Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марийская свадьба
Свадьба была одним из наиболее важных событий в жизни семьи, она санкционировала переход жениха и невесты в новую социальную категорию, ввод в семью нового члена XIX – начале ХХ веков у марийцев были известны две формы заключения брака: по сватовству и путем кражи невесты. Преобладающей была первая – брак со сватовством и свадьбой. Поэтому свадьба с более или менее полным исполнением традиционного ритуала считалась наиболее правомочным актом оформления брака [1, с. 78]. Второй формой заключения брака был брак путем кражи (умыкания) невесты женихом. Однако уже с конца ХIХ века умыкание не носило характера фактического похищения. В большинстве случаев оно проводилось по предварительной договоренности жениха и невесты и с полного согласия последней [1, с. 78]. В свадебном цикле можно выделить условно три основных периода: предсвадебный, охватывающий время от смотрин до свадьбы; свадебный, представляющий собственно свадьбу; послесвадебный, этап вступления молодых в семейную трудовую жизнь [3, с. 157]. Предсвадебный период. Ӱдыр ончымаш (смотрины) – один из первых актов предсвадебного периода. Вопрос о женитьбе сына, так как и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи [9, с. 129]. В выборе невесты, которую чаще всего искали в других населенных пунктах, активно помогали родственники. Человека, по чьей рекомендации началось сватовство, называли ончыч коштшо. Эту функцию свахи чаще выполняла женщина [9, с. 129]. Получив согласие родителей невесты, совместно договаривались о дне сватовства (ӱдыр йӱктымаш). Но это еще не согласие на свадьбу. Окончательный ответ невесты дают на следующем этапе, при сватовстве [9, с. 129]. Сватовство и свадебный договор – следующий комплекс предсвадебных ритуалов. Количество родственников, принимающих участие в сватовстве, обычно нечетное, включая самого жениха. После всех действий, получив согласие девушки на брак, жених с невестой обходили деревню, заглядывая во все дома, особенно родственников невесты, которых звали на свадьбу. Создать свою семью и начать супружескую жизнь молодые могли только после проведения свадьбы с приглашением родственников, соседей и односельчан [4, с. 231]. Свадьба. Собственно сама свадьба (сӱан) происходит в доме жениха и в доме невесты. Утром в день свадьбы родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд, который состоял из 20 и более подвод [9, с. 131]. Пока свадебный поезд собирается в дорогу, двигается и останавливается в доме свата, в доме невесты идут соответствующие приготовления к встрече свадебного поезда: сбор невесты и подготовка подарков [9, с. 131]. Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья надевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ӱштӧ) и передник (запон). Первым в дом невесты заходит дружка жениха (изи веҥе), жених, пӱрашмарий и пӱрашвате. У моркинских дружку называли наоборот – кугу веҥе (большой зять) [9, с. 132]. Отведав хлеб с солью, жених становится между невестой и ее пожилым родственником, сидевшим вначале столом [9, с. 133]. По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. Это означало, что с данного дня она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему 9, с. 134]. После проводов всех гостей, молодых отводили в амбар и укладывали в постель. В брачную постель под подушку клали предметы женского или мужского обихода, в зависимости от того, кого хотели видеть в лице первенца – мальчика или девочку [9, с. 135]. Послесвадебный период. На следующий день, подняв молодых с постели, отправляли их в истопленную с раннего утра баню. После возвращения из бани молодая жена раздавала присутствующим в доме подарки, начиная с отца и матери своего мужа. Затем, наоборот, отдавали молодых – кто чем мог, а некоторые из гостей тут же клали на стол деньги – медные и серебряные монеты, «смотря по достатку». Завершалась эта утренняя церемония демонстрацией мастерства невесты. Прежде всего она должна была показать, как умеет печь блины. Этими блинами угощает всех, кто приходил посмотреть на молодуху. Таким образом начиналась трудовая жизнь молодой в доме жениха. В этот же день продолжался пир в доме жениха. Приглашать новую родню (у родо) – отца и мать и других родственников невесты направлялся сам жених. На третий день свадьбы новые родственники, уже со стороны жениха, отправлялись в дом отца невесты [9, с. 136]. В характере проведения свадеб исключительно ярко проявляется социальная принадлежность брачащихся, их образовательный и квалифицированный уровень. Доля свадеб без каких-либо традиционных элементов у служащих выше, чем у колхозников. Свадьбы лиц, имеющих среднее или высшее образование, проводятся обычно без обрядов [9, с. 139]. Date: 2015-07-24; view: 882; Нарушение авторских прав |