Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алгоритм ответа на итоговом государственном экзамене
Цель государственного итогового экзамена - завершить курс обучения юриспруденции, проверить сложившуюся у студента систему понятий, уровень их понимания и применения, способность к комплексному анализу сложных государственно-правовых явлений и отметить степень полученных знаний. Итоговый государственный экзамен это всегда результат деятельности студента, но и всего профессорско-преподавательского состава на протяжении всего периода обучения. Поэтому первое и основное правило успешной подготовки к государственному экзамену - правильный психологический настрой. Это очередной рабочий момент, требующий концентрации внимания, применения интеллектуальных способностей, умения лаконично и аргументировано изложить доводы членам государственной аттестационной комиссии. В позитивном исходе заинтересованы обе стороны, и поэтому, страх должен уступить место уверенности. Немного больше воли, настойчивости, труда и успех гарантирован. Второе правило - это знание и свободное владение специальной терминологией. Как базовый курс «Теория государства и права» содержит множество понятий, принципов, требующих буквального воспроизведения, и часто, в их нормативном содержании. Очень важно на данном этапе не впасть в крайности. С одной стороны - зазубривание в течении короткого времени не приведет к успеху, с другой стороны попытка объяснить суть той или иной юридической категории с помощью обыденных слов может исказить содержание рассматриваемых категорий. Необходимо заучивание конкретных понятий, основанное на понимании студентом данного правового явления и включения в уже имеющиеся систему понятий. Государственная экзаменационная комиссия проверяет не столько уровень и способность студента к запоминанию теоретического материала, сколько уровень понимания им тех или иных правовых категорий и юридических проблем, умение мыслить, аргументировать и отстаивать определенную позицию. Таким образом, необходимо разумное сочетание запоминания и понимания. Для лучшего запоминания материала существует ряд приемов. Наиболее традиционными и часто применяемыми являются: условно-гарантированное запоминание, т.е. использование учебно-методических средств (программа, словарь юридических терминов). Содержащийся в программе понятийный аппарат, структура и виды определенных правовых явлений обеспечивает студенту обязательный информационный минимум. Следует помнить, что в юриспруденции существует ряд квалификационных критериев, которые повторяются и их можно использовать в качестве своеобразной схеме, специфического универсального набора. Использование этого приема позволяет разгрузить сам процесс запоминания и содействует развитию гибкости мышлению. Еще одним эффективным приемом запоминания является использование ассоциаций - связи, образующиеся при определенных условиях между двумя и более понятиям, представлениями и т.д. В результате этого психического процесса одни понятия или представления вызывают появление в памяти других. Именно поэтому, так важно проиллюстрировать свой ответ примерами из юридической практики. Включение дополнительных (моторных) ресурсов памяти также дает положительный эффект. В ходе подготовки следует тезисно или схематично записать ответы на наиболее трудные вопросы, так как информация в свернутом виде запоминается легче. Однако не следует пользоваться этими записями на экзамене в качестве шпаргалки. При подготовки к итоговому государственному экзамену следует пользоваться различными учебными пособиями, так как они создаются представителями многих научных направлений и по разному интерпретируют проблемы государства и права. Плюралистический характер изложения учебного материала предполагает увеличение роли лекций при подготовке к экзамену. В отличие от печатной продукции они более детальны, иллюстративны и оперативны, т.е. позволяют наиболее полно отразить современную ситуацию. Ответ студента на государственном экзамене должен иметь определенную логику и последовательность изложения. Наиболее эффективно традиционно используется следующая модель: 1) внимательно прочитав вопрос билета, следует соотнести его с определенной темой курса теории государства и права(см. разделы программы) и определить место в базе знаний теории государства и права; 2) необходимо дать дефиницию данного государственного или правового института (явления) и раскрыть его сущность; 3) указать на различные аспекты данного явления, изучаемые в юриспруденции на современном этапе. По дискуссионным проблемам студент должен представить несколько точек зрения различных ученых и вправе выбрать любую, но при условии ее достаточной аргументации; 4) дать подробную характеристику данного государственно-правового явления через раскрытие его признаков; 5) раскрыть критерии и виды изучаемого явления; 6) привести примеры реализации и проблемы реализации данного явления в современной юридической практике; 7) раскрыть актуальность и значимость этой темы, как в теме юридических наук, так и в юридической практике. Излагать свой ответ следует четко, уверенно, активно включая в свою речь специальные юридические термины. Паузы, путаные размышления, слова-паразиты значительно снижают уровень ответа и порождают со стороны членов комиссии многочисленные вопросы. На экзамене, как правило, после ответа студента могут быть заданы как дополнительные, так и уточняющие вопросы. Дополнительные вопросы задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с недостаточно полным, либо фрагментарным ответом. В данном случае экзаменатор преследует цель натолкнуть студента на правильный ответ, дать ему верное направление для размышления. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение фактологического материала или логики изложения. Каждый вопрос имеет свою причину и выступает своеобразной подсказкой, поэтому полный и аргументированный ответ студента повышает итоговый балл. При подготовке к экзамену полезно учитывать те критерии, которыми обычно руководствуются члены государственной аттестационной комиссии: 1) верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов; 2) полнота и лаконичность ответа (около 15-20 минут); 3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять законы к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий; 7) культура речи. При ответе на государственном итоговом экзамене студент должен продемонстрировать не только глубокое знание предмета (содержание), но и форму изложения, свои коммуникационные способности и склонность к анализу. Специфика профессиональной юридической деятельности предполагает данные факторы как слагаемые профессионального роста и успеха. Вопросы к государственному экзамену по теории государства и права 1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. 2. Функции и методы теории государства и права. 3. Основные причины и закономерности возникновения государства. Восточный и западный пути возникновения государства. 4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права. 5. Сущность и социальное назначение государства. Основные тенденции развития современного российского государства. 6. Понятие и признаки государства. 7. Государственно- правовое воздействие на экономику, политику и культуру. 8. Проблемы типологии государства: формационный, цивилизационный и личностные подходы. 9. Юридические коллизии, способы их восполнения и преодоления. 10.Правовые системы современности: критерии, классификация, основные виды. 11. Понятие и значение формы государства. Характеристика формы современного Российского государства. 12. Функции государства: понятие и виды. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного российского государства. 13. Государство в политической системе общества. 14. Механизм государства: понятие, признаки, структура. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата. 15. Государственный аппарат. Органы государства: понятие, признаки, виды. 16. Правовое государство: понятие и признаки. 17. Государство, право, личность. 18. Правосознание: понятие, структура, функции и виды. 19. Правовая культура: понятие, субъекты и функции. 20. Правовое воспитание: понятие, формы и методы. 21. Понятие, сущность, признаки и ценность права. Право в объективном и субъективном смысле. 22. Типы правопонимания:. Легистское и юридическое правопонимание. 23. Принципы и социальное назначение права. Характеристика всеобщих принципов права. 24. Тоталитарная, либеральная и реальная модели соотношения государства и права. 25. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. 26. Типология права: различные подходы. Характеристика основных исторических типов права. 27. Функции права: понятие и классификация. Основные и неосновные собственно юридические и социальные функции права. 28.Правовая система общества: понятие и структура. Становление правовой системы в Российской Федерации. 29. Правовой статус личности: понятие, структура и виды. 30. Соотношение права и морали. 31.Норма права как элемент системы права: понятие, признаки. Трех и двухчленная структура нормы права. 32. Классификация правовых норм. 33. Понятие и виды форм (источников) права. Источники права в РФ. 34. Понятие и виды нормативно- правовых актов. Действие нормативных актов во времени в пространстве и по кругу лиц. 35. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Понятие и стадии законотворчества в РФ. 36. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. 37. Юридическая техника: понятие, виды, способы. 38. Понятие и структура системы права. Общая характеристика отраслей российского права. 39. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Основные тенденции развития системы права в России. 40. Пробелы в праве: понятие и способы их восполнения и преодоления. 41. Юридический процесс: понятие и виды. 42. Правоотношения: понятие, признаки, виды. Характеристика элементов правоотношения. 43. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правосубъектность субъектов права. Объекты правоотношений: понятие и виды. 44. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. 45. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав и сложный юридический факт. 46. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования: понятие, структура и действие. 47.Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды. 48.Толкование норм права: понятие, классификация и способы толкования правовых норм. 49. Акты толкования права: понятие, особенности, виды. 50.Правомерное поведение: понятие, виды и типы. 51. Понятие, признаки и виды правонарушений. 52. Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений. 53. Понятие, признаки и основания юридической ответственности. Классификация и виды юридической ответственности. 54. Цель, функции, принципы юридической ответственности. 55.Понятие, признаки и виды правовых средств. 56.Правовые стимулы и ограничения: понятие, признаки, виды. 57. Реализация права: понятие и формы. Правоприменение как особая форма реализации права. 58.Законость: содержание, требования, принципы и гарантии. 59. Льготы и поощрения в праве. 60. Социальные и технико-юридические нормы.
Date: 2015-07-24; view: 1140; Нарушение авторских прав |