Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное землеустройствоЭти формы территориального планирования были определяющими в организации землепользования колхозов и совхозов до прекращения функционирования государственной землеустроительной службы в начале нового века. В современном учебнике по землеустройству (С.Н.Волков, Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. Том 1 – М.: Колос, 2001 – 496 с.) межхозяйственное землеустройство определяется как комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочиванию и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности). Иными словами, межхозяйственное землеустройство включает: а) составление проектов образования новых, упорядочения и изменения существующих сельскохозяйственных и несельскохозяйственных землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, а также организации специальных фондов земель и размещения территориальных зон; б) отвод на основе проектов земельных участков в натуре с оформлением землеустроительных дел; в) подготовку информации для оформления документов на право собственности на землю и или удостоверяющих право землевладения и землепользования. Внутрихозяйственное землеустройство определяется как комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, осуществляемый на основе проекта. Состав, содержание и полнота проектных работ по внутрихозяйственному землеустройству определяются конкретными природными, экономическими и социальными условиями, степенью устроенности территории и освоенности ранее разработанных проектов, а также формой землевладения (землепользования) и хозяйствования. В зависимости от этого составляются комплексные проекты внутрихозяйственного землеустройства, проводятся их корректировка и совершенствование, разрабатываются рекомендации по наиболее острым проблемам. В практике проектирования сложилась определенная система решения задач внутрихозяйственного землеустройства. Она состоит из ряда взаимосвязанных частей и элементов, которые в совокупности позволяют организовать рациональное использование земли на сельскохозяйственном предприятии. В соответствии с этой системой проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из семи следующих частей. 1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. К хозяйственным центрам относятся населенные пункты вместе с рядом расположенными животноводческими фермами и хозяйственными дворами, имеющими определенное производственное назначение. Хозяйственный центр может быть усадьбой крестьянского хозяйства, центральной усадьбой предприятия или центром его производственного подразделения. Производственные подразделения — это бригады, производственные участки, отделения, внутрихозяйственные кооперативы, участки арендаторов, лиц, объединивших свои земельные доли, подрядных подразделений и т.д.; их земельные массивы имеют определенные площади и границы. Участки, на которых расположены животноводческие фермы, хозяйственные дворы, перерабатывающие и иные цехи, называют производственным центром хозяйства. 2. Размещение внутрихозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и других общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения. К магистральным внутрихозяйственным относятся дороги, соединяющие центральные усадьбы с производственными подразделениями и другими населенными пунктами, автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными станциями, а также соединяющие подразделения между собой. Инженерные сооружения – это общехозяйственные объекты инженерного оборудования территории: мелиоративные, агролесомелиоративные, водохозяйственные, противоэрозионные, площадки для обслуживания автомобилей и т. д. 3. Организация угодий и севооборотов предполагает установление состава и соотношения (структуры) угодий, режима и условий их использования; обоснование трансформации, улучшения и размещения угодий; организацию системы севооборотов (определение типов, видов, числа, размеров и размещения севооборотов и внесевооборотных участков). 4. Устройство территории севооборотов включает проектирование размещения полезащитных лесных полос, полевых дорог, полевых станов, источников полевого водоснабжения. 5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений заключается в размещении пород и сортов многолетних насаждений, кварталов, бригадных участков, клеток, дорог, защитных лесных насаждений, подсобных хозяйственных центров, водных источников, плодовых и виноградных питомников. 6. Устройство территории пастбищ состоит в проектировании закрепления пастбищ за животноводческими фермами, организации пастбищеоборотов, размещении гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания, летних лагерей, водных источников и водопойных пунктов, скотопрогонов. 7. Устройство территории сенокосов - в этой части проекта осуществляется организация сенокосов, производится размещение сенокосооборотных и бригадных участков, полевых станов, дорог, водных источников. Содержание проекта для конкретного сельскохозяйственного предприятия зависит, с одной стороны, от его организационно-производственной структуры, с другой — от зоны расположения хозяйства, природных условий, количества и качества земли. Так, в хозяйстве могут существовать различные производственные подразделения (бригады, звенья и другие коллективы), но их может и не быть, соответственно могут отсутствовать или быть представленными только частично перечисленные выше части и элементы проекта. Как межхозяйственное (территориальное) землеустройство, так и внутрихозяйственное не были ландшафтными, но они играли важную роль в землепользовании страны, учитывая тем более большие размеры сельскохозяйственных предприятий с разнообразными природными условиями. В период освоения зональных систем земледелия в 1980-х годах проекты внутрихозяйственного землеустройства стали полнее учитывать экологическое разнообразие территории в связи с ландшафтной дифференциацией систем земледелия. В целом же землеустройство находилось в тисках жесткой государственной политики Оно было направлено на обслуживание колхозно-совхозной системы в режиме директивного планирования производства. Оно замыкалось в основном на решении определенных организационно-экономических вопросов, игнорируя по сути дела спектр агрохимических проблем, не имеющих серьезного научного обеспечения. По мнению М.И.Лопырева (1989), в настоящее время “развитой комплексной науки о земельном устройстве мы не имеем. Есть лишь более или менее разработанная научная ветвь по организации и экономике землеустройства и землепользования… Тупики землеустроительной науки просматриваются все острее…” Можно долго перечислять несуразности традиционного землеустроительного проектирования (ликвидация мелких населенных пунктов, создание укрупненных севооборотов, огромные размеры полей, проектирование производственных участков без учета рельефа, закладка лесополос по границам клеток прямоугольников вдоль склонов и т.п.). Все это не стоит целиком списывать на диктат системы, тоталитаризм и т.п. Причины кроются также в запущенности землеустроительной науки, легковесном отношении к землеустроительной подготовке специалистов сельского хозяйства (например, в Московской с.-х. академии им. К.А.Тимирязева традиционно не было курса землеустройства), консерватизме и монополизме системы “Росгипрозем”, особенно ее метрополии, превратившей внутрихозяйственное землеустройство в бездумное тиражирование шаблонов. Крайне огрубленный подход к оценке территории сдерживал развитие землеоценочных работ, практического почвоведения, ограниченно использовались его возможности. Один из парадоксов землеустройства – слабая связь с земледелием. В Россельхозакадемии секция землеустройства относится к отделению экономики и крайне слабо взаимодействует с отделениями земледелия. В последние годы вслед за работами М.И.Лопырева наметился “прорыв” к адаптивно-ландшафтному земледелию, который уже нашел отражение в учебных пособиях по землеустройству А.А.Варламова, С.Н.Волкова. Авторы своими путями идут к агроэкологической оценке земель, их типизации, группировке, выделению агроэкологически однотипных территорий для формирования устойчивых агроэкосистем, агроэкологической оценке сельскохозяйственных культур, проходя порою мимо уже найденных более эффективных решений. Так или иначе в стране появились реальные научные предпосылки для упорядочения землевладения и землепользования и выхода из крайне неблагополучной ситуации. Старые противоречия организации территории обострились новыми издержками земельного реформирования. Как известно, реформирование сельскохозяйственных предприятий в 1992-1993 гг. проводилось ускоренно и неподготовленно. Государство почти самоустранилось от важнейшей своей функции – землеустройства, которое является главным механизмом в наведении порядка на земле, решения экологических, правовых, социально-экономических, организационно-территориальных задач. В поле зрения государства оказались в основном фискальные и политические цели, перераспределение земельной собственности, земельно-кадастровые действия безотносительно к использованию земель. Финансирование проектно-изыскательских работ по землеустройству практически прекратилось. Прекратилась разработка генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, федеральных и региональных прогнозов и программ, составление схем землеустройства районов, без которых трудно избежать ошибок в предоставлении и изъятии земель. Последствия такого отношения к землеустройству как появление сельскохозяйственных предприятий с необоснованным размером и неопределенной инфраструктурой, не говоря уже о необходимости вписывания их в ландшафт, возникновение чересполосицы, вкрапливания, дальноземья и т.п. вполне предсказуемы и ведут к деградации ландшафтов, особенно эрозии, различным производственным издержкам, социально-экономическим противоречиям и всему тому, что называется хаосом в использовании земель. Вообще, посягать на крупные земельные преобразования, переход к новому земельному строю с новыми формами хозяйствования, землевладения и землепользования с перераспределением земель без землеустройства – это особый феномен земельной реформы. Казалось бы, именно землеустройство должно было стать главным рычагом государственной земельной политики, управления земельными ресурсами, научно обоснованного перераспределения, использования и охраны земель во избежание всевозможных перекосов. Казалось бы, руководители землеустроительной службы, если они профессионалы, должны были звонить во все колокола, разъясняя государству его ошибки и в случае непринятия их конструктивных предложений уйти в отставку. Правда, Земельным комитетом было организовано издание ежегодного доклада Правительству. Однако в нем не предпринято ни малейшей попытки проанализировать причины экологического неблагополучия страны и дать аргументированные предложения по оптимизации использования земельных ресурсов. Решение этой задачи, включающей сокращение чрезмерной распаханности сельскохозяйственных угодий, трансформацию эродированных и других неблагополучных земель из пашни в сенокосы и пастбища, адаптации земледелия в соответствии с агроэкологической оценкой земель, специализации, формирования оптимальной структуры сельскохозяйственных угодий, севооборотов, мелиорации должно предшествовать формированию свободного рынка земли. Именно экологические последствия такого рынка при землеустроительной неподготовленности представляют реальную опасность, а не политические страшилки. Основными целями современного землеустройства являются: 1. Обоснование и реализация государственной политики в организации рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю. 2. Создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. 3. Проведение инвентаризации земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель. Обеспечение целевого использования земель. Выявление и консервация деградированных сельскохозяйственных угодий. 4. Создание территориальных условий для рационального функционирования агропромышленного производства. 5. Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии и других видов деградации. Развитие новых подходов к противоэрозионной и мелиоративной организации территории, конструированию агроландшафтов. 6. Проведение землеоценочных работ. 7. Государственный контроль за использованием и охраной земель: подготовка законодательных и нормативных актов, проверка и экспертиза изменения качественного состояния земель, принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства. 8. Ведение земельного кадастра (регистрация, учет и оценка земель). 9. Ведение мониторинга земель. Современное адаптивное землеустройство должно стать одним из важнейших средств регулирования отношений общества и природы, призванным уменьшить экологические противоречия агропромышленного производства. Это возможно лишь в том случае, если оно будет основываться на ландшафтном планировании и проектировании. В заключение обзора различных форм территориального планирования, следует указать на отличительные особенности ландшафтного планирования. 1.Основываясь на экологических критериях, ландшафтные планы сопрягают социально-экономические планы развития каркаса расселения и транспортных сетей с планами землепользования и планами построения сетей охраняемых территорий в субрегиональном, региональном и местном (районном) масштабах. 2.Ландшафтные планы не столько ограничивают и запрещают, сколько разрешают и рекомендуют. 3.Ландшафтные планы обеспечивают: •целостный взгляд на специфику ландшафта и на выделение его экологически, исторически, эстетически особо ценных элементов, подлежащих охране; • выбор экологически приемлемых принципов и технологий ведения хозяйства; •предложения и требования для учета в других отраслевых планах развития территории. Место и роль ландшафтного планирования в системе территориальных планов иллюстрирует схема (рис. 1). Эта схема характеризует положение ландшафтного планирования при условии, что оно развивалось достаточно долго и имеет сложившиеся традиции. Так обстоит дело в Европе и в мире.
Развитие ландшафтного планирования в мире Началом истории ландшафтного планирования в том понимании, каким оно сложилось в настоящее время в мире, принято считать XIX в., когда возникли понятия и практика «культуры земли» и «улучшения земли». Корни этих понятий и практики принято выводить из планов организации полей и овечьих пастбищ в Англии, где они создавались на обширных территориях еще в XVII и XVIII вв. В XIX в. эти подходы были восприняты и развиты в Пруссии и Баварии. Там планы размещения сельскохозяйственных угодий включали уже и меры улучшения землепользования, например, защиты от эрозии. Одной из наиболее полных и развитых современных систем ландшафтного планирования является германская система. Во всем мире и Германии развитие ландшафтного планирования тесно связано с развитием идей охраны природы. В эпоху феодализма природу охраняли в Германии преимущественно на основе экономических соображений, например, создавая «заповедные леса». Когда под влиянием просвещения и романтизма получило развитие новое отношение к природе, возникло и природоохранное движение. До 1900 г. оно руководствовалось преимущественно эстетическими, этическими и социально-психологическими аргументами, основанными на человеческой потребности в красивой и нетронутой природе. Оно не давало своим стремлениям экономического обоснования. В период с 1900 по 1935 гг. формировалась государственная политика охраны природы. В 1902 г. в Пруссии был принят закон против обезображивания местностей с выдающимися ландшафтами. К 1910 г. относится появление понятия «уход за ландшафтом» (этот термин предложил Градманн). В этот период развивается концепция социально ориентированной охраны природы. Первый собственно природоохранный Имперский закон об охране природы, подготовленный еще в Веймарской республике, был принят в 1935 г. Этим законом были сформулированы и три задачи, определившие важные направления ландшафтного планирования, а именно — создание особо охраняемых природных территорий, развитие ландшафтной архитектуры и строительство общегерманских автострад. Кроме того, закон предусматривал создание государственных природоохранных учреждений, в обязанности которых входило рассмотрение мероприятий и проектов, способных существенно изменить ландшафт. В 1934 г. Генрих Випкинг ввел новую учебную дисциплину «организация ландшафта», а также понятие «планирование ухода за ландшафтом» - позже в сокращенном виде именно оно превратилось в «ландшафтное планирование». В 1959 г. состоялся первый германский конгресс по охране природы, акцентировавший внимание на необходимости внедрения природоохранных принципов в общее территориальное планирование. На рубеже 1970 гг. происходит осознание надвигающегося кризиса окружающей среды. Экологическая лексика становится обиходной в политических кругах. Некоторые федеральные земли Германии принимают новые законы об охране природы и уходе за ландшафтом. Постепенно в стране развивается реформа природоохранного законодательства. Наконец в 1976 г. новый федеральный рамочный закон об охране природы закрепляет ландшафтное планирование как обязательный планировочный инструмент. Его задачи формулируются широко — ландшафтным планированием должны охватываться все незастроенные и все застроенные площади, то есть вся территория страны. В процессе ландшафтного планирования должны учитываться как природные, так и социальные факторы, должны разрабатываться меры предупреждения и регулирования воздействий на ландшафт. Последующее десятилетие это время повсеместного развития ландшафтного планирования, но развития неодинакового в разных федеральных землях, обладающих неодинаковыми правовыми системами и традициями. Возникают некоторые сомнения в универсальности этого планировочного инструмента. Развитие ландшафтного планирования в ГДР имело свои особенности. Формально охрана природы и уход за ландшафтом признавались государственной задачей, но на практике в территориальном планировании осуществлялись не вполне эффективно. Ландшафтным планированием там удавалось заниматься преимущественно на особо охраняемых территориях и на рекреационных землях. Однако научные исследования, выполнявшиеся ландшафтными экологами и географами ГДР, подпитывали в это время идеями и результатами западную школу ландшафтных планировщиков. В последнее время, особенно после внесения в 2002 г. поправок в федеральный закон об охране природы 1976 г., качество и значение ландшафтного планирования в Германии повышается. Его объектом становится уже не преимущественно живая природа, но вся окружающая среда. Кроме того, ландшафтное планирование получает дополнительный импульс развития в связи с законодательным закреплением процедур стратегической экологической оценки. Усиливается внимание к таким целям как устойчивое развитие и ресурсосбержение.
Резюме Ландшафтное планирование призвано решать комплекс задач по наиболее эффективному использованию территории при минимизации экологических и иных рисков. В настоящее время, ландшафтное планирование в России как единая система не разработана, наиболее близки к нему различные формы территориального планирования. Ландшафтное планирование необходимо производить на всех уровнях – локальном, региональном и федеральном. В мире одной из стран с наиболее развитым ландшафтным планированием является Германия.
Контрольные вопросы
Тесты Что такое территориальное планирование?
Что такое ландшафтное планирование?
Что такое региональное планирование?
Какие из данных утверждений верны?
Что из нижеперечисленного является задачей ландшафтного планирования?
Что является результатом ландшафтного планирования?
В какой республике бывшего СССР получили наибольшее развитие работы по ландшафтному планированию?
Какие из перечисленных работ, выполнявшихся в России, наиболее полно подходят под определение ландшафтного планирования?
Проекты внутрихозяйственного землеустройства, разрабатываемые в СССР и России, относятся к:
С какого времени ведет свою историю ландшафтное планирование?
|