Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями





Многие авторы, изучающие особенности психического развития младших школьников с нарушениями интеллекта, отмечают, что для таких де­тей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потреб­ности в познании (Бгажнокова И.М., Лалаева Р.И., Стребелева Е.А. и др.).

Как правило, у детей на всех этапах процесса познания имеют место эле­менты недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при ин­теллектуальном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень по­знания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, при сохранных анализаторах. Отмечается замедленный темп вос­приятия, требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предла­гаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не по­нимают внутренние связи между частями, персонажами и т.д. Поэтому вос­приятие их отличается меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.д.

Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушением интеллек­та выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего пони­мания материала (4).

Для интеллектуально неполноценных детей характерны трудности воспри­ятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Дети часто путают правую и левую стороны, дни недели, времена года и т.д. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускаю ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают лишь такие зрительные свойства объектов как величину, цвет. При анализе предметов выделяют их свойства, а не индивидуальные признаки. Из-за несо­вершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах от­дельные части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняют­ся составить представление о предмете в целом.

Ярко проявляются специфические черты мышления у интеллектуально не­полноценных детей в операции сравнения, в ходе которого приходится прово­дить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предме­тах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а час­то - по несопоставимым. Затрудняются установить различия в сходных пред­метах и общее в отличающихся.

Отличительной чертой мышления этих детей является некритичность, не­возможность самостоятельно оценить свою работу, они часто не замечают своих ошибок. Для детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала не­разрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти у де­тей с отклонениями в развитии имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже формируется произвольное запоминание, при этом преимущество пред­намеренного запоминания у детей с отклонениями выражено не так ярко, как у детей с нормальным интеллектом. Слабость памяти интеллектуально неполно­ценных детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, столько ее воспроизведения. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у них носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память у детей с интеллектуальным недоразвитием слабо развита (42).


Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая за­бывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей сла­бости.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированностъ, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представле­ний влияют на развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Для того, чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У учащихся специ­альных школ оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематично­стью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовер­шенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у интеллекту­ально неполноценных детей отмечаются недостатки развития речевой дея­тельности. У детей с различными нарушениями интеллекта, более чем у нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. При этом страдает непроиз­вольное внимание в меньшей степени, чем произвольное. Слабость произволь­ного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то объек­те или одном виде деятельности (4).

Нарушение интеллекта проявляется не только в несформированности по­знавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков пе­реживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. У некото­рых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - от­личительные качества их волевых процессов. Как правило, дети с нарушением интеллекта предпочитают в работе более легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов учащихся специальных школ влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие це­ленаправленной деятельности, а также трудности самостоятельного планиро­вания собственной деятельности. Дети с нарушением интеллекта приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руково­дствуется конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, прово­димые ранее, причем переносят их в измененном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими становятся ближайшие мотивы деятельности, а потому не могут правильно оценить реше­ние задания.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально - волевых процессов учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида.

 







Date: 2015-07-24; view: 1117; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию