Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы на рынке образовательных услуг и возможные пути решения. Можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования





Можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования. Первая – это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний. Вторая проблема – прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями. И последняя, третья проблема – недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, кончено, дистанционное образование.

Актуален вопрос изменений во взаимодействиях "преподаватель - студент", "руководство вуза - контингент обучающихся". При укоренявшемся десятилетиями государственном заказе на подготовку специалистов, определении сверху содержания курсов и т.п. формировался тип обучения с авторитарной позицией преподавателей, деканатов и т.п. по отношению к студентам. Этот тип взаимоотношений устарел. Сегодня практикуется (в частности, в некоторых российских негосударственных вузах) иной тип внутриуниверситетских отношений - коллегиальность, основанная на идее совместной работы по освоению конкретной специальности. В этом плане интересен опыт британских университетов. В них, как правило, при реализации той или иной образовательной программы создается специальный комитет, в который входят как преподаватели, так и студенты. Любой преподаваемый модуль или курс имеют связанный с ними формальный механизм для выяснения мнений студентов по поводу преподавания. Обычно такая обратная связь устанавливается через опросы; иногда используются «фокус-группы».

На каждом этапе изучения мнений активно привлекаются студенты и поощряется участие студенческого союза. По данным нашего исследования, к такому типу взаимоотношений сегодня готовы примерно 40% студентов (две группы из шести). Они ориентированы а) на получение конкретной специальности, б) на освоение данной области научного знания. Вокруг установок этих групп можно строить не только стратегию формирования будущих специалистов, но и проводить некоторую агитацию для привлечения студентов в аспирантуру. Их вовлечение в сотворчество по специальности позволит изменить обстановку в студенческой аудитории, преодолеть влияние той группы студентов, которая ориентирована на получение прежде всего удовольствий, связанных со статусом студентов, либеральным распорядком дня и т.п. При переходе к такой парадигме не исключается проблема преодоления психологической инерции части профессорско-преподавательского состава. Что касается администрации вузов, то в ее среде пока еще не наблюдается целенаправленного применения рыночных механизмов, стратегий конкурентного поведения. В частности, недостаточно используются возможности социологии в исследовании управленческих проблем.

Смена парадигм образования косвенно связана с проблемой непрерывного образования. Как известно, основная часть специальных знаний обновляется каждые 7-9 лет. Фундаментальность же образования позволит ограничиваться относительно краткосрочными формами дополнительного образования. Необходимостью становится и обучение будущих специалистов методике обновления собственного багажа знаний и умений.

В заключение следует отметить, что, хотя уже имеется определенная нормативная база, в которой акцентируется внимание на вопросах конкуренции в сфере образования, оно пока еще ищет место в рыночной экономике. В связи с этим усиливается необходимость в продолжении исследований, направленных на обобщение опыта проводимых сегодня разного рода образовательных экспериментов, внедрения инновационных проектов и т.д., в дальнейшем глубоком социологическом анализе их последствий.


Заключение

На сегодняшний день мировое сообщество все больше обращает внимание на сферу образования и науки. Общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности.

Образование - это, прежде всего объективная общественная ценность.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

Глобальные общественные блага - это блага, выгоды от которых универсальны для людей (всех групп населения), стран, поколений (современных и будущих): климат, озоновый слой, биоразнообразие, леса и др.

Для глобальных общественных благ характерны:

- неисключимость (атмосферный воздух, озоновый слой и многие другие блага одни на всех, и ни одна страна мира не может быть исключена из пользования глобальными экологическими благами)

- неконкурентность для всего человечества, всех стран мира и поколений (потребление этих благ одной страной не может снизить их потребление другой, здесь страны не являются конкурентами). Неконкурентность в потреблении также часто определяется как неделимость выгод.

Модель устойчивого развития в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества реализуется при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. В методологическом контексте этот закон «материализуется» в «принципах опережения» в развитии образования:

- принцип опережения качества «живого знания», транслируемого в образовании, по отношению к качеству «овеществленного знания» в технологиях, в «системах» сфер деятельности специалиста;

- принцип опережающего развития качества высшего образования по отношению к образованию в целом, с тем чтобы обеспечивать опережение в подготовке кадров для самого образования и науки;

- принцип опережающего развития подготовки кадров высшей научной квалификации (через аспирантуры, докторантуры, соискательство) по отношению к потребностям развития высшей школы, образования, науки и технологии на основе соединения высшего образования и науки.

Образовательное общество есть такое общество, в котором реализуется право человека на непрерывное образование как условие его динамического развития в «мире изменений». Само непрерывное образование опирается на систему высшего образования, которое приобретает характеристику всеобщего высшего образования.

Образование является базисом всего общественного воспроизводства и это - один из главных признаков образовательного общества.

Образовательное общество, по нашей оценке - ключевая категория в прогнозном сценарии развития образования в XXI веке в России и в целом в мире, главное условие перехода человечества на стратегию устойчивого развития, которое есть ноосферное развитие или, что, тоже самое, управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта.

 

Список использованной литературы

1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. М.: Экономика, 2009.

2. Аракелян С.М., Демидов К.В., Сергеев А.Г. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных услуг в РФ: сб. науч. трудов. В 2 т. М., 2002.

3. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004.

4. Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации / Под ред. С.Н. Бобылева. М., Программа Развития ООН (шесть докла­дов за 2000-2013 гг.)

5. Добровольский Г.В. Тихий кризис планеты // Вестник РАН.– 1997.

6. Ерошин В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Известия Российской Академии образования. 2002.

7. Основные положения стратегии устойчивого развития России // Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. 3–14 июня 1992 //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.

8. Субетто А.И., Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13946, 27.10.2006.

9. Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Известия Российской Академии образования. 2002.







Date: 2015-07-24; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию