Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Одежда
Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда — поезжанок. В свадебном костюме специальных участниц этого ритуала (сӱан вате) наряду с традиционными головными уборами и кафтанами сохраняются украшения из серебряных монет. Только на свадьбе можно увидеть полный комплект женских украшений [ 5, с. 100]. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Немаловажное значение в свадебной обрядности марийцев играет приданое невесты, в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели немаловажное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи. Оно имело и престижное значение, так как вышитые элементы одежды показывали мастерство будущей жены. Свадебная одежда и костюм молодушки в представлении народа выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой [интернет 10]. Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья одевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ӱштӧ) и передник (запон) [2, с. 85]. Естественно в настоящее время невеста не соблюдает эти традиции и надевает свадебное платье, фату и по желанию перчатки на руки. Перед уездом из дома невесты, жених и невестой делают три круга вокруг стола и жених дает матери невесты деньги, а отцу бутылку водки, затем родители одевают на голову невесты большой платок и таким образом она уезжает из родного дома [Информатор: Васильева Екатерина Васильевна]. Песни. Назначив день свадьбы, девушка, выходившая замуж, начинала переживать. Она очень много думала, о молодом человеке, который ей нравится [10, с. 44]. Поэтому некоторые песни у невесты очень грустные: Пу меҥге огыл – шыл меҥге, Шортын ойгырен илем. Роман Степанлан кайынем ыле, Ачам ден авамын кинде курийже жал. «Роман Степанлан кайынем ыле, Совла йотке пуаш кӱлеш», - мане. Ынде пуэда поянлан [феядянович, с. 16]. И собственно сама свадьба. Людей, которые пойдут на свадьбу сажают за стол. Старейшина произносит слова молитвы. Сказав эти слова, по всему дому разносится песня. Пералтыза тӱмырдам Шокталтыза шӱвырдам. Пералтыза, шокталтыза Тарватыза сӱандам [Яковлева, с. 46]. С такой песней начинается свадьба у моркинских мари. Песни и пляски сопровождают всю свадьбу, поэтому марийские свадьбы считаются веселыми и интересными. Когда время приходит забирать невесту из родительского дома, то женщины начинают петь песню: Капка йымал пинегыже Ам-ам манале, Ончыч шогыше ӱдырже Мыйат мием манале [информатор: Зинаида Ивановна]. Это как бы своеобразное «спасибо» родителям за невесту, за то, что они воспитали такую хорошую, работящую невесту. И в песнях женщин чувствуется нотка благодарения. Аваж дене ачажым Тӧр коклаш шинчаш йодына Изаж дене йыҥгажым Почеш мияш ӱжына [информатор: Зинаида Ивановна]. На самой свадьбе поются такие песни как: Ош шорыкшым ончымо дене Носким пидаш логале, Шольын кушкын шумо дене Сӱанлан толаш логале. [информатор: Зинаида Ивановна]. Эти замечательные песни поются от лица женщин со стороны жениха. Ӱстембалне кум олма Ик олмаже мыланна, Марий ватын кок ӱдырже Ик ӱдырже мыланна.
Пече меҥге мужыран, Капка меҥге мужыран, Мемнан шольын мужыр уке Мужыр деке толынна.
Шудым солен ок мошто гын, Нӱшкӧ савам пуэна. Сайын иле нок мошто гын, Мӧҥеш конден пуэна [информатор: Зинаида Ивановна]. Обойдя дома в деревне невесты, женщины возвращаются обратно в дом невесты, поев и попив, невеста, жених и все гости направляются в деревню к жениху. Но приехав в деревню, они не сразу идут в дом жениха, а сначала заезжают в гости к крестной и крестному жениха, а только потом в дом жениха. Все это время поют песни уже женщины не со стороны жениха, а уже женщины со стороны невесты (почеш кайыше-влак). Они поют песни такого типа: Ош мераҥлан каласыза Ош вуй шудым ынже коч Мемнан веҥелан каласыза, Тошто таҥже дек ынже кошт [Информатор: Назарова Мира Эвакимовна]. Эти песни поются во время обхода деревни женщин со стороны невесты. Они больше направлены на то, чтобы невесту в новом доме не обижали и не обделяли. Пӧртын ӱштмӧ шӱкшакдажым Пӧртончык луктын ида шу, Мемнан кодымо шӱжарнажым Утеш луктын ида шу [Информатор: Семенова Зинаида Ивановна]. После обхода всей деревни с плясками и песнями женщин, они возвращаются в дом жениха и начинают собираться в ЗАГС, для регистрации брака. После регистрации, у современных шордурских мари, обычно продолжение праздника в кафе, либо в столовой поселка Морки. И уже песни не поются, а весь народ культурно отдыхает в кафе. Date: 2015-07-24; view: 383; Нарушение авторских прав |