Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не звенит на радость людям
Тогда старый Вяйня мейнен говорит:
Нет средь нашей молодежи, среди юного народа, нет и в поколенье старшем, кто на кантеле сыграл бы.
То есть не только молодёжь, но и старики – носители народной традиции – понятия не имеют об этом инструменте. Тогда Вяйнямёйнен предлагает отправить кантеле в Похьелу и Сариолу, в другие финские племена, но и там никто не умеет обращаться с гуслями:
В Похьелу отправил короб, в сумрачную Сариолу. Парни в Похьеле играли, парни юные и девы, все женатые играли, все замужние старались. Пробовала и хозяйка, кантеле в руках вертела, пальцами вовсю водила, десятью скребла ногтями. Парни в Похьеле играли, пробовал народ различный, все веселье не в веселье, все игра не в радость людям, струны скручивались в узел, пел визгливо конский волос, звуки грубые рождались, инструмент гремел ужасно.
И в Похьеле и в Сариоле, так же как в роде Калевалы, никто и понятия не имеет об этом инструменте. В результате кантеле возвращают Вяйня мёйнену:
Инструмент несли достойно, с уваженьем подавали в руки сделавшему короб, рунопевцу – на колени.
Перед нами очень яркий рассказ, описывающий первое знакомство финнов и карел с инструментом – кантеле, иначе говоря, с гуслями. Вяйня мейнен, явно не финн по происхождению, приносит народам Суоми гусли и показывает, как на них играть. Итак, Вяйня мейнен – славянин, имя его Ваня. Мы имеем все основания полагать, что Вяйнямёйнен – это наш сказочный Ваня‑Иван, самый известный герой славянских сказок и преданий, легендарный Иван‑царевич, сохранившийся в памяти карело‑финских сказителей подобно тому, как много позже в их эпических песнях появился русский царь Пётр Первый. Как о гусляре в русском фольклоре о нём или о чудесных гуслях множество воспоминаний, например, в таких русских сказках, как «О чудесных гуслях», «Гусли‑самогуды», «Троеструнные гусельцы», «Волшебные гусли».
Вероятно, этот миф восходит к патронимическим легендам о предке вендов – венедов. Это предание о прародителе, давшем своё имя народу‑потомку, подобное сказаниям о Словене и Русе, Кие, Щеке, Хориве, Чехе и Ляхе. Ведь одинаково чуть меняющимся в разных языках словом: венды, венеды, вены называли славян, обитавших на южном берегу Балтийского моря, не только финны (Venäjä), но и германцы[28](саксы, датчане, шведы, немцы), и римляне (лат. Venedi, Venethae, Venethi), и кельты. Иными словами, древние славянское предание, сохранившиеся в карело‑финском эпосе Калевала повествуют о мифическом предке – гусляре, древнем князе‑прародителе славянского союза племён венедов – Вене, Ване, Вяйне. Предание это, как мы видим, очень многим связано с территорией новгородских словен и венедов – славян с южного побережья Балтийского моря.
|