проблема источника познания: эмпиризм и рационализм.

4. Проблема субъекта познания.

5. Философские концепции истины.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 56-65.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания.

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 138-161.

 

ТЕМА 9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Способы описания человека в истории философии. Проблема определения сущности человека.

2. Индивид, индивидуальность, личность.

3. Проблемы свободы, бессмертия, судьбы и счастья.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 67-77.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел пятый. Человек и его место в мире.

3. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 161-183.

 

ТЕМА 10. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ. ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕКА.

1. Типы цивилизаций. Космогенная, техногенная и антропогенная цивилизация.

2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы человечества.

3. Перспективы человечества в современном мире.

 

Литература:

1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Практикум по философии: учебно-методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 77-82.

2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации.

3. 4. Философия: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 183-193.

 

 

III. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, Философия. Специфика и структура философского мировоззрения.

2. Содержание, структура и функции философии. Детерминанты развития философии.

3. Основные периоды, проблемы и принципы античной философии. Учение Платона об идеях. Учение Аристотеля о материи и форме.

4. Теоцентризм как основной принцип средневековой философии: природа и человек как творения бога; человек и история; соотношение веры и разума, теологии и философии.

5. Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма.

6. Философия Нового времени: основные характеристики. Эмпиризм Ф. Бэкона и рацонализм Р. Декарта.

7. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия: реализация, развитие и радикализация базовых установок философии Нового времени.

8. Марксистская философия XIX века: материалистическая диалектика, исторический материализм.

9. Особенности современной философии. Основные идеи и школы.

10. Основные характеристики и направления русской философии.

11. Проблема бытия в философии. Понимание бытия в Античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Философские концепции пространства и времени.

12. Основные типы философствования. Дуализм, монизм и плюрализм. Идеализм и материализм. Рационализм и иррационализм.

13. Проблема сознания в философии. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Неклассические концепции сознания.

14. Диалектика и метафизика как концепции развития, методология познания и деятельности. Законы и категории диалектики.

15. Деятельность, практика и творчество как способы бытия человека в мире.

16. Основы философского анализа общества. Сферы общественной жизни. Идеалистические, материалистические и современные философские концепции общества.

17. Бытие человека как проблема философии. Проблема свободы, счастья и бессмертия.

18. Познание как проблема философии. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Рационализм и эмпиризм. Основные философские концепции истины.

19. Структура и особенности научного познания.

20. Философское осмысление истории. Циклическая, линейная и синергетическая модели исторического развития. Проблема субъекта истории: волюнтаризм и фатализм.

21. Космогенная, техногенная и антропогенная цивилизации. Кризис техногенной цивилизации и пути его преодоления.

 

Date: 2015-07-24; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию