Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Геометрический стиль
С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает. Трудно представить себе два принципиально более различных стиля, чем стиль искусства крито-микенской эпохи и стиль искусства Х-VIII вв. до н. э. Первый основан на живом восприятии явлений природы и передаче мимолетных зрительных впечатлений во всем их многообразии и постоянной смене. Отсюда необычайное богатство тематики этого искусства, охватывающей как царство природы, так и физическую и духовную жизнь человека; отсюда жизнь и движение, которыми проникнуто это искусство; отсюда и орнамент, заимствующий также сюжеты из природы. В геометрическом стиле впечатления реальной жизни как бы оттеснены умозрительными построениями. Крито-микенские мастера, увлеченные потоком все новых и новых впечатлений, не задумываются над приведением этих впечатлений в систему. Керамист эпохи геометрического стиля, оперирующий с немногими отвлеченными простыми фигурами, ясно ощущает необходимость их взаимного соподчинения. На этой почве растет и крепнет его чувство соразмерности, восприимчивость к правильному соотношению деталей в общих рамках задуманного произведения. Греческие художники на протяжении всего многовекового развития греческого искусства никогда не теряли этого, выработанного мастерами геометрической эпохи, чувства соразмерности форм, и поэтому каждое их произведение, будь то храм, картина, статуя или расписная ваза, представляло собой гармоническое целое. Контраст двух стилей — крито-микенского и геометрического — давно привлек к себе внимание ученых, неоднократно пытавшихся найти ему объяснение. В вопросе о происхождении геометрического стиля существуют два взаимно исключающих друг друга взгляда. Одни ученые совершенно отрицают преемственную связь между крито-микенским искусством и искусством геометрического стиля и объясняют появление последнего вторжением новых греческих племен, принесших с собой уже сложившийся, готовый геометрический стиль. Другие исследователи полагают, что переселение дорийцев не имело влияния на появление в Греции нового художественного стиля, что последний сложился на основе местной, грубой керамики, существовавшей в ту эпоху во всех областях Греции наряду с художественной крито-микенской керамикой. В настоящее время наука склонна вступить на средний путь и считать, что геометрический стиль выработался в результате скрещения наследия художественной керамики II тысячелетия, грубой керамики той же эпохи и тех элементов, которые внесены в Грецию дорийцами. По-видимому, основная ошибка при попытках проследить происхождение геометрического стиля заключается в том, что эволюция художественных стилей объясняется здесь без учета породивших их социально-экономических условий. Теория внесения геометрического стиля в Грецию извне предполагает полное уничтожение старой культуры, что противоречит фактам. Ремесленная гончарная традиция II тысячелетия пережила нашествие дорийцев и была воспринята гончарами геометрической эпохи. С другой стороны, геометрический стиль достиг наивысшего расцвета в Аттике, т. е. в области, не затронутой нашествием дорийцев. Наконец, на Крите, в главном очаге развития искусства II тысячелетия, крито-микенская керамика последовательно и логически переходит в протогеометрическую и затем в геометрическую керамику. Таким образом, признавая факт передвижения греческих племен в конце II тысячелетия, известного под названием нашествия дорийцев, не следует приписывать ему решающего значения в вопросе о появлении геометрического стиля. Протогеометрическая керамика ясно свидетельствует о том, что греческое общество XI-Х вв. до н. э. материально обеднело, что экономическая жизнь отдельных племен замкнулась в их географических границах и что художественное творчество упало до уровня простого ремесла. Этим обстоятельством и объясняется перерождение крито-микенского стиля в геометрический. Простому гончару, изготовлявшему сосуды протогеометрического стиля, не нужно было никакой выучки для того, чтобы изготовить вазы с несложным геометрическим орнаментом, который он мог перенять с бытовавших еще в его время поздних крито-микенских изделий или с постоянно бывших у него перед глазами домашних тканей. Воспроизведение геометрического орнамента не нуждалось в длительном художественном воспитании и доступно было всякому. Этим и объясняется внедрение его в искусство того времени, когда ремесло было слабо развито, а искусство ничем не отличалось от ремесла. Позднее, по мере роста благосостояния племен, возросли и требования, предъявляемые к художественному ремеслу. Гончары стали совершенствовать свое умение расписывать.
Date: 2015-07-24; view: 644; Нарушение авторских прав |