Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников средствами коллективных методов обучения





 

2.1. Выявление исходного уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий учащихся начальных классов

 

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира проводилась на базе средней школы № 45 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «А» (22 человека) – экспериментальный класс и 4 «Б» (22 человека) – контрольный класс, всего 44 человека в течение 2012-2013 учебного года.

В целях выявления особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.

Программа экспериментального исследования представляет собой календарный план исследования:

1-12 сентября 2012 г. – отбор педагогических методик.

12-18 сентября 2012 г. – разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).

19, 20, 21, 22 сентября 2012 г. – констатирующий эксперимент

Сентябрь 2012 г. – март 2013 г. – формирующий эксперимент.

12, 13, 14, 15 марта 2013 г. – контрольный эксперимент.

16-19 марта 2013 г. – обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.

В его ходе эксперимента решались следующие эмпирические задачи:

1. Определить структурные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.

2. Выявить методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении и анализе теоретических подходов, в выявлении особенностей (опора на наглядно-образное мышление, обязательное использование стимульного материала, ограничение количества заданий, связанных с привлечением письменной речи, опора на игровую деятельность, постепенное расширение коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и усложнение коммуникативной деятельности) и этапов формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы; разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Констатирующий эксперимент проводилось с 19 по 22 сентября 2012 г. На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «А» экспериментального и 4 «Б» контрольного классов.

1. Для исследования исходного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий нами был применен опросник, предназначенный для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов).

Данная методика проводится с целью диагностики общительности младших школьников.

Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика потребности в общении. Данная методика поз

Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями (приложение Г), ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 – оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.

Возраст: младшие школьники (9-10 лет)

Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.

Метод оценивания: анализ результата.

Показатели уровня выполнения задания:

1. низкий уровень – 0-5 баллов;

2. средний уровень – 6-10 баллов;

3. высокий уровень – 11-15 баллов.

Критерии оценивания:

1. Продуктивность самостоятельной работы;

2. Умение оценивать свои качества;

3. Умение выбирать наиболее подходящий вариант для себя из предложенных;

4. Эмоциональное отношение к перспективе общения: позитивное (общение с удовольствием, интересом), нейтральное (общение в силу необходимости) или отрицательное (нежелание общаться со сверстниками).


Опросные листы заполнялись 19 сентября 2012 г.

При обработке результатов опросного листа на начальном этапе были получены следующие результаты:

Высокий уровень (11-15 баллов): 18 % ­ 4 «А», 22 % - 4 «Б»

Средний уровень (6-10 баллов): 45% - 4 «А», 50 % - 4 «Б»

Низкий уровень (0-5 баллов): 37 % - 4 «А», 28 % -4 «Б»

Полученные результаты представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Результаты заполнения опросных листов на начальном этапе

 

Из диаграммы видно: полученные данные показывают, что у учащихся 4 «А» класса экспериментальной группы уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 18%, а в контрольной группе учащихся 4 «Б» класса на 4 % выше, т.е. – 22%. Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий учащихся 4 «Б» класса составил 50%, и на 4% больше средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «А» класса, который составил 54%. Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий, который считается ниже среднего одинаков в экспериментальной и контрольной группах и составил 28%. В таблице 2.1 представлены количественные данные.

Таблица 2.1 – Количественные данные опроса оценки потребности в общении 4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе эксперимента

  низкий средний высокий
4 «А»      
4 «Б»      

 

В среднем разброс показателей в контрольном и экспериментальном классах невелик.

1. 20 сентября 2012 года в экспериментальном (4 «А») и контрольном (4 «Б») классах было проведено тестирование по определению психологической атмосферы в классе (по методике Н. Тутушкиной).

Целью данного исследования является диагностика внутреннего психологического состояния в классе.

Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в группе.

Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями (приложение Д). Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка)

Показатели уровня выполнения задания:

1. низкий уровень – 10-30 баллов;

2. средний уровень – 31-50 баллов;

3. высокий уровень – 51-80 баллов.

Критерии оценивания:

1. Продуктивность самостоятельной работы;

2. Умение оценивать ситуацию в классе;

3. Эмоциональное отношение к перспективе взглянуть на свой класс со стороны.

Возраст: младшие школьники (9-10 лет)

Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.

Метод оценивания: анализ результата.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.2.

Количественные показатели приведены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Количественные данные оценки психологической атмосферы 4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе эксперимента


  низкий средний высокий
4 «А»      
4 «Б»      

 

Рисунок 2.2 – Результаты заполнения тестовых листов диагностики психологической атмосферы в классе на начальном этапе

 

Из диаграммы видно, что в контрольном и экспериментальном классах психологическая атмосфера примерно одинаковая: высокий уровень по 22% в каждом классе. 59 % учащихся экспериментального и 54 % учащихся контрольного классов считают, что психологическая атмосфера в их классе находится на среднем уровне. Это касается как экспериментального, так и контрольного классов. 19% в экспериментальном и 24% в контрольном оценивают ее на низком уровне.

2. 21 сентября 2012 года в экспериментальном (4 «А») и контрольном (4 «Б») классах было организовано выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская).

Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям и инструкция (Приложение Е)

Показатели уровня выполнения задания:

1. низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2. средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому участнику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3. высокий уровень – в итоге фишки разделены на 4 кучки:

а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);

б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек);

в) кучка с синими белыми и зелеными кругами и треуголниками (6 фишек) второго ученика;

г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы)..

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;


Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;

Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;

Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием, интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Возраст: младшие школьники (10,5-11 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.3. Количественные показатели по данной методике представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Данные оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе эксперимента

  низкий средний высокий
4 «А»      
4 «Б»      

 

Рисунок 2.3 – Анализ выполнения задания «Совместная сортировка»

 

Диаграмма показывает, что лишь 13 % учащихся экспериментального класса и 18 % учащихся контрольного класса имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. На среднем уровне задание выполнили 40 % учащихся экспериментального и 36 % учащихся контрольного классов. С другой стороны 47 % учащихся экспериментального класса и 46% учащихся контрольного класса проявили низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий.

3. 22 сентября 2012 года в экспериментальном (4 «А») и контрольном (4 «Б») классах было организовано выполнение задания «Осенний букет» (модифицированная проба Ж. Пиаже «Ваза с яблоками»).

Данная методика проводилась с целью оценки уровня умения поставить себя на место другого человека.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Описание методики: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками

Показатели уровня выполнения задания:

1. низкий уровень – ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей, рисунки одинаковые или листья на рисунке раскрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника;

2. средний уровень – частично правильный ответ: ребенок понимает наличие различных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение листьев соответствует точке зрения художника;

3. высокий уровень – ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение листьев соответствует позиции художников.

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственных.

- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Возраст: младшие школьники (10,5-11 лет)

Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми.

Метод оценивания: анализ рисунков.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Анализ выполнения задания «Совместная сортировка»

 

Рисунок 2.4 показывает, что больше половины учащихся (55% учащихся экспериментального класса и 60 % учащихся контрольного классов) не смогли выполнить это задание. Лишь 36 % учащихся 4 «А» и 31 % учащихся 4 «Б» смогли выполнить задание на среднем уровне. По 9 % учащихся в каждом классе смогли выполнить задание на высоком уровне. Это значит, что учащимся необходимо развивать понимание возможности различных точек зрения и позиций, т.е. преодолевать эгоцентризм, учиться ориентироваться на позиции других людей.

В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 классов у учащихся контрольного класса и экспериментального классов находится примерно на одном уровне и является невысоким.

 







Date: 2015-07-24; view: 1602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию