Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ предпосылок, определение задач и разработка программы





Эффективность разработки и исполнения экологически содер­жательных и реализуемых ландшафтных планов зависит не только от объема и глубины исследований, проводящихся в ходе выполнения ландшафтно-планировочных работ, но в очень большой мере от их разумной и продук­тивной организации.

Прежде всего необходимо проанализировать каковы предпосылки пла­нирования. Это означает, что перед тем, как выбрать объект/ территорию планирования, следует выяснить:

• кто потенциальные заказчики и инвесторы — каковы их цели, в чем их за­интересованность,

• каковы в районе проблемные ситуации и конфликты в природопользовании,

• имеются ли шансы на практическое использование результатов проекта, •какова базисная изученность территории, в том числе картографическая, и какова доступность исходной базовой информации,

• имеются ли местные научные и проектные организации и специалисты - потенциальные участники работы,

• каким может быть объем работ по дополнительному сбору информации,

• каковы ожидаемые сроки выполнения всего проекта.

Затем нужно совместно с заказчиками проекта определить - какие мо­гут быть решены конкретные планировочные задачи, после чего разработать предварительную, а затем детальную программу выполнения проекта.

Что касается задач планирования, то они будут существенно различать­ся в зависимости от двух главных факторов - от цели проекта и от свойств территории.

Можно выделить три основных типа целей, ради достижения которых обычно предпринимается ландшафтное планирование:

- организация сети охраняемых территорий, определения их функций и внут­реннего зонирования;

- развитие нового или расширение прежнего направления природопользова­ния (сельско- или лесохозяйственного, транспортного, промышленного и т.д.);

- участие в создании нового комплексного плана развития территории.

Конкретные задачи планирования определяются на заключительном этапе подготовки проекта - при составлении развернутой программы работ и после завершения всех предшествующих подготовительных шагов.

В общем случае основные этапы подготовки проекта таковы:

• формирование группы экспертов для разработки обоснования проекта;

• то же для проведения консультаций на местах, сбора информации, предва­рительной оценки необходимых ресурсов, материальных и финансовых затрат;

• проведение специальных семинаров, общественных слушаний, координаци­онных совещаний по итогам разработки предварительной программы проек­та;

• составление детальной рабочей программы проекта (включая координацию с другими, тематически «родственными» проектами) и определение его орга­низационной структуры;

• подготовка и утверждение сметы проекта с указанием источников и меха­низмов финансирования.

Для выполнения всех обозначенных выше шагов подготовки проекта и в дальнейшем для его реализации важно создать эффективную организаци­онную структуру. Можно рекомендовать следующую общую модель такой структуры:

• юридические лица (носители) проекта - официальные организа­ции, на которые возлагается ответственность за финансирование и юридиче­скую поддержку проекта;

• согласительный комитет - представители исследовательских институтов, государственных учреждений, общественных организаций и граждан, а также руководители проекта; этот комитет согласовывает интере­сы всех затрагиваемых проектом субъектов и формулирует стратегические задачи проекта;

• исполнительный комитет - группа специалистов какого-либо исследова­тельского или проектного учреждения (возможно, нескольких учреждений); на эту группу ложится основная тяжесть проведения всех изыскательских и проектных, а также организационных работ;

• консультационный совет - эта факультативная структура может представ­лять собой группу экспертов, анализирующих и оценивающих уже сформу­лированные планы и рекомендующих для исполнения и применения в рамках проекта новые актуальные задачи и адекватные методы, а также опытных специалистов и надежные организации-партнеры.

Обычно группа исполнителей проекта состоит из специалистов различ­ного профиля. Ее состав и численность зависят от особенностей проекта (его целей, свойств территории и т.д.). В том случае, если задуман большой и дос­таточно сложный проект, в составе его исполнителей нужно предусмотреть участие:

• группы планировщиков, включающей специалистов по территориальному и ландшафтному планированию, лесоводов и агрономов, архитекторов-градостроителей, а также картографов;

• группы природоведов — в нее как минимум должны входить ландшафтовед-эколог, ботаник, зоолог, почвовед, гидролог; факультативно в ней могут присутствовать климатолог и геоморфолог;

• группы специалистов социально-экономического профиля, в том числе как минимум — экономиста, специалиста по коммунальному хозяйству и транс­порту, гигиениста, юриста; факультативно - менеджера по туризму, социо­лога и историка;

• группы управленцев проектом — менеджера персонала, бухгал­тера, специалиста по общественным связям и просвещению.

Присутствие в этой команде представителей смежных планировочных специальностей - градостроителя, агронома, лесовода, гигиениста, а также историка, экономиста, юриста и др. может быть временным, например, в ро­ли консультантов, или оно может быть заменено тесным взаимодействием с соответствующими ведомствами. Однако поскольку ландшафтное планиро­вание в России является пока еще новым направлением деятельности и упо­мянутые ведомства еще недостаточно с ним знакомы, полезно привлекать их представителей в проект - с самого начала как участников- разработчиков.

Обобщая сказанное выше, можно рекомендовать следующую схему со­ставления программы подготовки и выполнения проекта.

Первая часть программы должна содержать определение круга и харак­теристику участников проекта, состоящую из трех разделов.

• краткая формальная характеристика каждого участника,

• его компетенция, функции и вклад в проект,

• проблемы, препятствующие работе участников в проекте.

Вторую часть программы следует посвятить определению проблем, решению которых должен способствовать проект. Эта часть должна содер­жать ответы на три основных вопроса:

• что происходит с окружающей средой/ландшафтом?

• чем данная ситуация обусловлена, каковы ее проявления?

• чего недостает для ее улучшения/преодоления?

В третьей части программы нужно представить согласованные цели проекта, охарактеризовав следующие позиции:

• в чем заключаются главная и частные цели проекта?

• каким представляется ожидаемый результат достижения этих целей?

• каковы индикаторы достижения целей и результатов проекта и каковы воз­можности их проверки?

• каковы условия достижения этих целей и результатов?

В четвертой части программы должны быть систематизированы неко­торые материалы предыдущих разделов и возможно боле полно сформулиро­ваны пути и условия достижения целей и результатов проекта. Каждая из частей программы может быть представлена как таблица, содержащая, на­пример, следующие данные:

Заключительная часть программы должна быть посвящена организации мониторинга - контролю за исполнением предписаний плана и эффектами проведенных мероприятий. Подробно о содержании мониторинга говорится в другом разделе этой главы.

На завершающей стадии планирования или через некоторое время по­сле его завершения рекомендуется определить рамочные условия для по­вторной разработки ландшафтного плана в том же масштабе или для прове­дения нового планирования в более крупном масштабе. Рамочные условия последующего планирования включают его основные предпосылки, актуаль­ность или необходимость и основные цели (Руководство... 2001. Т. 2).

Необходимость повторного проведения ландшафтного планирования в полном объеме или какой-либо его части может возникнуть, если требуется:

1. Корректировка всей концепции территориального развития, когда:

- новые законодательные и нормативные акты стали противоречить принятой
в разрабатываемом ландшафтном плане концепции развития территории,

- концепция развития территории не соответствует реальным изменениям,
прежде всего в социально-экономической сфере, или основные цели развития
уже достигнуты.

2. Выявление новых приоритетных компонентов, сохранение которых может обеспечить основные цели развития территории.

3. Пересмотр границ целевых зон, когда, например:

-произошли по­ложительные изменения состояния отдельных природных компонентов и возможно сокращение зоны улучшения,

- кормовая база животноводства исчерпана и его дальнейшее экстенсивное развитие нерентабельно,

- сельское хозяйство не обеспечивает потребности местного населения и ту­ристов продуктами питания, традиционно производимыми на этой террито­рии.

4. Пересмотр концепции развития отдельных зон, когда:

- введены новые нормативные ограничения в области природопользования и оценки воздействий на окружающую среду,

- обострились проблемы, связанные с характером регламентированного при­родопользования.

5. Корректировка или уточнение направлений действий и меро­приятий, когда: -природоохранные рекомендации по отдельным природным компонентам не выполняются или не обеспечивают реализацию целевых концепций развития,

- естественное восстановление нарушенных природных комплексов происходит недостаточно интенсивно или в нежелательном направлении.

Повторное проведение планирования имеет смысл и может дать новые результаты после того, как будут выполнены все целевые установки разрабо­танного ранее плана, определявшие основные направления развития терри­тории.

 

Ландшафтное планирование как коммуникативный процесс

Участие всех заинтересованных сторон - этот один из главных прин­ципов разработки ландшафтных планов и важнейшее условие их успешно­сти. Причем это условие в равной мере касается и органов власти, и местных жителей, и всех представителей заинтересованной общественности. Это участие в рамках процедур ландшафтного планирования обычно характеризует­ся как коммуникативный процесс, объединяющий участников планирования посредством механизмов общения или коммуникации. Существует мно­жество форм такого общения - от привычного для планирующих организа­ций согласования документов с другими ведомствами, до проведения рефе­рендумов, являющихся высшей формой осуществления воли граждан.

В общем случае под коммуникативным процессом понимается интен­сивный обмен опытом, знаниями, мнениями, предложениями и т.д. Примени­тельно к ландшафтному планированию и его целям две главные задачи орга­низации коммуникативного процесса заключаются в том, чтобы добиться:

- партнерского участия всех сторон в процессе планирования,

- одобрения выработанных в ходе процесса предложений всеми его участниками.

1. Участие обще­ственности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком, организуется органами ме­стного самоуправления или соответствующими органами государственной власти.

2. Информирование общественности осуществляется заказчиком. Информа­ция для общественности в кратком виде публикуется в официальных издани­ях. В публикации представляются сведения о:

• названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности наимено­вании и адресе заказчика или его представителя;

• примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

• органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;

• предполагаемой форме и сроках проведения общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), также форме представления замечаний и предложений;

• о сроках и месте доступности информации.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздей­ствия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Ин­тернет и иными способами. Информация публикуется не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (общественных слушаний).

3. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предло­жения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информа­ции. Данные замечания и предложения учитываются при составлении техни­ческого задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

4.3аказчик обеспечивает доступ заинтересованной общественности и других участников процесса к материалам по оценке воздействия на окружающую среду

5.При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степе­нью экологической опасности намечаемой деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

6. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально,

7. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по пла­нируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фикси­руются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подпи­сывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на ок­ружающую среду.

Основные предписания названного выше «Положения» в целом соответ­ствуют процедурам организации коммуникативного процесса, сложившимся в демократических обществах. Эти процедуры должны обеспечивать:

• полное и оперативное информирование,

• подлинное и широкое участие,

• открытость,

• реализацию части согласованных предложений еще до окончательного завершения всего планирования (реализацию так называемых малых проек­тов),

• получение очевидных экономических выгод от их реализации,

• своевременное выявление возникающих по ходу планирования проблем.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что приступая к ландшафтному пла­нированию в России, важно добиться полного понимания всеми участниками и сторонами роли местного населения в управлении природными ресурсами тер­ритории. Необходимо отчетливо представлять, что без поддержки местного населения экологически ориентированное природопользование по-настоящему реализовано быть не может.

Такую поддержку можно обеспечить, если:

• повысить уровень экологической грамотности людей,

• показать и доказать местным жителям, что природопользование, ори­ентированное на улучшение экологической ситуации и сохранение биологи­ческого разнообразия, отвечает личным интересам каждого из них и непо­средственно связано с их уровнем жизни;

•• продемонстрировать возможности граждан добиваться того, что­бы административные органы учитывали их интересы в экологической сфере

и тем самым показать возможности влияния на принимаемые решения.

• Основная роль в работе с местными жителями по перечисленным на­правлениям отводится общественным движениям экологической ориентации. При этом важно, чтобы в этой работе могли участвовать все заинтересован­ные общественные движения, разделяющие цели ландшафтного плана и ме­тоды их достижения.

• На первом этапе рекомендуется создать экологический информа­ционный центр и начать внедрение программы экологического воспитания. Общественным структурам необходимо настойчиво рекомендовать именно эту задачу, чтобы в возможно короткие сроки привить местным жителям ба­зовые элементы экологического мировоззрения.

• Создание системы экологического просвещения и воспитания граждан должно предусматривать:

•• разработку общей программы для местных жителей,

•• разработку методики преподавания и внедрение экологических дисциплин в средней школе,

•• создание общественного экологического информационного цен­тра.

•В создании программы экологического просвещения и воспитания должны принять участие ведущие специалисты в области экологии и сотруд­ники комитетов по охране природы, педагоги и психологи, общественные ор­ганизации и движения экологической ориентации. Программа должна быть ориентирована на:

•• экологическое воспитание детей и молодежи в дошкольных и школьных учреждениях (для этого нужно подготовить рекомендации по ме­тодике использования имеющихся экологических дисциплин и разработать специальные курсы лекций, освещающих проблемы данной территории),

• внеклассную работу со школьниками по приобретению экологических знаний и навыков,

• производственное обучение экологическим способам ведения хозяйст­ва в различных отраслях деятельности местного населения, организацию семинаров и лекции для местных жителей,

• наглядные способы распространения экологически ориентированного мировоззрения, базирующиеся в основном на демонстрации показательных хозяйств и отдельных сфер деятельности (создание таких хозяйств является одной из целей программы).

По мере развития успеха общественными структурами и появления ак­тивных сторонников идей экологически ориентированного управления при­родными ресурсами, можно перейти ко второму этапу — созданию местных объединений жителей на основе экологических интересов. При этом консоли­дация жителей возможна и желательна в ходе исполнения отдельных кон­кретных мероприятий или частных программ природопользования, соответ­ствующих рекомендациям ландшафтного плана. Постепенно функции управ­ления информационным центром и ходом внедрения программы экологичес­кого воспитания могут передаваться местным объединениям. Конечной це­лью этой работы является создание системы самоорганизации местных жите­лей для обеспечения экологически обоснованного природопользования, яв­ляющейся одной из гарантий устойчивости результатов, вытекающих из ре­комендаций ландшафтного плана.

Назначение общественного экологического информационного цен­тра—информировать жителей об экологических проблемах территории, существующих экологических проектах и ходе их реализации, распространять экологические знания, проводить опросы общественного мнения и обсуждать с населением результаты таких опросов, издавать информационные периоди­ческие материалы, предоставляя возможность жителям высказывать свое мнение.

Реализация этой части проекта проводится общественными орга­низациями и движениями при участии основных субъектов хозяйственной деятельности, представителей охраняемых территорий, местной администра­ции.

 

Картографическое представление ландшафтных планов

Картография в сфере планирования имеет уже достаточно длительную историю, но, несмотря на это, некоторые проблемы остаются нерешенными. Они неодинаковы в разных странах. Ниже сопоставляются российские и гер­манские ландшафтные планы. Главная особенность карт российских ланд­шафтных планов - четкая и единообразная схема составления. Содержание этих карт носит универсальный характер: карты одинаковой тематики очень сходны, изображаемые явления представлены одинаковым способом, подход к интерпретации данных единый. На картах отражено ограниченное число яв­лений и характеристик, поскольку основную массу карт составляют карты районирования, опирающиеся на научные классификации и показывающие только районы с определённым набором данных. Эти карты несут вторичную информацию. При этом в большинстве случаев по самим картам не всегда можно выяснить, какие показатели учитывались, насколько достоверными источниками пользовались авторы карт и как преобразовывали данные.

Другой недостаток ряда российских карт - их содержание не вполне согласовано с требованиями нормативных документов, что ограничивает их использование при обосновании проектов или принятии конкретных реше­ний. С другой стороны, это обстоятельство нередко оказывается следствием несовершенства самих нормативных документов.

Недостатки в российских картах связаны также с недостаточной разработанностью типовых легенд и, особенно, условных знаков. Используемые цвета качественного фона существенно отличаются от традиционных для российской картографической школы.

Показ каждого из компонентов ландшафта в германских ландшафтных планах варьирует в широких пределах (число характеристик от 5 до 60). Кар­ты всех типов, даже рекомендательные, содержат инвентаризационные данные и доля этих данных велика. Случаи показа тех объектов и явлений, кото­рые в российской картографии связаны с картами определенной тематики (типы почв, осадки, температуры, морфологические единицы ландшафта и др.), единичны.

С другой стороны, на германских картах присутствует множество по­казателей, мало используемых в российской картографии: например, проду­ваемые территории, пахучие выбросы, степень соответствия территории ее исходному природному состоянию, положительные и отрицательные факто­ры рекреационного использования и пр. На картах каждого компонентного блока отражены нарушения именно в использовании данного компонента (например, для биотопов — места, с обедненной растительностью; для почв — загрязнение около автострад).

Характеристики, связанные со временем, в германских планах встре­чаются часто, причем не только в случае показа проектируемых мероприятий. Нередко отражается временной ряд «прошлое -настоящее - будущее». В рос­сийских планах будущее оговаривается только в текстах общих рекомендаций для карт заключительных этапов планирования.

С учетом анализа многих российских и германских карт, а также ландшафтных планов, составляемых в других европейских странах, можно сформулировать следующие рекомендации для совершенствования картогра­фического представления материалов ландшафтного планирования.

Масштабы. Использование масштабов зависит от планируемой терри­тории (площади, конфигурации, административного значения и пр.). Если речь идет о российском административном районе, то это масштабы от 1: 100 000 до 1: 500 000, наиболее высокий иерархический уровень - это область (масштабы от 1: 500 000 до 1: 1 000 000), отдельные участки территории мо­гут картографироваться в различных масштабах.

Математическая основа - целесообразно сохранить действующую практику применения проекции Гаусса-Крюгера.

Общегеографическая основа должна определяться, во-первых, мас­штабом, во-вторых, тематикой карт (природная, социально-экономическая), в-третьих — меняться от первого этапа планирования к заключительному с тенденцией к упрощению.

Тематическая нагрузка - принципы составления и конкретное содер­жание карт оценочного и рекомендательного этапов для различных уровней планирования в России, в основном, разработаны, их целесообразно исполь­зовать и в дальнейшем.

Оформление - для карт разных тематик целесообразно использовать варианты цветовых и штриховых шкал, подобранные по ассоциативному при­знаку. Для показа почв - коричневый, для вод - синий и его оттенки и т.д. Красный - желтый - зелёный цвета.

Резюме

Ландшафтное планирование – комплекс мероприятий, требующий системы организации работ по его проведению. Организация работ по ландшафтному планированию включает в себя определение задач планирования, его этапов, организационной структуры. Важным моментом является своевременное и полное информирование общественности о ходе работ над проектом. Результаты планирования должны быть представлены в виде соответствующих карт.

 

Контрольные вопросы

  1. Какую информацию необходимо выяснить при определении предпосылок создания ландшафтного проекта?
  2. Назовите основные типы целей ландшафтного планирования
  3. Назовите основные этапы подготовки проекта ландшафтного планирования
  4. Кто должен входить в состав группы, осуществляющей ландшафтное планирование?
  5. Что включает в себя схема подготовки программы проекта?
  6. При каких условиях может возникнуть необходимость в повторном проведении ландшафтного планирования?
  7. Каковы главные задачи коммуникативного процесса в ландшафтном планировании?
  8. Как организуется коммуникативный процесс в ходе работы над проектом?
  9. Какова главная особенность российских ландшафтных планов?
  10. Перечислите основные недостатки отечественных ландшафтных карт.

 

 

Тесты

Что из перечисленного необходимо выполнить перед выбором объекта планирования?

1. Определить, каковы в районе проблемные ситуации и конфликты в природопользовании.

2. Определить, каким может быть объем работ по дополнительному сбору информации.

3. Выяснить мнение местного населения о проекте

 

Для достижения каких целей используется ландшафтное планирование?

  1. Организация сети охраняемых территорий, определения их функций и внут­реннего зонирования
  2. Достижение максимальной занятости трудоспособного населения
  3. Участие в создании нового комплексного плана развития территории

 

Кто входит в состав согласительного комитета проекта?

  1. Сотрудники субподрядных организаций
  2. Руководители проекта
  3. Представители общественности

 

Кто входит в состав исполнительного комитета проекта?

  1. Представители местных органов власти
  2. Специалисты, непосредственно выполняющие проект
  3. Представители общественности

 

Из какого количества разделов должна состоять программа ландшафтного планирования?

  1. Из трех
  2. Из четырех
  3. Из пяти

 

Чему посвящен последний раздел программы ландшафтного планирования?

  1. Определению проблем, решению которых должен способствовать проект
  2. Контролю за исполнением предписаний плана и эффектами проведенных мероприятий
  3. Определение путей и условий достижения целей и результатов проекта

 

В каких случаях возникает необходимость повторного проведения ландшафтного планирования?

  1. Выявление новых приоритетных компонентов, сохранение которых может обеспечить основные цели развития территории
  2. Сельское хозяйство не обеспечивает потребности местного населения и ту­ристов продуктами питания, традиционно производимыми на этой террито­рии
  3. Смена собственника земельных участков на территории планирования

 

В течение какого времени заказчиком проекта ландшафтного планирования принимаются замечания и предложения общественности?

  1. В течение 30 дней после публикации информации
  2. В течение всего времени работы над проектом
  3. Замечания и предложения могут не приниматься вовсе

 

Какой (какие) из перечисленных недостатков свойственен российским ландшафтным картам?

  1. Отсутствие четкой и единообразной схемы составления
  2. Неполное соответствие нормативным документам
  3. Недостаточно разработанные легенда и условные знаки

 

Наиболее часто используемой проекцией в отечественных ландшафтных картах является:

  1. WGS 84
  2. UTM
  3. Гаусса-Крюгера

 

Date: 2015-07-24; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию