Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Многие авторы, изучающие особенности психического развития младших школьников с нарушениями интеллекта, отмечают, что для таких детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребности в познании (Бгажнокова И.М., Лалаева Р.И., Стребелева Е.А. и др.). Как правило, у детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при интеллектуальном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, при сохранных анализаторах. Отмечается замедленный темп восприятия, требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и т.д. Поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.д. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала (4). Для интеллектуально неполноценных детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Дети часто путают правую и левую стороны, дни недели, времена года и т.д. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускаю ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают лишь такие зрительные свойства объектов как величину, цвет. При анализе предметов выделяют их свойства, а не индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у интеллектуально неполноценных детей в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несопоставимым. Затрудняются установить различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Отличительной чертой мышления этих детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу, они часто не замечают своих ошибок. Для детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти у детей с отклонениями в развитии имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с отклонениями выражено не так ярко, как у детей с нормальным интеллектом. Слабость памяти интеллектуально неполноценных детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, столько ее воспроизведения. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у них носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память у детей с интеллектуальным недоразвитием слабо развита (42). Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей слабости. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированностъ, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений влияют на развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Для того, чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У учащихся специальных школ оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. Наряду с указанными особенностями психических процессов у интеллектуально неполноценных детей отмечаются недостатки развития речевой деятельности. У детей с различными нарушениями интеллекта, более чем у нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. При этом страдает непроизвольное внимание в меньшей степени, чем произвольное. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то объекте или одном виде деятельности (4). Нарушение интеллекта проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как правило, дети с нарушением интеллекта предпочитают в работе более легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов учащихся специальных школ влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленной деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Дети с нарушением интеллекта приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуется конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, проводимые ранее, причем переносят их в измененном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими становятся ближайшие мотивы деятельности, а потому не могут правильно оценить решение задания. Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально - волевых процессов учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида.
Date: 2015-07-24; view: 1117; Нарушение авторских прав |