Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АннотацияСтр 1 из 29Следующая ⇒
Оглавление Модульная единица 1. Задачи ландшафтного планирования и предпосылки его развития в России Модульная единица 10. Организация ландшафтного планирования Модульная единица 17. Адаптивно-ландшафтные системы земледелия как основное средство формирования агроландшафтов Модульная единица 20. Проектирование севооборотов и полевой инфраструктуры Модульная единица 33. Мелиорация почв как составная часть адаптивно-ландшафтных систем земледелия Модульная единица 40. Проектирование АЛСЗ на эрозионно-опасных землях Модульная единица 47. Особенности проектирования земледелия на сельскохозяйственных территориях, загрязненных радионуклидами и тяжелыми металлами Модульная единица 48. Разработка моделей земледелия для базовых сельскохозяйственных предприятий Модульная единица 50. Определение эколого-экономической эффективности адаптивно-ландшафтных систем земледелия Учебный модуль 1 Принципы и методология ландшафтного планирования Модульная единица 1 Задачи ландшафтного планирования и предпосылки его развития в России Аннотация Рассматриваются понятие ландшафтного планирования, его задачи. Представляется история развития ландшафтного планирования в России и мире. Рассматриваются примеры подходов к планированию ландшафтов на разных уровнях.
Ключевые слова: ландшафт, ландшафтное планирование, территориальное планирование, развитие ландшафта, зонирование ландшафта, районная планировка, землеустройство, территориальная комплексная схема охраны природы
Рассматриваемые вопросы: l Вопрос 1. Понятие ландшафтного планирования l Вопрос 2. Задачи ландшафтного планирования l Вопрос 3. Исторические предпосылки ландшафтного планирования l Вопрос 4. Ландшафтное планирование на разных уровнях l Вопрос 5. История развития ландшафтного планирования в мире
Ландшафтное планирование, понятие, определение, задачи. Ландшафтное планирование является частью территориального планирования. Рассмотрим связанные с ним категории. Планирование обычно предпринимается с целью или адаптировать какую-либо деятельность к предполагаемому или прогнозируемому развитию событий, или организовать, направить развитие событий. Однако прогноз развития явлений всегда содержит долю (нередко весьма значительную) неопределенности. Поэтому планирование должно быть вариативным, достаточно гибким и задавать так называемые рамочные, а не жесткие схемы развития. В отличие от социалистического директивного планирования, в современных либеральных социально-экономических системах результат планирования, в том числе и ландшафтного, понимается не как навязанный св5ерху закон, а часто как соглашение, выполнять которое готовы все затронутые планированием стороны. Региональное планирование – это процесс разработки планов по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны с учетом специфики и интересов ее конкретных регионов. Региональное планирование осуществляется в рамках территориального планирования. Ландшафтное планирование – это разработка планов использования ландшафтов для удовлетворения общественных потребностей при условии сохранения или улучшения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих способностей ландшафта. Ланшафтное планирование, являясь составной частью системы территориального, регионального и отраслевого планирования ориентированного на построение такой пространственной ориентации деятельности общества в конкретном ландшафте, которая обеспечивала бы устойчивое жизнеобеспечение. Ландшафтное планирование это коммуникативный процесс, в который вовлекаются все субъекты хозяйственной и природоохранной деятельности на территории планирования, местное население и общественные организации, и который обеспечивает выявление интересов природопользователей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий. Основные задачи ландшафтного планирования включают: Сохранение основных функций ландшафта как системы поддержания жизни; выявление интересов природопользователей и анализ возникающих конфликтов; • разработка плана действий и мероприятий, необходимых для • содействие устойчивому развитию территории. К задачам ландшафтного планирования относится поиск ответов на следующие ключевые вопросы: • что в данном ландшафте нуждается в защите? • что пригодно для освоения? • каковы существующие и предполагаемые воздействия на ландшафт? • что произойдет, если осуществятся планируемые намерения пользователей? Дня ответа на эти вопросы в ходе планирования нужно определить: • функции конкретного ландшафта и его ресурсный потенциал, • его чувствительность, буферную емкость, пределы устойчивости и т.п.; • действующие и планируемые нагрузки с указанием их источников (на • экологический риск (возможные последствия) существующих и планируемых форм использования земель и видов хозяйственной деятельности, • противоречия между нуждами охраны ландшафта и его использования. Ландшафтный план должен также выявлять: • ценность земель на территории планирования в широком смысле этого • соотношение между нуждами пользователей, осваивающих ресурсы • спектр требований, предъявляемых к проектам освоения данного В задачи ландшафтного планирования входит также формирование: • эффективного механизма взаимодействия, объединяющего местных жителей и пользователей, различные ведомства и политиков, принимающих решения на разных уровнях, • предложений для включения в отраслевые (землеустроительные, водо • демократической системы принятия решений и предпосылок для со Важными задачами ландшафтного планирования являются также: • выделение территорий с различными потребностями и режимами ох • формирование сети таких территорий, • выделение территорий, пригодных для различных форм использования, • определение желаемого состояния компонентов ландшафта и всей территории планирования, обеспечивающих высокое качество жизни людей как В результате решения этих основных задач ландшафтного планирования должна быть разработана устойчивая пространственная организация природопользования и охраны природы на конкретной территории в соответствии с долгосрочными целями общества. Результатом ландшафтного планирования является серия карт, иных графических материалов и пояснительный текст к ним. Таким образом, в ландшафтном планировании соединяются оба смысла понятия план - это и намерение, и чертеж, иначе говоря, намерение, облеченное в картографическую форму.
Исторические предпосылки ландшафтного планирования Ландшафтное планирование имеет три основных иерархических уровня, различающихся масштабами и отчасти содержанием планирования - ландшафтную программу, ландшафтный рамочный план и ландшафтный план. В ряде стран (Германия, Франция и др.) ландшафтное планирование является составной частью системы территориального планирования. В России пока не имеет обязательного характера и осуществляется факультативно. Из развивавшихся у нас ранее форм планирования ландшафтному планированию наиболее близки территориальные комплексные схемы охраны природы и районные планировки. Ландшафтное планирование следует рассматривать как одну из форм территориального планирования. Такова мировая практика и к такому положению следует стремиться и в России. Предпосылки для этого существуют, в том числе и исторические. Так, в пределах бывшего СССР разработки, по содержанию близкие ландшафтному планированию, выполнялись не повсюду, а преимущественно в прибалтийских республиках — в Литве (Экологическая, 1987) и в Эстонии (Мандер, 1983). В Латвии определенные элементы ландшафтного подхода применялись при планировании системы охраняемых территорий (Меллума, 1988). Следует отметить, что объектами планирования там оказывались территории различного размера - от республики в целом до землевладений отдельных предприятий, что предопределяло различия в содержании и методах планирования, хотя в большинстве случаев проектировщики стремились сопрягать территориальную стеку планирования с природными комплексами ландшафтного уровня, В Российской Федерации практического опыта аналогичной работы по сути дела почти не было. Вместе с тем, именно в России идеология и ряд методов прикладных ландшафтных исследований были разработаны достаточно полно в трудах Д.Л. Арманда, А.Г. Исаченко и других известных исследователей. В ряде публикаций последних десятилетий были охарактеризованы принципы геоэкологического проектирования и социо-функционального анализа ландшафта, развиваемые географами - ландшафтоведами (Преображенский и др., 1987, 1988). В практике большинства стран различаются общее и отраслевые или секторальные формы территориального планирования. Общим территориальным планированием во многих случаях является градостроительное. В странах, входящих в Совет Европы, существует также и более общая категория, именуемая пространственным планированием. К отраслевым формам территориального или пространственного планирования относят сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, транспортное, природоохранное, рекреационное и некоторые другие виды планирований. Нередко и ландшафтное планирование рассматривают как одну из форм отраслевого. Вместе с тем, оно по своей сути является межотраслевым или межсекторальным планированием, поскольку занимается землями различного назначения и использования и принимает.во внимание все функции ландшафта. Из практиковавшихся в России форм территориального планирования ландшафтному более всего были близки районные планировки и территориальные комплексные схемы охраны природы (Тер-КСОПы). Районная планировка -это выполнявшийся до 1998 г. вид проектных работ, основной целью которого являлось рациональное, взаимосвязанное размещение на конкретной территории производственных предприятий, городов и поселков, транспортных магистралей, инженерных коммуникаций и мест массового отдыха. Районные планировки составлялись на основе всесторонней оценки возможностей территории с учетом географических, экономических, архитектурно-планировочных, инженерно-технических и экологических условий и факторов. Существовало два уровня проектных работ — схемы и проекты районной планировки, различающиеся последовательностью разработки, величиной планируемой территории, спецификой решаемых задач и детальностью проработки. Схемы районной планировки выполнялись для областей, краев, республик РФ и округов. Проекты районной планировки выполнялись для муниципальных районов и их групп, а также для зон влияния крупных городов, курортных районов и др. Новым градостроительным кодексом осуществление районных планировок не предусмотрено, но ранее составленные схемы и проекты районных планировок учитываются при новом планировании. Остаются действующими и некоторые методические приемы районных планировок. Территориальная комплексная схема охраны природы (ТерКСОП) — это составлявшийся в 1980-е и 1990-е гг. комплексный план охраны природы какой-либо территории — региона или природного объекта. План включал нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду, устанавливал проблемные ареалы, планировочные ограничения и ограничения на размещение предприятий в целях сохранения экологического баланса. ТерКСОП включал также рекомендации по системе управления окружающей средой и перспективный план мер по охране окружающей природной среды. Факультативное составление ТерКСОП предусматривалось действовавшим до 2004 г. градостроительным кодексом, в настоящее время новые схемы не составляются, но многие положения старых схем сохраняют свое значение. Данные определения указывают как на черты сходства этих двух форм планирования с ландшафтным планированием, так и на их существенные отличия. Содержание районных планировок хорошо отражается перечнем типов карт и схем, составляющих проект районной планировки. Он состоит из трех разделов. Основные материалы 1. Современное состояние территории. 2.Функциональное зонирование. 3.Проектный план. 4.Первоочередные мероприятия. Дополнительные материалы 5.Географическое положение. б.Комплексная оценка территории. 7.Инженерно-геологические условия и минеральные ресурсы. 8.Расселение и планировочная структура. 9.Сельское и лесное хозяйство. 10.Культурно-бытовое обслуживание. 11.Организация массового отдыха. 12.Охрана природы и памятников культуры. 13.Транспортные сети и сооружения. 14.Водообеспечение. 15.Энергоснабжение. 16.Мелиорация и инженерная подготовка территории. 17.Более детальные фрагменты некоторых карт и схем на наиболее освоенные участки территории (по желанию заказчика). 18.Медицинское зонирование (для курортов). 19. Варианты планировочной организации территории. Вспомогательные материалы 20.Рабочие схемы, обосновывающие комплексную оценку территории (геологическое строение, почвы, растительность и др.). В целом принципы и методы районной планировки в определенной мере опираются на ландшафтно-экологические концепции, хотя в реальные проекты эти принципы нередко воплощаются весьма формально и недостаточно эффективно. Будучи одним из звеньев иерархической системы территориального планирования, районная планировка подчинялась ее общим принципам, установившимся в период господства жесткого вертикального планирования «сверху вниз», и потому несла в себе определенные черты централизации всей хозяйственной жизни, всех аспектов управления хозяйством. Наиболее существенные особенности этой системы таковы: 1. Приоритет интересов экономики, хозяйственного освоения территории. 2. Опора на генеральные схемы расселения и на градостроительные 3. Подчиненная роль природоохранного подхода. 4. Некоторая необязательность планировочных предложений, выражающаяся, например, в том, что юридическое закрепление границ землепользовании осуществлялась другими документами — проектами землеустройства, независимыми от содержания районной планировки и выполняемыми в более крупном масштабе. На рубеже 1940-х гг., а также в конце 1950-х и начале 1960-х гг., районная планировка была прогрессивно развивающейся формой проектной деятельности, важным каналом проникновения ряда природоохранных идей и ландшафтно-экологических принципов в практику природопользования. Тем не менее, социально-экономическим реалиям и потребностям нашего времени районные планировки не вполне адекватны и полное перенесение этого инструмента в современную практику территориального планирования нежелательно по нескольким причинам. Главная причина - экологический императив, вынуждающий общество отказываться от примата вульгарно понимаемой экономической выгоды. Затем, процесс перераспределения компетенций между центром и регионами, разделение собственности на землю и полномочий по управлению ею. Далее, это возможность для всех хозяйствующих субъектов вовлекаться в мирохозяйственные связи через прямые контакты с иностранными партнерами, что предопределяет и необходимость согласования нормативной базы природопользования с международными стандартами. Наконец, возрастающее число конфликтов из-за ресурсов, территорий, нарушений прав граждан на экологически благоприятную среду обитания - при том, что механизмы согласования интересов и предупреждения конфликтов в районных планировках почти не развиты или развиты весьма слабо. Территориальные комплексные схемы охраны природы реализуются в определенной системе карт. Обычно специально составляются следующие карты: • существующих антропогенных воздействий на природные объекты, • устойчивости природных объектов к антропогенным воздействиям, • современного состояния природных объектов, • планируемых воздействий, • остроты природоохранных проблем и конфликтов, • рекомендуемых природоохранных мероприятий. Масштабы и содержание карт, входящих в состав ТерКСОПов, а также способы представления данных на картах могут существенно различаться. Они не приведены в строгую систему. Обычно ТерКСОПы разрабатывались или как природоохранная часть (раздел) районных планировок, или как самостоятельная форма территориального планирования регионального уровня. Нередко содержание этих схем на практике оказывалось шире, чем сугубо природоохранное. Такие схемы составлялись вплоть до недавнего времени (например, схема охраны природы Кабардино-Балкарии как субъекта Российской Федерации, составленная в 1992 г.). В российской практике и нормативных документах встречаются еще несколько форм территориального планирования. Комплексные схемы по охране природы и природопользованию введены приказом Министерства охраны окружающей среды № 539 от 29 декабря 1995 г. в одном из разделов «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (§4.6). Согласно инструкции эти схемы должны содержать географическую характеристику территории, анализ современного состояния природной среды и его прогноз при существующем и планируемом хозяйственном воздействии, а также мероприятия по оптимизации среды. Опыт разработки этих схем чрезвычайно беден и, не обладая развитым методическим аппаратом, не может эффективно использоваться в широкой практике. Территориальное планирование в России включает еще ряд видов планировочной деятельности, приближающихся к ландшафтному планированию. Функциональное зонирование - наиболее полно развитая и методически оснащенная, а также законодательно закрепленная форма территориального планирования. Вообще, зонирование это один из самых широко распространенных инструментов планировочной деятельности. В общем случае при зонировании выделяются территории с различными свойствами, целевым назначением, режимом охраны и т.п. Особое природоохранное значение имеют несколько видов зон. Буферная зона выделяется вокруг особо охраняемых природных территорий в целях их защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий со стороны соседних пространств. В пределах зоны устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, регулируемый специальными положениями. Охранная зона — примыкающая к охраняемому объекту территория, призванная оградить его от отрицательных антропогенных воздействий среды. Такова, например, зона охраны памятников истории и культуры Вокруг курортов, промышленных предприятий, водных объектов выделяются также зоны санитарной и водной охраны. Рекреационная зона или зона отдыха — это специально организованная зона массового кратковременного отдыха жителей населенного пункта, размещаемая в пределах зеленой зоны, либо внутри парков и скверов поселений. Зона чрезвычайной экологической ситуации согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» — это участок территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зона экологического бедствия согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» — это участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме тех, которые обслуживают проживающее на территории зоны население, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. К формам территориального планирования можно отнести также планирование природно-экологического каркаса территории и построение экологических сетей. Экологическим каркасом территории называют форму пространственно-временной организации территории, способствующую сохранению окружающей среды и рациональному природопользованию. Каркас представляет собой систему ядер (участков строгой охраны видов, охраны местообитаний и охраны ландшафтов) и коридоров (полос, связывающих ядра в систему) разного уровня. Экологический каркас территории выделяется как система земель с такими режимами природопользования для каждого участка, которые предотвращают потерю биологического разнообразия и деградацию ландшафта, а также поддерживают его оптимальное функционирование и динамическую устойчивость. Законодательно и методически эти формы планирования должным образом не обоснованы, но время от времени реализуются на практике.
Рис. 1. Ландшафтное планирование в системе общего территориального планирования Date: 2015-07-24; view: 1507; Нарушение авторских прав |